Кряшены: история и культура
К вопросу о происхождении кряшен
При составлении библиографического указателя «Кряшеноведение» (7) пришлось изучать традиционные и электронные библиографические и печатные ресурсы крупнейших библиотек относительно различных аспектов кряшеноведения. Оказалось, малоосвещенной, следовательно, малоизученной остается история кряшен.
Кряшены в какой-то мере упоминаются в трудах русских миссионеров касательно периода с середины 16 века (после завоевания Казани). По-видимому поэтому впоследствии и татарские ученые определили начало истории кряшен с середины 16 века, а некоторые даже с 18 века.
Исключением являются труды М.С. Глухова. Он предположил, что этноним кряшены «восходит к историческим керчинам (от санскрипта: кер – гора + чин- человек), т.е. жителям гор, и в прошлом, очевидно, служил этническим названием одного из тюркских племен, известных как кераиты (гераиты) – основного населения средневековой Керии – наследницы первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается,- продолжает М.С. Глухов, — практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племен приводится в словаре М.Кашгарского (1073 г.), в работах персидского историка Рашид-ад-Дина (У111 в.). С Х века кераиты исповедали христианство несторианского толка. Известно, далее пишет он,- что еще в 718 г. несторианский патриарх Тимофей обратил в Каракоруме в христианство анатолийского султана (Павлович М., 1927). В составе единого государства кераиты мирно сосуществовали с уйгурами – манихеями и несторианами по вероисповеданию. Тюркоязычность кераитов многократно подтверждена исследованиями специалистов (Муканов М.С,, Викторова Л.А., Ховорс Г., 1984).» (3, с. 327-334.)
Далее М.С. Глухов освещает свое видение дальнейшей судьбы кераитов. Если до этого он ссылался на конкретные источники, в этой части он указывает источники, которые только косвенно подтверждают его прозрения. Среди них труды Д.М. Исхакова, П.П. Семенова (Тянь-Шанского, С.Х.Алишева, Н.И.Воробьева и некоторых других.
М.С. Глухов, единственный среди исследователей, тщательно изучал историю кряшен выискивая среди многочисленной литературы даже малейшие упоминания о кряшенах. Тогда многие средневековые источники (восточные и западные) еще не были переведены и напечатаны.
В исследованиях других ученых вопрос о формировании кряшенского этноса сводится к христианизации татар после взятия Казани (например, Д.М.Исхаков) или даже с середины 18 века, времени жесткой миссионерской деятельности Луки Канашевича в Казанском крае ( например, Ф.Г. Ислаев ). Отсюда вместо самоназвания «кряшены» в Татарстане используется термин «крещеные татары». Правда, термин был введен в научный оборот еще в 19 веке русскими миссионерами, прежде всего учеными и преподавателями Духовной академии. Они разделяли кряшен на 2 группы: старокряшены и новокряшены. Мне представляется, они не ставили проблему выяснить с какого времени существуют старокряшены. Они подчеркивали их большую по сравнению с новокрещенами приверженность к православию, занимались их просвещением.
Итак, кряшены – тюркский народ по происхождению, православные христиане по вероисповеданию. На Средней Волге среди тюркских народов только 2 таких общностей: кряшены и чуваши. Следовательно, историю этих народов, в данном случае кряшен необходимо изучать в тесной связи с вопросом о распространении христианства в Камско-Волжском регионе.
Теперь ученым хорошо известно, что христианство в среду местного населения Поволжья проникло еще во времена Хазарского каганата, затем Волжской Булгарии, Золотой Орды. Так, в Никоновской летописи есть сведения о том, что в 990 году князь Владимир направляет в Булгарию Марка Македонского для проповеди христианства. В итоге четверо булгарских князей пришли в Киев, чтобы там креститься. Найденные при археологических раскопках около Малой Перещепины и хранящиеся в Государственном эрмитаже сокровища Кубрат хана, среди которых имеются символы христианства: золотые кресты на монетах, на вставке из горного хрусталя и др. также позволяют сделать вывод, что часть раннеболгарской знати, в том числе пришедшая на Среднюю Волгу, исповедовала христианство (9, с. 30, 123).
