Татары в Российском государстве: от Средневековья к индустриальному обществу

Татары в Российском государстве: от Средневековья к индустриальному обществу

Новая и точная карта реки Волги. На основе карты А. Олеария. Издана мастерской И. Янссониуса – И. Вайсберга. Амстердам. 1682 г.

Казанский край на пороге Нового времени

После взятия Казани 2 (12) октября 1552 г. и подавления освободительного движения (1552 – 1556 гг.) Московское государство завоевало Среднее Поволжье и Приуралье, получив под свою власть тысячи новых подданных с собственными традициями государственности и элитой общества, с иной, чуждой верой.

Событие это, безусловно, сыграло ключевую и эпохальную роль в истории  всей Евразии, кардинально изменив вектор развития её многочисленных народов. Перед царским правительством встала необходимость выработать в отношении завоёванных народов свою целенаправленную и последовательную политику. Если с языческими народами вопрос решался с помощью христианизации и аккультурации, то в лице татар-мусульман российская власть и православная церковь встретили упорное сопротивление. Ко всему прочему ситуация осложнялась нестабильной внешней и внутриполитической ситуацией в XVI – первой половине XVII в., в связи с чем Российское государство крайне нуждалось в военной поддержке со стороны сословия служилых татар.

Во второй половине XVI – XVII в. всё нерусское население Среднего Поволжья было разделено на две основные группы – служилых татар и ясачных людей, различавшихся не столько правовыми, сколько обязанностями по отношению к государству. Первые несли службу государю, а вторые платили ясак и выполняли разного рода государственные повинности. В этот же период увеличивается численность  новокрещён – особой группы нерусского населения из числа служилых татар и ясачных людей, принявших православие и получавших значительные преференции от государства.

Вид города Свияжска при водополии к полудню. Гравюра А. Г. Рудакова по рисунку А. И. Свечина и М. М. Махаева. 1769 г.

Кох, А. Олеарий. Казань татарская. 1696 г.

После завоевания Казанского ханства формирование сословия служилых татар приобретает широкие масштабы. В него вошли и отдельные представители татарской феодальной верхушки Казанского ханства, перешедшие на службу новому правительству и таким образом сохранившие свои родовые вотчины. По данным писцовой книги Казанского уезда 1603 г., крупные родовые вотчины были записаны за пятью татарскими князьями, чьи привилегии уходили своими корнями во времена Казанского ханства. Во второй половине XVI – XVII в. служилые татары принимают активное участие в войнах Российского государства с Ливонским орденом, Речью Посполитой и Крымским ханством.

Карта Тартарии из Атласа Г. Меркатора – Ю. Хондиуса. Амстердам. 1607 г.

В этот период происходят кардинальные изменения в размещении татарского населения Волго-Уральского региона. В XVII в. казанские татары и служилые татары из Мещерской стороны интенсивно расселяются в различных направлениях, главным образом в Северо-Западное Приуралье. В результате происходит этнокультурное сближение различных этнотерриториальных групп татар.

Резкое сокращение городской прослойки и переселение части жителей на периферию государства привели к тому, что татарская культура Волго-Уральского региона приобретает преимущественно сельский характер.

Татары, имевшие многовековой опыт государственности, оседлости, городского образа жизни, а также выработанную систему высокой культуры и образования, с середины XVI в. начинают терять своё материальное и духовно-интеллектуальное богатство, а культура приобретает ярко выраженный религиозный характер. Во второй половине XVI – XVIII в. ислам способствовал консервации татарского общества, обеспечивал сохранение социальной структуры и культурной традиции.

Зимний базар в Казани первой половины XV в. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2015 г.

План Казанского Кремля. XVI в.

Татары на службе России

Наследие Золотой Орды стало важнейшим фактором формирования Русского государства.

XVII в. во многом стал переломным этапом в истории татарского народа. Начался процесс унификации татар в общероссийские сословия, а в социально-экономическом плане этот период стал временем постепенного ускорения культурного, хозяйственного и экономического развития. Татары Среднего Поволжья, в особенности представители служилого сословия, принимали активное участие, зачастую являясь основной движущей силой, в событиях Смутного времени и в последующих многочисленных антиправительственных восстаниях.

