Тюрко-мусульманская цивилизация: истоки общности 

Тюрко-мусульманская цивилизация: истоки общности 

Тюрко-мусульманская цивилизация: истоки общности 

В изучении происхождения татарского народа важно выяснение истоков тюрко-мусульманской цивилизационной общности. Цивилизационное единство представляет собой целостную, сложно организованную систему, которая взаимодействует с природно-географической средой (экосистемой) и создаёт социальную общность, которая вырабатывает устойчивую и возобновляемую материальную и духовную культуру.

          

Великий Волжский путь

 

Важную роль в становлении и развитии тюрко-татарской цивилизации сыграло то, что степи Евразии издавна были важнейшим транслятором культурных достижений и торговой магистралью, связывающей разные части Старого Света. По протяжённым транс континентальным путям внутри Евразии пролегали Шёлковый или Волжский путь, маршруты из стран Востока в Приуралье и Сибирь. Наиболее протяжённым из них являлся Шёлковый путь. По нему в течение многих столетий перемещались различные товары, знания и технологии. Возникновение его связано с движением тюркских народов, главным образом сюнну (хунну), на запад, где они вышли на восточные рубежи средиземноморской цивилизации. В результате открылся торговый путь, по которому перемещались шёлк, фарфор, чай, пряности, серебряные изделия, а также информация о научных открытиях и технических достижениях.

            

Золотоордынский (или центральноазиатский) шёлковый кошель. XIII в.                                                                 

 

 

 

         

Серебряные монеты. Вторая половина XIII – XIV в.

 

Позднее, в период Средневековья, торговые магистрали объединились в единую сеть, несущую процветание во все регионы Евразии. Открытия, сделанные в одном конце мира, становились достоянием всего континента. В числе открытий тюркской цивилизации, ставящих её в один ряд с другими великими культурами, – изобретение своих алфавитов (тюркская руника и уйгурское письмо). Это явление тем более значительно, что оно представляет достижение собственной культуры тюрок. Впервые тюркские народы получили возможность транслировать знания и сохранять в текстах свою культуру.

Позднее распространённое среди многих тюркских народов арабское письмо указывает на восприимчивость созданной ими культуры к освоению элементов иной культуры, без ущерба для базовых оснований своей.

                                            

Золотоордынская чаша с изображением барса. XIV в. 

 

 

        

            Золотоордынская серебряная чаша. Конец XIII – начало XIV в.

Высокий уровень духовной культуры демонстрируют тюрки в создании сложной мифологической системы. Модель мира тюркской культуры, получившая в литературе условное название «тенгрианство», имела как общие черты с другими мифологиями, так и собственное видение этого и потустороннего миров. Эта система верований сосуществовала с манихейством и буддизмом в Тюркских и Уйгурском каганатах, позднее адаптировалась или вытеснялась исламом на периферию сознания. Но остатки верований, превратившись в суеверия, понятия, объясняющие мир, сохранились и используются тюркоязычными народами и сегодня.

Ислам, начавший внедряться в среду тюркских народов с VIII в., а с X в. ставший государственной религией целого ряда тюркских стран, стал определять их цивилизационный облик. Различные тюрко-татарские народы Евразии, сохранив свои традиции, приобрели новый вектор культурного развития, связавший их с мусульманским миром.

                                                                 

Ага-Базар X века. Худ. Р. Ф. Хузин. 2011 г.

 

 

       

 Фаянсовая чаша из Ирана. Биляр. XI в.

 

Культурно-технологические открытия, наряду с устойчивым производством продуктов питания и ремесленной продукции, создали базу для социального и политического развития в Центральной Азии. В некоторые исторические периоды Средневековья степные народы создали целый ряд мировых империй, самой громадной из которых стала держава Чингизхана, превосходившая своими размерами такие империи, как Римская, Македонская и Арабский халифат. Это доказывает, что культура степных народов была постоянным и важным фактором влияния на мировые цивилизации.

                                                                                             

Страница из «Кодекса куманикуса» – латинско- армянско-татарского словаря, в котором упоминается tatar til     

 

  

  Духи- хранители ждут наступления ночи. Худ. А. С. Фатхутдинов. 1998 г.

 

Тюрко-татарские государства и их культуры также весьма широко распространились по Старому Свету – от Алтая и Ордоса до Малой Азии и Поволжья. Очевидно, дело в особой социально-культурной ориентации кочевой культуры на расширение своего ареала, высокой способности к адаптации и сохранению своих традиций в условиях инокультурного окружения, постепенной культурной ассимиляции местных народов.

В дальнейшем развитие этой цивилизации переживало то всплески роста, то падения в результате природно-экологических и военно-политических событий, но культурное ядро оставалось неизменным. Новый всплеск культурных трансформаций связан уже с влиянием европейской модернизации и становлением нации, а также национальной культуры на основе комплекса ранних традиций. Гибкость и, главное, способность к серьёзным изменениям вывели татар в число современных урбанизированных наций, способствовали укреплению идентичности, что позволило им пережить все суровые катаклизмы XX в.

   

     Перекочёвка. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2014 г.

Немногие цивилизации смогли сохранить свою самостоятельность и своеобразие в условиях динамично меняющегося мира, глобализации, стирающей культурные границы. Но тюрко-мусульманской цивилизации это удаётся. Пройдя длительный период развития и адаптации, через подъёмы и спады, эта культура демонстрирует способность к внешним изменениям при сохранении своей национально-культурной идентичности.