Хотя авторы многотомного издания «История татар» утверждают, что к концу Х века Булгария становится средневековым мусульманским государством, на всей территории которой полностью утвердился ислам (8, с.134), он (ислам ) на Волге, по-видимому, приживался медленно в городах и особенно, в сельской местности. Об этом свидетельствует сочинение «Таварих и Булгария» булгарского писателя Хисамутдина бине Шарафетдин аль Муслими и свидетельства арабских путешественников. Так, Эль- Балхи оставил запись: о «внутренних булгарах-христианах», Ибн-Хаукаль отмечает наличие среди внутренних булгар христиан и мусульман, Ибн Русте писал: «большая их (булгар – Т.Д.) часть приняла веру ислама, неверный из их поклоняется любому, что встречается из понравившегося ему» (9, с.702), т.е. является язычником. Следовательно, среди булгар сохранилось и язычество, что подтверждается также найденными на Майкарском городище украшениями – амулетами, отражающими космогонические, еще языческие, по мнению специалистов, представления булгар (9, с. 403).
Согласно Лаврентьевской летописи в 1229 году принял мученическую смерть от жителей Великого города купец болгарин Аврамий, проповедовавший христианство в Булгарии и отказавшийся отступить от своей веры. В следующем году его останки были вывезены в город Владимир и православная церковь причислила Аврамия к лику святых. (Словарь исторический о русских святых. – М., 1990.- С. 2).
Также очень интересные сведения о проникновении православного христианства в Поволжье содержатся в родословных золотоордынских ханов, опубликованных журнале «Мирас» (за 1994 год, № 4). Науке давно известно, что некоторые золотоордынские ханы были православными христианами и связаны брачными узами не только с великими русскими князьями, но и с православными византийскими императорами. Как известно, христианство распространялось среди монголов еще во времена Чингиз-хана. Христиане несторианского толка были в семье самого правителя и его наследников (например, старшая жена любимого четвертого сына Толуя Соркуктани-беги, кереитка по национальности была христианкой несторианского толка. (11 с. 44).
Анализируя пути и время проникновения христианства на территорию Волго-Камского региона до 16 века А.В.Журавский выделяет 5 этапов: 1)Хазарско-Аланский период, У11-Х вв.; 2) Южнорусский период- проникновение христианства из Киевской Руси, Х-Х1 вв.; 3)Владимирский период- проникновение христианства из Северной (Владимирской) Руси, Х11в.; 4) Золотоордынский период, Х111-ХУ1 вв.; 5) Московский период- проникновение христианства из Северной (Московской) Руси, ХУ-ХУ1 вв. (8, с. 144)
Однако, пока нет достаточных сведений о масштабах распространения христианства в те далекие времена и непосредственной связи тех христиан с современными кряшенами, следовательно нужны дальнейшие исследования. Тем более многие источники сейчас публикуются: есть переводы арабских источников в многотомной истории татар, центр по изучению военной и общей истории в лице Р.П. Храпачевского выпускает пятитомное издание «Золотая Орда в источниках», где будут отражены арабские и персидские сочинения, русские и армянские источники, сочинения монгольских, китайских и европейских авторов. Уже вышли в свет 1 и 3 тома.
В Татарской электронной библиотеке появилась интерпретация доктора философских наук Ризы Бариева пока официально непризнанных булгарских летописей «Джагфар тарихы». Там есть сведения о том, что в 619 году болгарский правитель Бу-Юрган (Орган) для укрепления союза с Византией с частью булгар принял православное христианство в греческом городе Херсонесе (Корсуни), который булгары называли Кряшен. Отрывок интересен не только новыми сведениями о принятии христианства булгарами, но первым упоминанием термина «кряшен» в булгарских источниках. Возможно, в вновь переводимых источниках есть упоминания о кереитах или христианах среди тюркских народов Великой Булгарии и Золотой Орды. Именно, в источниках, отражающих жизнь Великой Степи следует по крупицам искать историю кряшен.
Особенно интересен булгарский след в связи с тем, что он сохранился в народном песеннем творчестве до наших дней. Так, например, в 1997 году в газете “Керәшен сүзе “ .- (1997.- № 11 (37), 27 ноября) бывший директор школы деревни Кәләй Альметьевского района Г. Рахматуллина вспоминала услышанную 43 года ранее, т.е. в 1954 году кряшенскую песню:
Ургый гына ургый урак урдым
Ата-бабабызның кәсебе.