Представители основных правящих родов татарской державы органично влились в состав элиты и военно-служилого сословия России, которая во всём мире воспринималась как неразрывная тюрко-славянская общность. Татарские корни имеют известные дворянские роды: Юшковы, Апраксины, Давыдовы, Аракчеевы, Бибиковы, Чириковы, Акчурины, Карамзины, Юсуповы, Тенишевы, Сулешевы и т. д. – они, как и многие другие, играли значительную роль в политике, экономике, военном деле, культурно-духовной жизни Российского государства на протяжении многих столетий.

Карта Казанской губернии. Конец XVIII в.

Татары. Гравюра на меди Йохана Якоба Шейхцера. Швейцария. 1731 г.

Военная история Российского государства демонстрирует значительное и яркое участие татар-мусульман в деле защиты единого Отечества от внешних врагов. Уже в XV в. военную службу в Московском государстве несли «служилые татарские царевичи» и «ордынские князья». С момента завоевания Казанского ханства и его присоединения к Российскому  государству высокопрофессиональная военная элита татар, имевшая многовековой опыт в организации военного дела, активно привлекалась к службе на стороне великокняжеского, а затем царского престола и во многом становилась его опорой в защите от внешних врагов государства.

Татарский офицер. Ж.-Б. Лепренс. 1765 г.

Русская поместная конница. Немецкая гравюра. XVI в.

Особую роль в военно-политической истории Российского государства в XIV – XVIII вв. играли «служилые татары» – военно-служилая сословная группа татарского населения в Московском княжестве и Русском царстве. Выполняя на дипломатической службе обязанности переводчиков, писцов, они были постоянными участниками посольств, направлявшихся в мусульманские государства. Выполняли и разведывательные функции, являясь ключевыми фигурами при сборе необходимой военно-политической информации.

Со второй половины XVI в. татары активно привлекались к охране границ Российского государства, которые подвергались постоянным опустошительным набегам со стороны Крыма и кочевых народов степной Евразии. Организация служилыми татарами эффективных и результативных комплексных военнооборонительных мероприятий позволила значительно укрепить южные рубежи Российского государства. Татарские воины, хорошо знавшие тактику и стратегию проведения военных действий в условиях степи, фактически стояли у истоков создания пограничной службы России.

Многовековой военный опыт и выучка татар проявились во время Ливонской войны (1558 – 1583). Известно, что 10 тысяч конных татар во главе с касимовским ханом Шейх-Али осуществляли рейд по Ливонии, наводя ужас на противника. В целом же количество служилых татар в русском войске XVI – XVII вв. составляло 5 – 10 % от всего состава. Служилые татары внесли значительный вклад в продвижение российских военно-политических интересов на западных и южных рубежах государства.

Ключевым в завершении этого сложного этапа в истории России стало формирование ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Участие в нём татар определило успех военной кампании ополчения.

Карта реки Волги. Гравюра Х. Ротгиссера (? – 1659 г.) по рисунку А. Олеария. Франция, Париж. 1659 г.

Татары становились опорой в защите Российского государства и от других внешних врагов в войнах XVII в. В 1615 г. более тысячи татар под  командованием  Д.  Пожарского приняли участие в войне с поляками и литовцами. Подразделения татар, ставшие частью полков воеводы Шереметева, активно участвовали в военных действиях против шведов. В 1617 – 1621 гг. служилые татары под командованием князя Борятинского воевали против поляков. Яркой страницей в военных кампаниях Российского государства тех лет стал ряд блестящих побед под Дорогобужем. Огромную роль в этом сыграли татары под руководством татарина – князя Юрия Сулешова.

В силу своей эффективности и высокой боеспособности конные татарские формирования активно использовались Российским государством на начальном этапе Северной войны со шведами в 1700 – 1721 гг.: в Полтавской битве в 1709 г., при осаде Риги в 1710 г. Служилые татары призывались в армию на собственных конях и с оружием в качестве драгунов. В 1708 г. был сформирован новый Симбирский татарский полк.

Особую роль в военно-политической истории России татары сыграли в Отечественной войне 1812 г. В борьбе с наполеоновскими войсками участвовало более 6000 татар. Из татар Поволжья были сформированы Первый, Второй и Третий Тептярские полки, Первый и Второй Мишарские полки, а также Башкирский полк. 18 марта 1814 г. 4-й и 5-й Башкирские, 1-й и 2-й Тептярские полки в составе российских войск победоносно вступили в Париж. Их заслуги и подвиги были отмечены наградами. Воины этих полков получили серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия.

