Возвращение святыни
Главный собор Казанского Богородицкого монастыря был взорван в 4:30 утра, в четверг, 26 мая 1932 года. Спустя почти 90 лет стены храма, в котором многие годы находилась известная всему миру Казанская икона Божией Матери, воссоздаются заново – на том же месте, где чудотворный образ был обретён.
Легенда гласит: после сильнейшего пожара в 1579 году, уничтожившего значительную часть казанского деревянного посада и часть построек в Кремле, десятилетняя Матрона, семье которой принадлежал один из сгоревших посадских домов, во сне стала видеть Богородицу. Она просила девочку отыскать нерукотворный образ. Принявшись копать на пепелище своего дома, Матрона действительно нашла икону, краски которой светились так, будто она была недавно написана. Ивану Грозному был отправлен список иконы, который произвёл сильнейшее впечатление: великий князь повелел на месте обретения образа (между церковью Николы Тульского и Кремлём) построить девичий монастырь. Матрона стала одной из первых его монахинь.
«ПРЕДИВЕН, КАМЕН…»
Сначала были построены деревянные церкви – во имя Святой Богородицы и в честь Рождества Пречистой Богородицы. В 1594 году был заложен «храм предивен камен в честь Пречистой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, в память честного и славного явления её чудотворного образа Одигитрии». «Предивность» храма определялась его размерами, превышавшими размеры Благовещенского собора в Казанском кремле, богатой рельефной декорировкой, разнообразием чешуи глав, изображением над порталом новоявленной иконы.
– О пышности собора, построенного в монументальном московском стиле XV–XVI веков, говорят две миниатюры рубежа XVI–XVII веков двух лицевых (то есть иллюстрированных) повестей Казанского и Астраханского митрополита Ермогена. Язык миниатюр того времени был очень условным, но знаковым. На одной видна масса орнаментальных фигур. Это изображение, возможно, не передаёт рисунок украшений, но передаёт их множество. Можно предполагать, что храм был пышно декорирован в духе Дмитриевского собора во Владимире, – говорит архитектор Сергей Саначин. – Что касается размеров, то на проектном генеральном плане монастыря 1798 года показаны габариты нового (сейчас возрождаемого) гигантского храма и контуры старого, ещё не разобранного. Видно, что параметры их очень близки.
А детальные планы дорегулярной Казани показывают, что габариты храма Богородицкого монастыря идентичны габаритам Благовещенского собора Казанской крепости. Я прихожу к выводу, что три главнейших казанских храма, построенных в XVI веке: Благовещенский собор, храм Спасова Преображения Спасо-Преображенского монастыря в крепости и Казанский храм – построены по одному типу. Относительно двух последних можно высказать гипотезу, что их строила одна артель – сравните камер-обскурный снимок храма Богородицкого монастыря 1778 года и фотоснимок Преображенского.
ЦАРСКИЕ ДАРЫ
Вся жизнь монастыря протекала под знаком благоволения к нему царствующих особ. В XVII и XVIII веках здесь появились новые каменные храмы и колокольня, высота которой с крестом превышала 55 метров. Однако, как и весь город, в 1774 году монастырь подвергся погрому – сильнейший ущерб, особенно главному храму, нанесли войска Емельяна Пугачёва. Из купола начали выпадать кирпичи. В 1794 году пришлось прекратить службы. В 1796 году Екатерина II утвердила проект нового собора, созданный крупнейшим столичным архитектором Иваном Старовым. Императрица повелела выделить на строительство 25 тысяч рублей. Деньги отправить не успели: Екатерина скончалась. Но проекту покровительствовал и Павел I. Во время визита в Казань в 1798 году он прибыл на торжество по случаю начала строительства. Визит императора в монастырь Лев Энгельгардт описывает так: «В девять часов государь поехал в Казанский девичий монастырь, отслушав литургию, которую совершал казанский архиепископ Амвросий. По окончании оной, приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь в оном монастыре, на которую пожаловал двадцать пять тысяч рублей; заходил в келью к игуменье (бывшей из дому князей Волховских, казанских дворян), и отправился в путь». Александр I, при котором строительство собора продолжилось, выделил из казны на завершение работ 20 тысяч рублей. В 1808 году храм был освящён в честь Явления Казанской иконы Божией Матери. «Церковь по строению изящная, подобной ей в Москве нет», – отмечали современники, высоко оценившие всплеск классицизма в Казани. Собор был величественным: почти 50 метров в длину, 43 метра в ширину вместе с колоннадой, высота большой главы – почти 50 метров.
Возведением храма занимался механик Наместнического правления Михайла Емельянов, «яко признанный к тому способным и господином архитектором Старовым».
КАЗАНСКИЙ ГЕНИЙ МЕСТА
– Работа Емельянова производит сильнейшее впечатление. Не напрасно спустя какое‑то время после завершения строительства он был назначен губернским архитектором. Маэстро Старов выдал всего три безразмерных чертежа, сейчас бы их назвали форпроектом: план, фасад и разрез. И всё! Сегодня над возведением такого сооружения работает масса специалистов – расчётчиков и прочих «смежников» архитектора. Создаются горы проектных листов отдельных помещений, узлов, деталей спецификаций. Тщательно исчисляются расходы материалов и денежных средств, причём с помощью «умных» технических устройств. У Емельянова ничего этого не было. Он был и мультипроектировщиком, и художником, и сметчиком, и прорабом – в одном лице! Скупые архивные бумаги доносят, что он, «не имея при себе определённых помощников, доказал на практике искусство в укреплении каменного купола крупной величины», – говорит Сергей Саначин.
