Немцы : история и культура
Немцы (самоназвание — дойче) — основное население Германии. Общая численность около 86 млн. чел. Живут в США, Канаде, Бразилии и других странах Европы и Латинской Америки, в Австралии и Южной Африке. Крупные колонии в Казахстане, в Российской Федерации. В большинстве относятся к атланто-балтийской расе большой европеоидной расы, есть представители центральноевропейской расы. Также на среднем Рейне фиксируется примесь южноевропейского(индосредиземноморского) расового типа.
Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров и др., смешавшиеся в первые века н.э. с романизированным кельтским населением на юго-западе и юге Германии и с ретами в Альпах.
Язык — немецкий, принадлежит к западногерманской подгруппе германской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита.
Верующие — протестанты (главным образом лютеране) и католики. Среди немцев, проживающих в других странах довольно многочисленны последователи других направлений протестантизма — баптисты, меннониты, адвентисты и т.п.
Историю немцев России можно разделить на 3 периода, положив в основание такого деления крупные миграции немецкого населенияна территории страны:
I период — середина XVIII — рубеж XIX-XX вв., то есть со времени переселения немцев в Россию и до массовых миграций в восточные регионы страны;
II период — в начала ХХ в. по 1941 г.: от перемещения значительной части немцев в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию до депортации немецкого населения Европейской части СССР на Восток во время Великой Отечественной войны;
III период — с 1941 г. по 1991 г.;
IV период — с 1991 г. по настоящий момент.
В западных областях территории бывшего Советского Союза — в Прибалтике, Закарпатье, — немцы появились еще в Средневековье, составив там значительную часть горожан и даже дворянства. В российских городах немцы селились уже в середине XVII в., их приток усилился при Петре I и его приемниках. Массовый приток немцев в Россию, в ее сельские районы начался в конце XVIII в. Причинами эмиграции немцев были аграрное перенаселение некоторых земель Германии, общий хозяйственный застой в стране, а в ряде случаев — религиозные преследования протестантов католическими властями. С 1763 по 1770-е гг. было основано более 120 колоний (поселений) немцев, 106 из них — в Поволжье. В 1789-1823 гг. немцы-колонисты селились на юге России, там было основано около 170 поселений. Следующая волна пришлась на середину XIX в.: в 1850-1870 гг. было основано 17 колоний в Поволжье. К 70-м годам XIX в. миграции немцев из Германии в сельские районы России практически прекратились, однако в это время возрос приток их в города. В XVIII-XIX вв. много немцев было в Петербурге. Городские немцы с течением времени ассимилировались.
Массовый размах переселение немцев в восточные регионы страны приняло после столыпинской аграрной реформы 1906 г. Немцы перемещались в Южный Урал, Алтай, в Казахстан. В 1906-1910 гг. были основаны сотни немецких поселений вокруг Омска, Павлодара и др. Позднее в связи со вступлением России в первую мировую войну 110 тысяч немцев из западных и причерноморских губерний были выселены в Поволжье и на Урал. На апрель 1917 г. намечалось выселение немцев Поволжья. В 1918 г. была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 г. в автономную республику немцев Поволжья. Кроме того, в 1920-1930-х гг. в СССР существовало более 10 национальных немецких районов. Через три месяца после начала Великой Отечественной войны, указом от 28 августа 1941 г. около 1 млн. немцев были выселены из Европейской части СССР в основном на Урал, в Сибирь и Казахстан. По ориентировочным данным, в годы войны погибло около трети немецкого населения СССР. Указом 1964 г. немцы были реабилитированы; однако только в 1972 г. им было разрешено вернуться в родные места. В 1950-1970-е гг. много немцев перебралось из Сибири в Казахстан, в частности, на освоение целины.
В 1970-х гг. началась эмиграция немцев из Советского Союза. Ее темпы до середины 1980-х годов были не очень велики из-за множества ограничений для отъезда. В начале 1990-х интенсивность эмиграции резко возросла. Пик миграционного оттока немцев пришелся на 1993 г., после чего Германия стала вводить ограничения на въезд эмигрантов из стран СНГ. В то же время увеличился приток немцев в Россию из Казахстана, Киргизии и других бывших союзных республик. Но общее число немцев России постепенно сокращается.