В память о доблестном участии татаро-башкирских полков в Отечественной войне 1812 г. мусульмане Москвы в 1813 г. получили разрешение на открытие молитвенного дома в Татарской слободе. В 1881 г. завершилось строительство молельного дома: были возведены минарет и купол, здание первой Московской мечети обрело завершённый вид мусульманского культового сооружения. Мемориальная мечеть – Мечеть Памяти – располагается на Поклонной горе. Она является символом героизма защитников России в Отечественной войне 1812 г.

Реформы Екатерины II и татарское общество

Татарская история XVIII в. – эпоха упорной борьбы народа за сохранение своих духовных и культурных традиций под усилившимся внешним нажимом. Вместе с тем пришло понимание, что только в создании возможностей для развития народов, исторически проживающих на территории страны, и есть будущее России.

Начатая после завоевания Поволжья политика ассимиляции и христианизации татар в XVIII в. приобрела бюрократический размах. Основным объектом давления, как и прежде, было служилое татарское сословие. Законодательные акты конца XVI – XVIII в. во многом были направлены на разрушение экономического и социального фундамента этих сословий.

Конское ристалище казанских татар. Гравюра К.-Х. Гесса по рисунку Е. М. Корнеева. 1810 – 1812 гг.

Татарка казанская. Гравюра Х.-М. Рота по рисунку И. Г. Георги. 1776 г.   

.

Татарин казанский. Гравюра Х.-М. Рота по рисунку И. Г. Георги. 1776 г.

Усиление русификации и христианизации в сочетании с налоговым гнётом переполнили чашу терпения народа. Татары массово бежали в Приуралье и Сибирь, стали активно участвовать в восстаниях и бунтах (1705 – 1711, 1717, 1735 – 1740 гг.). Практически весь XVIII в. протекал в беспрерывных волнениях, мятежах и восстаниях татар и других мусульман Волго-Уральского региона.

Главная татарская мечеть. Худ. В. С. Турин. 1834 г.

В первой половине XVIII в. было усилено наступление на мусульманство. Особенно бескомпромиссным стало оно после образования в 1740 г. Конторы новокрещенских дел и во время правления в Казанской епархии печально известного архиепископа Луки Конашевича, по инициативе которого российская императрица Елизавета Петровна в 1742 г. подписала указ «О недопущении в Казанской губернии строить мечети, и о разведывании губернаторам и воеводам об обращённых в магометанский закон новокрещёных людей». Указ повелевал все вновь построенные в Казанской губернии мечети «сломать и впредь строить не до пускать».

Коран. Список первой половины XVII в.

В Казанском уезде из существовавших 536 мечетей было сломано 418, в Симбирской губернии – из 130 – 98, в Астраханской из 40 – 29. В 1752 г. по док ладу Луки Конашевича был принят новый указ – «О сломании самовольно казанскими татарами построенных мечетей». Представители конторы ездили по деревням, заставляли принять крещение, применяя физическое насилие. Начало правления Екатерины II ознаменовалось поворотом в политике имперской власти. Российская империя, чтобы избежать дальнейших военных стычек с татарским населением, пошла на ряд существенных уступок. Большую роль в переориентации политического курса в отношении татар сыграли путешествие Екатерины II по Волге в 1767 г. и деятельность Уложенной комиссии, работавшей в 1767 – 1768 гг.

Галера «Тверь», на которой Екатерина II приезжала в Казань в 1767 г.

В конце XVIII в. появилось сразу несколько указов, удовлетворявших требования татар. Главным был принятый 17 июня 1773 г. указ Синода «О терпимости всех  вероисповедании и о запрещении архиереям вступать в разные дела, касающиеся до иноверных  исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам». Далее последовали указы о дозволении производить торговые промыслы всем татарам (в 1776 г.), об уравнении в правах с российским дворянством татарских мурз (в 1784 г.), а в 1788 г. – о создании «Оренбургского Магометанского Духовного собрания». Духовное собрание представляло собой коллегиальное учреждение, состоящее из муфтия, трёх казыев (судей) и служащих канцелярии. Все вопросы решались простым большинством голосов его членов. Оренбургский муфтий назначался императором. В 1800 г. вышел указ об открытии в Казани татарской типографии для печатания «алькоранов, молитвенников и тому подобных».

