Кряшены: история и культура

Кряшены: история и культура

К вопросу о происхождении кряшен

При составлении библиографического указателя «Кряшеноведение» (7) пришлось изучать традиционные и электронные библиографические  и печатные ресурсы крупнейших библиотек относительно   различных аспектов кряшеноведения. Оказалось,  малоосвещенной, следовательно, малоизученной остается  история кряшен.

Кряшены в какой-то мере упоминаются в трудах русских миссионеров касательно  периода с середины 16 века (после завоевания Казани). По-видимому поэтому  впоследствии и татарские ученые  определили начало истории кряшен с середины 16 века, а некоторые даже с 18 века.

Исключением являются труды М.С. Глухова. Он предположил, что этноним кряшены «восходит к историческим керчинам (от санскрипта: кер – гора + чин- человек), т.е. жителям гор, и в прошлом,  очевидно, служил этническим названием одного из тюркских племен, известных как кераиты (гераиты) – основного населения средневековой Керии – наследницы первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается,- продолжает М.С. Глухов, — практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племен приводится в словаре М.Кашгарского (1073 г.), в работах персидского историка Рашид-ад-Дина (У111 в.). С Х века кераиты исповедали христианство несторианского толка. Известно, далее пишет он,- что еще в 718 г. несторианский патриарх Тимофей обратил в Каракоруме в христианство анатолийского султана (Павлович М., 1927). В составе единого государства кераиты мирно сосуществовали с уйгурами – манихеями и несторианами по вероисповеданию. Тюркоязычность кераитов многократно подтверждена исследованиями специалистов (Муканов М.С,, Викторова Л.А., Ховорс Г., 1984).» (3, с. 327-334.)

Далее М.С. Глухов освещает свое видение дальнейшей судьбы  кераитов. Если до этого он ссылался на конкретные источники, в этой части  он указывает источники, которые  только косвенно подтверждают его прозрения. Среди них труды  Д.М. Исхакова, П.П. Семенова (Тянь-Шанского, С.Х.Алишева, Н.И.Воробьева и некоторых других.

М.С. Глухов, единственный среди исследователей, тщательно изучал историю кряшен выискивая среди многочисленной литературы даже малейшие упоминания о кряшенах. Тогда многие средневековые источники (восточные и западные) еще не были переведены и напечатаны.

В исследованиях других ученых вопрос о формировании  кряшенского этноса   сводится к христианизации татар  после взятия  Казани (например, Д.М.Исхаков) или даже с середины 18 века, времени  жесткой миссионерской деятельности Луки Канашевича в Казанском крае ( например, Ф.Г. Ислаев ).  Отсюда вместо самоназвания «кряшены» в Татарстане используется термин «крещеные татары». Правда, термин был введен в научный оборот еще в 19 веке русскими миссионерами, прежде всего учеными и преподавателями Духовной академии. Они разделяли  кряшен на 2 группы: старокряшены и новокряшены. Мне представляется,  они не ставили проблему выяснить  с какого времени существуют старокряшены. Они подчеркивали их большую по сравнению с новокрещенами  приверженность к православию, занимались их просвещением.

Итак, кряшены – тюркский народ по происхождению, православные христиане по вероисповеданию. На Средней Волге среди тюркских народов только 2 таких общностей:  кряшены и чуваши. Следовательно, историю этих народов, в данном случае кряшен необходимо изучать в тесной связи с вопросом о распространении христианства в Камско-Волжском регионе.

Теперь ученым хорошо известно, что христианство в среду местного населения Поволжья проникло  еще во времена  Хазарского каганата, затем Волжской  Булгарии, Золотой Орды. Так,  в Никоновской летописи  есть сведения о том, что в 990 году князь Владимир направляет в Булгарию  Марка Македонского для проповеди христианства. В итоге четверо булгарских князей пришли в Киев, чтобы там креститься. Найденные при  археологических раскопках около Малой Перещепины и хранящиеся  в Государственном  эрмитаже сокровища Кубрат хана, среди которых  имеются  символы христианства: золотые кресты  на монетах, на вставке из горного хрусталя  и др. также позволяют сделать вывод, что часть раннеболгарской знати, в том числе пришедшая на Среднюю Волгу, исповедовала христианство (9, с. 30, 123).