На территории РФ немцы сегодня расселены очень дисперсно. Практически не осталось однонациональных немецких поселений. По оценкам специалистов, около 40% всех российских немцев составляют старожилы, то есть те, кто не подвергался депортации в период ВОВ. Они отличаются лучшим сохранением родного языка и этнокультурной специфики, относительной компактностью расселения. Депортированные немцы расселены более дисперсно, они сильнее ассимилированы окружающим русским населением. Для большинства немцев родным языком стал русский.
Сегодня идут активные процессы консолидации немцев России, возрождения языка, культуры и религии. Создано множество организаций, способствующих этим процессам, такие как «Союз российских немцев», «Федеральная национально-культурная автономия российских немцев» и др.
Немцы в Татарстане
История немецкой диаспоры в Татарстане начинается со времен Ливонскойвойны 1558-1583 гг., когда взятые в плен немцы целыми тысячами были расселены в разные города России с правом свободного вероисповедания. К этому же времени относятся архивные упоминания олютеранской общине в Казани. Селившиеся в Казани немцы в большинстве своем были купцами и ремесленниками, среди них встречались учителя,чиновники и разного рода специалисты.
Немцы внесли достойный вклад в прогресс тысячелетнего города, были новаторами и пионерами многих дел. Вспомним лишь некоторые имена:архитекторы К. Мюфке, А. Шмидт, К. Тон, Х. Крамп, А. Песке, химики К.Клаус и А. Бутлеров, юрист Д. Мейер, анатом П. Лесгафт и др. Немцамибыли почти все врачи и аптекари города, даже первым шофером в городебыл немец Ф. Рудольф. С открытием университета в Казань прибыло немалопрофессоров из Германии, в том числе знаменитый Карл Фукс. Можно суверенностью утверждать, что фундамент Казанского университета какучебного заведения, его научная база во многом заложены немцами.
Первыйорган в Казани был установлен в лютеранской церкви Святой Екатерины.Вообще говоря, вся культурно-духовная жизнь немцев в дореволюционнойРоссии протекала в рамках церковных общин, что позволяло им сохранятьсвою национальную самобытность в инонациональном окружении. Впомещениях лютеранской кирхи проводились не только богослужения. Говорясовременным языком, здесь располагался национально-культурный центрнемецкой общины города. В кирхе пел немецкий хор, ставились пьесы нанемецком языке, работала воскресная школа для детей из немецких исмешанных семей Казани. Здесь же функционировала и начальная школа, по окончании которой дети продолжали учебу в других учебных заведениях города.
С приходом советской власти этнокультурная жизнь немецкой общины приходит в упадок: в декабре 1929года здание лютеранской кирхи национализируется и переходит в ведение внутренних органов ТАССР. С начала Великой Отечественной войны и доперестроечных времен история российских немцев превратилась в трагедию.Люди в большинстве своем забыли родной язык (долгое время он считалсяязыком врага), нарочитое чересполосное расселение немцев в восточныхрайонах СССР привело к существенному забвению национальных обычаев итрадиций.
Только к концу 1980-х годоввозродилась немецкая община Казани, в конце 1990 года былазарегистрирована евангелическо-лютеранская церковь Св. Екатерины,которая сегодня является ведущей общиной Татарстанского пробства.Пробство, объединяя 5 общин и религиозных групп из Казани, Чебоксар,Набережных Челнов, Нижнекамска и Бавлов, установило партнерскиеотношения с лютеранскими общинами Германии и США и пригласило их напразднование тысячелетия Казани.
Первая светская организация российских немцев — Казанское общество немецкой культуры (КОНК) — была зарегистрирована 2 августа 1991 года, а уже 28-30 сентября прошла встреча немцев Татарстана с руководством тоже вновь образованного Союза немцев СССР. В декабре этого же года в рамках прошедшего в Казани Вагнеровского фестиваля (при активном организационном участии активистов диаспоры)был проведен всесоюзный семинар по проблемам немецких культурных центров.