Портрет Екатерины II. Неизвестный художник с оригинала А. Рослина.

Карета Екатерины II. Хранится в Национальном музее Республики Татарстан.

Появились органы городского самоуправления – татарские ратуши (1781 г.). Всё это снизило накал религиозного противостояния, сделало татар-мусульман официально признанной частью населения государства и открыло для определённой части татарского общества возможности институционного влияния на всю общину.

Казань татарская. Перегравировка офорта О. Коха по рисунку А. Олеария. 1696 г.

Оценивая эпоху от покорения Казани до середины XIX в. в целом, следует сказать, что, пройдя через такие тяжёлые испытания, татарский народ сумел сохранить духовные силы и творческий потенциал, создать механизмы самосохранения для последующего национального подъёма и возрождения.

На рубеже веков: трансформация общества и культуры

На протяжении всего XIX в. представители татарского торгово-купеческого сословия выступали не только как меценаты и благотворители, но и как носители идей модернизации, поборники реформаторских проектов. О роли татарского предпринимательства в формировании нации даёт представление «Записка казанского губернатора» от 2 мая 1914 г., в которой сообщается, что «главнейшими… деятелями в привитии татарскому населению губернии новых идей являются почти исключительно татарская интеллигенция, а также торговцы…».

В условиях отсутствия национальной аристократии и имущественной базы духовенства вакантное место элиты татарских, в первую очередь городских, общин постепенно занимает буржуазия. В XVIII в. занятие торговлей среди татарского населения приобретает массовый характер, что хорошо видно на примере жителей татарских слобод Казани. Формирование татарского купечества происходило на межсословной основе, из служилых татар и крестьян.

Казань. Татарский базар. Начало XX в.

Служилые татары Старой и Новой татарских слобод г. Казани находились в привилегированном положении по сравнению со своими соплеменниками. В отличие от большинства представителей татарского и русского служилого сословия, для которых ратная служба была условием владения землёй и крепостными крестьянами, казанские слободские татары несли её за другую плату, а именно – возможность заниматься торговым промыслом.

Реклама торгового дома «Братья Халфины».

Ахмад Хусаинов (1837 – 1906) – купец, знаменитый благотворитель, один из основателей новометодного медресе «Хусаиния».

Мухаммадшакир Рамиев (1857 – 1914) – золотопромышленник, благотворитель, общественный деятель, издатель.

Махмуд Хусаинов (1839  – 1910) – купец, знаменитый благотворитель, один из основателей новометодного медресе «Хусаиния».

Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Начало ХХ в.

Представлявшие собой прежде специфическую группу населения, служилые татары после открытия татарских ратуш в Казани и Сеитовом посаде в Оренбурге получили возможность записываться в  гильдейское купечество и мещанство. В этот период начинает формироваться татарская предпринимательская элита. Благодаря появлению Казанской татарской ратуши, казанские татарские торговцы и заводчики получили широкие возможности для реализации своего профессионального потенциала. Одними из первых в число крупнейших предпринимателей города официально вошли М. М. Адамов, Г. Ишмуратов, Ю. Б. Китаев.

Астрахань. Соборная площадь. Начало XX в.

В начале XIX в. Казань продолжала оставаться крупным центром татарской торговли. Общая сумма объявленного гильдейскими купцами капитала в начале XIX в. возросла по сравнению с концом XVIII в. более чем в 4 раза, хотя общая численность таких купцов увеличилась не намного. Это свидетельствует о концентрации денежных средств в руках отдельных родов богатых купцов и предпринимателей.

Уфа. Начало XX в.

Несмотря на свою малочисленность (около 10% от всего городского населения) по сравнению с русским населением Казани, татары занимали серьёзные позиции в торговле и производстве – им принадлежала треть из 127 всех фабрик и заводов Казанской губернии. Наиболее мощно развивались кожевенная и мыловаренная промышленность, в которых татарские производители достигли заметных результатов. Была обширной география торговли, включавшая Китай, Центральную Азию, Кавказ и Причерноморье.

Мусульманские купцы играли значительную роль во всех сферах общественной жизни Казани. Хотя первоочередное значение имели интересы своей общины, в то же время проявлялись тенденции к участию в городских общественных мероприятиях.

Набережная реки Урал. Начало XX в.