Керәшеннәр кем дип сорасагыз,
Болгарлардан килгән нәселе.
По мнению специалистов по евразийстсву пограничье между Западом и Востоком в Х111-Х1У веках проходило между империей Чингизидов, православной Византией и Киевской Русью с одной стороны, и западными католическими государствами и Римским папством, с другой. По мере распада Золотой Орды это пограничье продвинулось на Восток и в настоящее время представляет территорию Российской Федерации, более конкретно республику Татарстан. Самое острие этого пограничья проходит через сердца и души кряшен – народа, тюркского по происхождению, православного по вере, желающего сохранить свою самобытность и самоидентификацию и доказать о добровольном выборе своей религии.
Мне могут возразить, что нет никаких доказательств о принадлежности современных кряшен к тем далеким христианам Волжско-Камского края. Но, ведь, обратное тоже не доказано. Не могли же вовсе не сохраниться потомки тех христиан, не могли же они улететь в небо или провалиться под землю. Если сами правители были христианами, безусловно, часть подданных (если и не все) принадлежала к этой конфессии. Следовательно, проблема требует опять же дальнейшего исследования, как и многие другие вопросы относительно истории кряшен.
Косвенные доказательства, что кряшены приняли христианство, будучи язычниками, а не мусульманами имеются. Исследователи легко обнаруживают остатки язычества в обрядах и праздниках, говорах и диалектах, в одежде и других сферах материальной культуры кряшен почти при полном отсутствии арабизмов. Даже сегодня в Татарстане сохранились представители народа — язычники, идентифицирующие себя как кряшены.
Особенно большой интерес в этом отношении представляет музыкальный фольклор кряшен, так как именно в кряшенских песнях сохранилось общее духовное и культурное наследие тюркского народа Волжско-Камского края доисламского периода
Литература
1. Аджи М. Европа, тюрки, Великая степь /М. Аджи.- М.: АСТ, 2004.- 475 с. (Историческая библиотека).
2. Бариев Р. Древние и средневековые государства Булгар / Р. Бариев //Татарская электронная библиотека.- Режим доступа: http: //kitap.net.bariev
3.Глухов М.С. Tatarica: энциклопедия /М.С. Глухов.- Казань:Ватан.- С.327-334.
4. Глухов-Ногайбек М. Судьба гвардейцев Сеюмбеки: неформальный подход к ещё неписаным страницам истории [Текст] /М. Глухов-Ногайбек.- Казань: Ватан, 1993.- 286 с.
5.Гумилев Л.Н. Древние тюрки /Л.Н.Гумилев – М.: «Калашников – Комаров и К, 1993.-526 с.
6. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа: истоки, становление и развитие / Г.М. Давлетшин.- Казань: Таткнигоиздат, 2004.- 429 с.
7. Дунаева Т.Г. Кряшеноведение: библиогр. указ /Т.Г.Дунаева, КГУКИ – Казань: Изд-во КГУКИ, 2008.- 282 с.
8. Ислам и христианства в диалоге культур на рубеже тысячелетий: материалы Междунар. науч.-практ.конф. –Казань: Арт-кафе, 2001.- 312 с.
9.История татар с древнейших времен. В 7-и томах. Т.2. Волжская
Булгария и Великая Степь [Текст].- Казань: РухИЛ.-2006.- 959 с.
10.Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Раздел «. Кряшены (историко-этнографический очерк) /Д.М. Исхаков // Татарская электронная библиотека.- Режим доступа: http://kitap.net.ru/isxakov
11.Современное кряшеноведение: состояние и перспективы: Материалы науч. конф. 23 апр. 2005 г./ Кряшенский приход г.Казани, Обществ. организация народности кряшен г.Казани. – Казань, 2005. -156 с.
Из содерж.: Ахунов А.М. Распространение христианства в Поволжье: Хазарский каганат и Золотая Орда.- с.40-55; Баркарь Е.В. Кипчакско-несторианское происхождение кряшен.-с.56-64.Т.Г.Дунаева, проф.