Летом 1993 года в связи синтенсивным выездом немцев-членов общества на постоянное местожительства в Германию, была создана новая организация — Казанское немецкое общество имени Карла Фукса. В тесной смычке с советомлютеранской церкви была поставлена проблема возвращения кирхи какосновы и территориальной базы духовного и национально-культурногоцентра для всех немцев региона. Общество выступило учредителемМеждународного союза российских немцев и Землячества немцев Поволжья.Войдя коллективным членом в АНКО РТ, совместно с национально-культурнымблаготворительным фондом «Gedenken» общество приступило к реализациипрограммы высшего национального образования. На филологическомфакультете Казанского государственного университета открылась новаяспециализация «Немецкий язык как родной и литература», где за счетфонда обучаются несколько десятков студентов из российских немцев.25-28 марта 1993 года прошла Международная студенческаянаучно-практическая конференция «Немецкий язык и российские немцы», гдедокладчиками были студенты-немцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии,России.
Благодарянастойчивым инициативам Общества был расширен и облагорожен Фуксовскийсад, официально подтверждено его название и установлен великолепныйбронзовый памятник почетному гражданину Казани — Карлу Фуксу.Параллельно на Арском кладбище появился надгробный камень с обелиском,а в университете прошли Фуксовские чтения с участием доктора историимедицины, профессора Марбургского университета Армина Гойса. В эти днив музее истории КГУ работала выставка архивных и музейных экспонатов,посвященная жизни К. Фукса. 15 октября 1996 года на фасаде дома, где жил Фукс, была укреплена памятная доска на трех языках — немецком,татарском и русском.
В настоящее время успешно реализуется проект по выпуску серии книг и брошюр «Немцы и Казань». Два издания — «Памяти профессора Фукса» и «Немецкие ученые -профессора Казанского университета» уже вышли в свет.
В память одне, когда перестала существовать АССР немцев Поволжья, ежегоднопроводится краткий траурный молебен с возжиганием свечей нанемецком кладбище. Кстати, все немецкие могилы перерегистрированы ивзяты под опеку.
Около пятнадцати лет проводятся курсы интенсивного изучения немецкому языку при помощи германской благотворительной организации GTZ и городских управлений образования. Сотни татарстанцев (кстати, не только немцев) получили тамбесплатную языковую подготовку. Очень интересной оказалась выставка казанских художников немецкого происхождения.
7 декабря 1997 года на базе немецких общин Казани, Набережных Челнов,Нижнекамска, Бавлов и Альметьевска была образована Национально-культурная автономия немцев Татарстана (НКАНТ). Это была первая региональная автономия в республике, которая, как и Казанское немецкое общество, также вошла в состав АНКО РТ.
Совместно с администрацией города Казани в лице Управления внешних экономических связей организациями российских немцев республики была учреждена Автономная некоммерческая организация «Немецкий дом республики Татарстан» (АНО «НД РТ») для создания материально-финансовой базы сохранения и возрождения языка, традиций и обычаев немецкой общины. Немецкий дом РТ является членом Ассоциации общественных объединений «Международный союз немецкой культуры». На базе НД РТ учрежден Казанский клуб ЮНЕСКО с программой действий «Нацменьшинства и диаспоры: сохранение самобытной этно культуры и межцивилизованные взаимосвязи». 5 августа 2001 года Немецкий дом РТ выступил в числе учредителей международного фонда «Казанский дом Европы».
Согласно переписи населения 2002 года в Татарстане около трех тысяч немцев, и практически все они активные члены общины. Даже молодежьобъединилась в отдельную организацию — Молодежный клуб при Немецкомдоме для регулярного языкового общения, совместных концертов, походов,встреч со сверстниками других немецких молодежных объединений России изарубежья. В диаспоре с работой Молодежного клуба связывают большие надежды.