Конец XIX – начало XX в. ознаменовали качественно новый этап в развитии татарского предпринимательства. Размах производства и торговли в этот период позволяет говорить о том, что татарский капитал завоёвывал всё новые рубежи. Основой татарского предпринимательства оставались торговые операции, которые позволяли сколотить первоначальный капитал. Особо предприимчивые татары пробивались на заграничные рынки.

Развиты были у татар местные промыслы (сапожный, кирпичный, ювелирный, кожевенный, шерстобитный). Широкое распространение получили также промыслы, связанные с обработкой козьего пуха и мерлушек. Готовые изделия предназначались для продажи на различных рынках. Торговля имела немаловажное значение для экономики татарского населения Сибири. В селениях существовали маленькие бакалейные лавки, изредка – мануфактурные. На базарах и ярмарках в Тобольске, Томске, Тюмени, Омске, Таре, Ишиме и других местах татары продавали скот, дрова, сено, лошадиные и коровьи шкуры, мясо, изделия кустарного производства.

Габденнасыр Курсави (1776 – 1812) – татарский богослов, шейх, мыслитель и просветитель.

Каюм Насыри (1825 – 1902) – учёный-просветитель, писатель, историк-этнограф, языковед.

Проект соборной мечети в Санкт- Петербурге.

Портрет Шихабетдина Марджани. Худ. В. К. Фё доров. 1989 г.

В этих условиях вырос престиж татарской идентичности. Первоначально носителями её являлись служилые татары. Татарская аристократия утратила сословные привилегии и оказалась практически в том же положении, что и податное сословие. Татарская аристократия сохранила свою генеалогию и представления о своей принадлежности к татарскому роду. Когда императрица Екатерина II частично вернула служилым татарам некоторые сословные привилегии, они стали фактически лидерами мусульманских общин, занимая выборные и духовные посты. Взяв за основу суфийскую благочес тивость, оправдывающую накопление и преумножение богатства (своеобразный «исламско-протестантский дух капитализма»), татарские купцы стали формировать и новую татарскую идентичность.

Оренбург. Медресе и мечеть Хусаинова.

Казань. Сенная Мечеть.

Хусаин Фаизханов (1828 – 1866) – историк, филолог, педагог. Ученик Ш. Марджани.

Галимджан Баруди (1857 – 1921) – религиозный и общественный деятель.

Ризаэтдин Фахретдин (1859 – 1936) – учёный-просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный деятель.

Дэрдменд (1859 – 1921) – поэт, классик татарской литературы, благотворитель, золотопромышленник.

Фатих Карими (1870 – 1937) – писатель, издатель, общественный деятель.

Муса Бигиев (1873/75 – 1949) – богослов, публицист, общественный и религиозный деятель.

Габдулла Тукай (1886 – 1913) – поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы.

Экономические, социальные, религиозные, культурные изменения в татарском обществе в XIX – начале XX в. стали основой для зарождения реформаторского движения – джадидизма, призванного обеспечить достойное развитие народа в новых, постоянно меняющихся условиях капиталистической действительности. Одним из двигателей его стало движение шакирдов за реформу обучения в мектебах и медресе. Оно получило большой размах не только в городах, но проникло и в деревни и сёла.

Казань. Вид на Кремль со стороны Казанки.

Стала быстро развиваться профессиональная культура, тесно связанная с формированием национальной интеллигенции. Определяющий вклад в неё внесли выдающиеся татарские просветители и богословы: Габденнасыр Курсави, Каюм Насыри, Хусаин Фаизханов, Шихабетдин Марджани, Ризаэтдин Фахрет дин, Галимджан Баруди, Зыя Камали, Муса Бигиев и другие представители научной и педагогической общественности. В этот период произошло масштабное формирование сети книгоиздательств, системы средств массовой информации, культурно-просветительских и благотворительных организаций. Национальная школа пережила период коренного переустройства. Религиозное реформаторство, продолжая традиции великих Г. Курсави и Ш. Марджани, открыло для мусульманского сообщества новые пути для органичного приобщения татар к достижениям и ценностям европейской цивилизации.

Редакция газеты «Аль-Ислах». Слева направо: редактор В. Бахтияров, театральный критик К. Бакер, писатель Ф. Амирхан, сотрудник И. Амирхан, поэт Г. Тукай. 1908 г.