Хотя авторы многотомного издания «История татар» утверждают, что к концу Х века Булгария  становится средневековым мусульманским государством, на всей территории которой  полностью утвердился ислам (8, с.134), он (ислам ) на Волге, по-видимому, приживался медленно в городах и  особенно,  в сельской местности. Об этом свидетельствует сочинение «Таварих и Булгария» булгарского писателя Хисамутдина  бине Шарафетдин аль Муслими и свидетельства арабских путешественников. Так, Эль- Балхи оставил запись: о «внутренних булгарах-христианах», Ибн-Хаукаль отмечает наличие среди внутренних булгар христиан и мусульман, Ибн Русте  писал:  «большая их (булгар – Т.Д.) часть приняла веру ислама, неверный  из их поклоняется любому, что встречается из понравившегося ему» (9, с.702), т.е. является язычником. Следовательно, среди булгар сохранилось и язычество, что подтверждается  также найденными  на Майкарском городище украшениями – амулетами, отражающими  космогонические, еще языческие, по мнению специалистов, представления булгар (9, с. 403).

Согласно Лаврентьевской летописи в 1229 году принял мученическую смерть от жителей Великого города купец болгарин Аврамий, проповедовавший христианство в Булгарии  и отказавшийся отступить  от своей веры. В следующем году его останки были вывезены  в город Владимир и православная церковь причислила Аврамия к лику святых. (Словарь исторический о русских святых. – М., 1990.- С. 2).

Также очень  интересные сведения о проникновении православного христианства в Поволжье содержатся в родословных золотоордынских ханов, опубликованных  журнале «Мирас» (за 1994 год, № 4). Науке давно известно, что  некоторые золотоордынские ханы были православными христианами  и  связаны брачными узами не только с великими русскими князьями, но и с православными византийскими императорами. Как известно, христианство распространялось среди монголов еще во времена Чингиз-хана. Христиане несторианского толка  были в семье самого правителя и его наследников (например, старшая  жена любимого четвертого сына Толуя Соркуктани-беги, кереитка по национальности была христианкой несторианского толка. (11 с. 44).

Анализируя пути и время проникновения христианства на территорию Волго-Камского региона до 16 века А.В.Журавский выделяет 5 этапов: 1)Хазарско-Аланский период, У11-Х вв.; 2) Южнорусский период- проникновение христианства из Киевской Руси, Х-Х1 вв.; 3)Владимирский период- проникновение христианства из Северной (Владимирской) Руси, Х11в.; 4) Золотоордынский период, Х111-ХУ1 вв.; 5) Московский период- проникновение христианства из Северной (Московской) Руси, ХУ-ХУ1 вв.  (8,  с. 144)

Однако, пока нет достаточных сведений о масштабах распространения христианства в те далекие времена и непосредственной связи тех христиан с современными кряшенами, следовательно нужны дальнейшие исследования. Тем более многие источники сейчас публикуются: есть переводы арабских источников в многотомной истории татар, центр по  изучению военной и общей истории в лице Р.П. Храпачевского выпускает пятитомное издание «Золотая Орда в источниках», где будут отражены арабские и персидские сочинения, русские и армянские источники, сочинения монгольских, китайских и европейских авторов. Уже вышли в свет 1 и 3 тома.

В Татарской электронной библиотеке появилась интерпретация  доктора философских наук Ризы Бариева пока официально непризнанных булгарских летописей «Джагфар тарихы». Там  есть сведения  о том, что в 619 году болгарский правитель Бу-Юрган (Орган)  для укрепления союза с Византией с частью булгар принял православное христианство в греческом городе Херсонесе (Корсуни), который булгары называли Кряшен. Отрывок интересен не только новыми сведениями о принятии христианства булгарами, но первым упоминанием термина «кряшен» в булгарских источниках. Возможно, в вновь переводимых источниках  есть упоминания о кереитах или христианах среди тюркских народов Великой Булгарии  и Золотой Орды. Именно, в источниках, отражающих жизнь Великой Степи  следует по крупицам искать историю кряшен.

Особенно интересен булгарский след в связи с тем, что он сохранился в народном песеннем творчестве до наших дней. Так, например,  в 1997 году в газете “Керәшен сүзе “ .- (1997.- № 11 (37), 27 ноября) бывший директор школы  деревни  Кәләй Альметьевского района  Г. Рахматуллина  вспоминала услышанную 43 года  ранее, т.е. в 1954 году   кряшенскую песню:

Ургый гына ургый урак урдым

Ата-бабабызның кәсебе.