Сам же Старов же в это время вёл несколько проектов в столице: в Санкт-Петербурге возводились покои для великого князя Константина Павловича, пандус в Эрмитаже, церковь Покрова в районе Большой Коломны (последняя работа мастера). Кроме того, Павел I повелел Старову быть в комиссии по постройке воронихинского Казанского собора. Вероятно, поэтому крупнейший столичный зодчий, «главный архитектор» эпохи Екатерины II не смог присутствовать при возведении одного из лучших своих произведений, до освящения которого не дожил 43 дня.
ПО НЕ ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
Новым витком развития монастыря должен был стать проект 1807 года, разработанный губернским архитектором Яковом Шелковниковым. Он предлагал заключить главный собор и колокольню в «оправу» из ограды и служебных помещений. Но этим планам не суждено было сбыться. Были построены только тёплая церковь Николы Тульского (1810–1816), игуменский корпус (1832), а в 1841 году – сестринский корпус (проект казанского губернского архитектора Фомы Петонди).
– Сам проект был чрезмерно революционным. По существу, за исключением главного собора и колокольни монастырь полностью отстраивался заново. Но в 1815 году случился крупнейший в истории города пожар, а через небольшой период в 1842‑м – самый крупный. Казань не успевала восстанавливаться. Идея шелковниковского кольца тем не менее оставалась путеводной, и отдельные «секторы» его продолжали изредка вырастать вплоть до 1880‑х годов, когда появился корпус с Крестовоздвиженским храмом, – рассказывает Сергей Саначин.
Храмы и часовни монастыря:
- Церковь Воздвижения Креста Господня
- Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- Собор Николая Чудотворца (Тульского) (сильно перестроен)
- Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери
- Временная колокольня
- Собор Казанской иконы Божией матери (1798–1808 гг., разрушен в 1930‑х гг.)
- Колокольня (XVII в., разрушена в 1930‑х гг.)
Другие постройки монастыря:
- Настоятельский корпус (1810–1832 гг.)
- Никольский корпус (1832–1843 гг.)
- Святые ворота (1810 г.)
- Ворота к церкви Софии
- Фрагменты стен ограды (1-я пол. XIX в.)
- Башня ограды (1-я пол. XIX в.)
- Церковно-приходская школа (1895–1896 гг.)
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Параскевы Пятницы)
- Монастырские службы (1803–1807 гг.)
- Келейный корпус (1816 г.)
Иллюстрации предоставлены пресс-службой Татарстанской митрополии
КОНЕЦ ЭПОХИ
В начале двадцатого века собор отмечает своё последнее торжество. В честь трёхсотлетия правления дома Романовых в его подземном помещении строится так называемый «пещерный» храм. На его освящение в 1913 году приезжает настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Через пять лет её казнят большевики – в уральском городе Алапаевске сбросят в шахту вместе с другими членами царской семьи. Собор и пещерный храм переживут её на 14 лет.
Главный собор Богородицкого монастыря был взорван в четверг, 26 мая 1932 года, в 4:30 утра. Точная дата слома колокольни не зафиксирована. Но она пережила взорванный собор как минимум на три года. Это доказывает киносъёмка, сделанная с борта самолета «КАИ-1» в 1935 году.
В последующие годы в помещениях монастыря в разное время действовали объединение «Востоккино», общежитие студентов педагогического техникума, табачные фабрики, филологический факультет Казанского педагогического института, его общежитие. Масштабная реконструкция на территории монастыря началась в 2004 году, когда стало известно о грядущем возвращении в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, утраченной (считается украденной и уничтоженной) в 1904 году. Из обширного комплекса монастыря сохранились двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью (1882–1887 гг.), Софийская надвратная церковь, двухэтажный корпус для богомольцев (1806 г.) – самое старое здание комплекса (ул. Большая Красная, 5а). В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса (1810–1843 гг.). На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского (1810–1816 гг.). В стенах этих зданий сегодня действует Казанско-Богородицкий мужской монастырь.
НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА
Но коль скоро от ансамбля монастыря остались лишь разрозненные здания разного времени постройки, а уцелевший до начала сводов «пещерный» храм планируется воссоздать в стиле древнерусского церковного зодчества, почему собор храм не может быть воссоздан таким, каким был построен первый каменный храм монастыря в конце XVI века?
– При всем интересе и тяготении людей к древностям в методологии реставрации и воссоздании сооружений установлен принцип соблюдения достоверности. При отсутствии надёжных, ясных источников правомочна консервация или отсрочка потомкам. Малейшие импровизации при нехватке достоверных документов недопустимы. По храму 1594/95 года достоверных материалов нет, – поясняет Сергей Саначин. – Ситуация по собору 1798–1808 гг. (1796 г. – год утверждения проекта) противоположная. Имеется надёжная археологическая основа, большой массив фотоматериала, как экстерьера, так и интерьеров. И самое главное – чертежи собора архитектора Ивана Старова.
Исторический собор на месте явления Казанской иконы Божией Матери воссоздаётся по указу Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова от 4 ноября 2015 года. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил закладку собора. Проект осуществляется при содействии Республиканского фонда «Возрождение», который координирует деятельность ведомств и организаций, выполняющих строительные, реставрационные и археологические работы на воссоздаваемом объекте.
В публикации использованы чертежи и эскизы из личного архива Павла Саначина, а также фотографии, предоставленные пресс-службой Татарстанской епархии.
Источник: журнал "Татарстан", сентябрь, 2018 год.