Эпоха модернизации потребовала выработки общей «татарской идеи», автором которой выступил Ш. Марджани, сформулировавший основные положения тюрко-татарской мусульманской идеологии.

Ключевым её положением стало определение эпохи Улуса Джучи как основополагающего периода сложения единого татарского народа. Великий мыслитель смог доказать, что история является источником самопознания и национальной гор дос ти. Его идеи были подхвачены и  развиты в работах И. Гаспринского, Х. Атласи, Г. Ибрагимова, Г. Исхаки и др. «Татарская идеология» широко распространилась в среде мусульманского тюрко-татарского населения России.

Одновременно происходил процесс отделения веры от культуры, в результате которого последняя приобрела национальный характер. Культурное реформаторство у волго-уральских татар охватило многие сферы – языковую (создание нового литературного языка), школьное дело (развитие джадидистских школ) и информационную область (формирование книгоиздания и периодики на национальном языке).

Эти события нашли отражение в творчестве таких крупнейших представителей татарской литературы, как Г. Тукай, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Дэрдменд (З. Рамиев) и др. В их творчестве преобладают идеалы  демократии, изображение тяжкой доли и трагедии народа. Одним из основных мотивов в татарской поэзии начала ХХ в. было обращение к нации со словами воодушевления её на борьбу за демократию и гражданскую свободу, за единство нации. Вершиной татарской поэзии стало творчество Габдуллы Тукая, наполненное ярким публицистическим пафосом, патриотическими и гражданскими чувствами. Именно оно стало важнейшим средством объединения нации, рождения чувства сопричастности к общему прошлому и надеждой на лучшее будущее.

Гаяз Исхаки (1878 – 1954) – писатель, публицист, член Всероссийского мусульманского совета.

Садри Максуди (1878 – 1957) – один из лидеров татарского национального движения.

В результате произошедших фундаментальных изменений татары к началу ХХ в. сделали большой шаг по направлению к образованию татарской нации. Об этом говорят основные требования татар, выдвинутые в ходе революции 1905 – 1907 гг. и направленные на получение культурно-национальной автономии. Разворачивающаяся революция и активизация национального самосознания дали лидерам мусульманской, прежде всего татарской, интеллигенции возможность инициировать политическое движение. Наиболее ярким эпизодом общественно-политической деятельности у татар стало создание партии «Иттифак-ал-муслимин» («Союз мусульман»).

Политическое пробуждение мусульман сопровождалось культурно-просветительским движением. Периодическая печать и книгоиздание переживали в эти годы стремительный подъём. С 1905 г. по февраль 1917 г. на татарском языке выходило 76 изданий. В печати обсуждались острые проблемы развития народа, образования и культуры. Начали появляться многочисленные национальные татарские организации, преимущественно культурно-просветительские и даже спортивные.

После принятия программы и выборов руководящих органов партия «Иттифак-ал-муслимин» активно вступила в избирательную кампанию в Думу. Всего её члены получили 34 мандата, и 28 из них образовали самостоятельную «мусульманскую фракцию» во главе с А. Топчибашевым. Одним из влиятельных и авторитетных членов фракции был юрист С. Максуди, окончивший Сорбонну и юридический факультет Петербургского университета, выбранный в бюро Думы. Остальные объединились в «мусульманскую трудовую группу» из 6 человек во главе с татарским учителем К. Хасановым, идейными вдохновителями которой были татарские социалисты-революционеры Г. Исхаки, Ф. Туктаров.

За десятилетие работы в Государственной Думе Российской империи татарские политики прошли огромный путь. Впервые проявился активный интерес к общегосударственным вопросам, что особенно ярко обнаруживалось во время выборов в Думу. Произошло некоторое духовное сближение с либеральными и революционными элементами русского общества. Наконец, обнаружилась идейно-политическая дифференциация внутри мусульманского общества: консерваторы (традиционалисты, кадимисты) и реформаторы (джадидисты, младомусульмане, западники). Возникла даже группа мусульманских социалистов.

Политическая деятельность содействовала духовному сближению мусульманских народов на основе политического опыта борьбы за общие цели, росту их самосознания и политической зрелости. В целом, оценивая итоги первого этапа становления и выработки политической идеологии, необходимо отметить огромную роль, которую сыграла деятельность лидеров и идеологов союза мусульман в формировании общественно-политической мысли и становлении национальной татарской идеологии.