Керәшеннәр кем дип сорасагыз,

Болгарлардан килгән нәселе.

По мнению специалистов по евразийстсву   пограничье между Западом и Востоком в Х111-Х1У веках проходило между империей Чингизидов,  православной Византией и   Киевской Русью с одной стороны, и западными католическими государствами  и Римским папством, с другой. По мере распада  Золотой Орды это пограничье  продвинулось на Восток и в настоящее время  представляет территорию Российской Федерации, более конкретно республику Татарстан.  Самое острие этого пограничья проходит через сердца и души кряшен – народа, тюркского по происхождению, православного по вере, желающего сохранить свою самобытность и самоидентификацию и доказать о добровольном выборе своей религии.

Мне могут возразить, что нет  никаких доказательств о принадлежности современных кряшен к тем далеким христианам Волжско-Камского края. Но, ведь, обратное тоже не доказано. Не могли же вовсе не сохраниться потомки тех христиан, не могли же они улететь в небо или провалиться под землю. Если сами правители были христианами, безусловно, часть  подданных (если и не  все) принадлежала к этой конфессии. Следовательно, проблема требует опять же дальнейшего исследования, как и многие другие вопросы относительно истории кряшен.

Косвенные доказательства, что кряшены приняли христианство, будучи язычниками, а не мусульманами имеются. Исследователи легко обнаруживают остатки язычества в обрядах и праздниках, говорах и диалектах, в одежде и других сферах материальной культуры кряшен почти при полном отсутствии  арабизмов. Даже сегодня в Татарстане сохранились представители народа — язычники, идентифицирующие себя как кряшены.

Особенно большой интерес в этом отношении представляет музыкальный фольклор  кряшен, так как именно в кряшенских песнях сохранилось общее духовное и культурное наследие тюркского народа Волжско-Камского края доисламского периода

Литература

1. Аджи М. Европа, тюрки, Великая степь /М. Аджи.- М.: АСТ, 2004.- 475 с. (Историческая библиотека).

2. Бариев Р. Древние и средневековые государства Булгар / Р. Бариев //Татарская электронная библиотека.- Режим доступа: http: //kitap.net.bariev

3.Глухов М.С. Tatarica: энциклопедия /М.С. Глухов.- Казань:Ватан.- С.327-334.

4. Глухов-Ногайбек  М. Судьба гвардейцев Сеюмбеки: неформальный подход к ещё неписаным страницам истории [Текст] /М. Глухов-Ногайбек.- Казань: Ватан, 1993.- 286 с.

5.Гумилев Л.Н. Древние тюрки /Л.Н.Гумилев – М.: «Калашников – Комаров и К, 1993.-526 с.

6. Давлетшин Г.М. Очерки по истории  духовной культуры предков татарского народа: истоки, становление и развитие / Г.М. Давлетшин.- Казань: Таткнигоиздат, 2004.- 429 с.

7. Дунаева Т.Г. Кряшеноведение: библиогр. указ /Т.Г.Дунаева, КГУКИ – Казань: Изд-во КГУКИ, 2008.- 282 с.

8. Ислам и христианства в диалоге культур на рубеже тысячелетий: материалы Междунар. науч.-практ.конф. –Казань: Арт-кафе, 2001.- 312 с.

9.История татар с древнейших  времен. В 7-и томах. Т.2. Волжская

Булгария и Великая Степь [Текст].- Казань: РухИЛ.-2006.- 959 с.

10.Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Раздел «. Кряшены (историко-этнографический очерк) /Д.М. Исхаков // Татарская электронная библиотека.- Режим доступа: http://kitap.net.ru/isxakov

11.Современное кряшеноведение: состояние и перспективы: Материалы науч. конф. 23 апр. 2005 г./ Кряшенский приход г.Казани, Обществ. организация народности кряшен г.Казани. – Казань, 2005. -156 с.

Из содерж.: Ахунов А.М. Распространение христианства в Поволжье: Хазарский каганат и Золотая Орда.- с.40-55; Баркарь Е.В. Кипчакско-несторианское происхождение кряшен.-с.56-64.Т.Г.Дунаева, проф.

Источник: Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана