Русские: история и культура

Русские: история и культура

Русские — основное население Российской Федерации. Проживают на территории всех бывших республик СССР, а также в странах Америки (главным образом в США), Западной Европы, в Австралии и Новой Зеландии. Общая численность в мире составляет около 150 млн. чел. Относятся к большой европеоидной расе. В северных областях преобладает атланто-балтийская раса, в центре — восточноевропейский тип среднеевропейской расы, на северо-востоке — восточнобалтийский тип беломорско-балтийской расы, на юге фиксируется примесь монголоидного и средиземноморских элементов.

Русский (великорусский) этнос начал формироваться в XIII-XIV вв. на территории тогдашней Залесной Украины (район Волжско-Окского междуречья) в результате двух процессов: с одной стороны, экспансии восточнославянского населения Новгородской и Киевской Руси на восток, с другой стороны — политической и культурной консолидации колонизируемых земель. Колонизация на начальных этапах вызывалась княжескими междоусобицами, набегами кочевников, а также монголо-татарским завоеванием XIII-XIV вв.

Процесс формирования исторического ядра русского этноса и все последующее его развитие также было связано с миграционными процессами. С конца XVIII в. основным фактором, вызывавшим миграцию, становится растущее безземелье крестьянства в Центральных районах России. Во все периоды значительную роль в территориальной экспансии играл геополитический фактор — стремление центральной власти обеспечить себе поддержку путем образования русских православных общин в колонизируемых регионах. Этот фактор играл особую роль при заселении Среднего Поволжья, Кавказа, Новороссии, Крыма и Средней Азии. В течение почти всей своей истории русский этнос непрерывно увеличивал территорию расселения. Территориальная экспансия сопровождалась контактами с населением осваиваемых регионов, причем характер взаимодействия со временем менялся. Если первые этапы освоения протекали достаточно мирно, и обычно заканчивались естественной ассимиляцией, то более поздние переселения, особенно в XVIII-XIX вв., нередко были связаны с конфликтами и конкуренцией по поводу земли и других природных ресурсов. Непрерывная территориальная экспансия определяла не только этнокультурное многообразие русского этноса, но и особенности его социального, хозяйственного и культурного развития, а также многие психологические особенности.

Язык — русский, принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи. Формирование великорусского языка начинается с XIV в. с распадом единого восточнославянского этноса. Первоначально формировались северорусский и южнорусский диалекты. С XVI-XVII вв., с усилением роли Владимиро-Суздальских, а затем Московских земель, особое значение приобретает среднерусский (московский) говор, объединяющий особенности северного и южного. Основная масса литературы в это время писалась на церковно-славянском языке, далеком от бытового. Лишь с XVII в., с развитием массового книгопечатания, происходит формирование русского литературного языка на основе московского наречия.

До реформ Петра I системой записи русского языка была кириллица, разработанная Кириллом и Мефодием; изменения касались в основном шрифтов и были направлены на упрощение и приспособление их к повседневной практике. В 1708 г. был принят первый алфавит, утвержденный на государственном уровне, который упрощал графику и исключал ряд устаревших букв. Современная графика, а также свод правил правописания, были разработаны в 1904-1912 гг. и утверждены государственными декретами в 1917 и 1918 гг. В 1956 г. официально утверждены «Правила русской орфографии и пунктуации».

Верующие — в основном православные христиане.Традиционные дохристианские верования восточных славян были во многом сродни традиционным верованиям других народов и основаны на одухотворении сил природы и создании пантеона богов. Начало массовой христианизации древнерусского населения относится к концу Х в. (988 г.). Но культы многих дохристианских божеств настолько глубоко укоренились в сознании народа, что в ходе христианизации христианские святые как бы «замещали» более древних богов (к примеру, Перун — Илья-Пророк). Рудименты язычества сохранялись в обрядах, не исчезли они и до сих пор (например, масленица). Русское православие отличало русский этнос как от народов, исповедующих другие течения христианства (католицизм, протестантизм) и не христианские религии (ислам, буддизм, иудаизм), так и от этносов, сохранявшие традиционные культы.

Современное состояние русского этноса определяется тем, что он находится на завершающей стадии перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития. Этот переход сопровождается кризисом роста, неизбежно возникшим в исторической судьбе русского народа.

Активные процессы урбанизации русского этноса возникли только после 20-х гг. ХХ века. Миграционные потоки из села в город достаточно велики по сегодняшний день. В демографическом отношении с начала 90-х годов наблюдалась кризисная ситуация, негативный естественный прирост.

Испокон веков ведется, что, где бы ни жил русский человек, он ни на миг не перестает ощущать себя частью единой этнокультурной общности, имя которой — православный русский народ. Именно это соборное мироощущение придавало русским людям уверенность в собственных силах в самые трудные минуты своей истории, давало им редкую возможность, сохраняя чувство национального достоинства и верность традиционным духовно-нравственным идеалам, на равных общаться с добрыми соседями и давать решительный отпор недругам.

Русская культура в Татарстане

«Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».

Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева могут служить описанию глубокой сути работы Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан. Оно было создано три с половиной года назад, в декабре 2012 года. Кто-то посчитает, что организация молодая, на самом же деле ее официальной регистрации в качестве регионального общественного объединения предшествовали многие годы работы на местах людей, преданно любящих российскую культуру, способствующих ее развитию в сфере образования, искусства, просвещения, сохранения религиозных традиций… Решение этих людей объединиться в официальную организацию стало закономерным витком развития уже существовавшего в республике широкого движения по сохранению русских традиций, языка, традиций. Так возникло Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан.

На последней отчетно-выборочной конференции в декабре 2015 года его председателем был избран Василий Носов, руководитель Нижнекамского Русского общества, член Совета при Президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям, член Совета Ассамблеи народов Татарстана. В работе данной конференции принял участие Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Фарид Хайруллович высоко оценил работу, проделанную организацией за три года, и подчеркнул, что все мероприятия, проводимые Русским национально-культурным объединением РТ, важны и для представителей других народов республики. Действительно, русская культура в России имеет консолидирующее объединяющее значение. Так и на территории Казанского края, в силу известных исторических обстоятельств, на протяжении многих столетий русские являлись основной общественно-образующей силой, что возлагало на них большую ответственность за его политическое, экономическое и культурное развитие.

В современном Татарстане русские люди, составляющие более сорока процентов его населения и образующие этническое большинство в крупных городах, продолжают играть заметную роль во всех сферах жизнедеятельности республики, по мере сил и возможностей возрождая свои тысячелетние национально-культурные и православно-религиозные традиции.

В год создания Русского национально-культурного объединения РТ в его состав вошли 20 местных организаций и отделений. Сегодня же в объединении – три местных организации и 38 отделений, работающих в муниципальных районах и городах Татарстана. Конечно, вместе все филиалы РНКО делают очень многое для развития и сохранения русской культуры в республике. Это заслуга активистов организации: энтузиастов, патриотов, по-настоящему творческих личностей, которые на общественных началах выполняют большую культурную миссию. Огромную роль в работе организации играют ее руководители. У председателя правления Василия Носова два заместителя – это руководитель Казанского русского национально-культурного объединения, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты РТ, директор гимназии №93 города Казани Ирина Александровская и руководитель Набережночелнинского русского общества, пенсионер МВД РФ Анатолий Рябов.

Деятельность Русского национально-культурного объединения разнопланова и многогранна. Это и культурно-просветительские, и образовательные, и научно-исследовательские мероприятия и проекты. Организация в своей работе руководствуется словами великого русского философа Николая Бердяева: «Культура есть культ. Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями». В фокусе внимания РНКО – духовное и историческое наследие нации, которое нужно сберечь и развить. Русское национально-культурное объединение РТ – лидер среди членов Ассамблеи народов Татарстана по количеству проводимых мероприятий. Только в 2015 году их было 98 (без учета локальных мероприятий на местах). Разноплановая работа проводится Нижнекамским русским обществом, Казанским русским национально-культурным объединением, Набережночелнинским русским обществом, Аксубаевским и Альметьевским отделениями.

Источник: Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана