Музей Старо-Татарской слободы
С чего лучше начать знакомство с Казанью? Из множества достойных вариантов рискнём предложить свой. Начните с настоящего аутентичного места.Места, где кипела обычная жизнь обычных людей. С самой «вкусной» части столицы – Старо-Татарской слободы.
О ПРАВИЛЬНЫХ ТАТАРАХ И САНЯХ «БАРАБУС»
Рождественский мороз после снегопада для татар-извозчиков – то что надо! После бурана они весело утаптывают трамвайные пути в окрестностях Сенного базара. Русские коллеги на работу не выйдут, да и трамвай на маршрут не встанет! Вот и пойми, кто больше рад православному празднику – христианин или мусульманин? Скоро на улицах слышится призывное: «Барабыз!»*. Прыгают на шкуры в сани к предприимчивым татарам пассажиры, только успевай копеечку считать. Вообще-то сани крохотные, однообъёмные, вместо сидений сено-солома да шкуры. Ну да ничего, всё ехать, а не стоять и мёрзнуть. «Барабыз! Бара-быз! Ба-ра-быз!» – вливаются хриплые голоса извозчиков в общий базарный гул…
– А здесь мы предлагаем нашим гостям сделать фотосессию, – отвлекает от ярмарочной суеты и гвалта спокойный, тихий голос. Это Рустем Муллагалиев, кандидат исторических наук, экскурсовод казанского музея «Татарская слобода – Татар бистэсе», возвращает нас в сегодня. Его предложение о фотосессии вызывает у туристов неизменный интерес. Ведь лошадка с санями «барабус» остановилась в самом интересном месте. И спереди, и сзади панорамы города, выполненные на основе оригинальных фотографий. Сзади – вид Казани с высоты церкви Четырёх Евангелистов, а впереди – улица Парижской Коммуны, в прошлом Сенная.
– Вы же понимаете, что хваткие татары занимались частным извозом не просто так, не от хорошей жизни? Всё это, чтобы лишнюю копеечку заработать для своей семьи. Ценно, что об этом говорится в исторических источниках, оставленных русскими авторами. Для современников это хороший пример. Сегодня мы все хотим, чтобы власть решала наши проблемы, а предки сами находили способы заработать. Правильные татары, – смеётся наш гид.
Оконные наличники.
ИНЫХ УЖ НЕТ…
Нескучный музей «Татарская слобода – Татар бистэсе» находится в 15 минутах ходьбы от улицы Баумана, в настоящем историческом центре Казани. И самый первый обзорный зал его «с места в карьер» рассказывает о том, какой она была – Татарская слобода начала XX века. Этот макет для музея был выполнен сотрудниками Казанского государственного архитектурно-строительного университета.
Культовые сооружения на нём немного увеличены в своих масштабах. И красным цветом обозначены две церкви, которых сейчас нет. Территория, обнесённая забором у ДК меховщиков, – это всё, что осталось от Екатерининской церкви. А вот место церкви Четырёх Евангелистов сегодня не пустует. После того как храм взорвали, здесь построили жилой дом Валтреста. Жёлтое здание с вогнутым фасадом на углу улиц Татарстан и Марджани по-прежнему выделяется на фоне прочих построек.
Без труда находим мы на музейном макете и дом знаменитого казанского врача, учёного, этнографа Карла Фукса, у которого гостил когда‑то Александр Пушкин. И храм Тихвинской Иконы Божией Матери на улице Худякова. И все прочие культовые сооружения Старо-Татарской слободы…
Макет Старо-Татарской слободы.
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ
В Восточном зале музея, воссоздающем стиль легендарного Восточного клуба, открытого в Казани в конце 1906 года, экскурсовод поясняет:
– Это некий светский татарский салон. Если хотите, символ начала европеизации татарского общества. Здесь на примере европейского интерьера мы рассказываем и об особенностях интерьера татарского дома. Богатого татарского дома.
В самом деле, первые годы XX века стали временем начала трансформации в татарском обществе, которая коснулась преимущественно представителей буржуазии. Самобытность богатого татарского дома была совершенно иного свойства, чем, скажем, русского. Да, с одной стороны, появились предметы, нетрадиционные для жилища татар: пианино, журнальный столик, канделябры… Но с другой, продолжалась прежняя жизнь женской части с её традициями и обычаями. Мусульманки ходили в платке, и только в начале XX века самые передовые представительницы слабого пола начали надевать маленькие калфаки.
Этот сундук-чемодан, выставленный в Восточном зале музея «Татарская слобода – Татар бистэсе», изготовлен на льнопрядильной фабрике Ивана Алафузова. Открытая в 1865 году, она стала лучшей в текстильной промышленности Урала, Поволжья и Сибири и уже к 1890 году была отмечена множеством медалей на международных выставках. Иван Алафузов, по рассказам современников, слыл настоящим трудоголиком. Купец первой гильдии, «мануфактур-советник», почётный потомственный гражданин Казани, чью грудь украшали ордена России, Персии, Черногории, Австрии.
В начале XX века в домах богатых казанцев стала появляться подобная красота – предметы интерьера, нетрадиционные для жилища татар.
ИСТОРИЯ НА СЕНСОРНОМ СТОЛЕ
О том, с чего начиналась история одного из ярких и самобытных обществ, сочетающих в себе традиции ислама и умеренную европеизацию, по какому принципу велась застройка Старо-Татарской слободы, сколько пожаров выпало на долю её жителей и, наконец, о самих казанских татарах мы узнаём из интересного 10-минутного фильма, расположившись на удобных стульях здесь же, в Восточном зале. Вообще, современные гаджеты и интерактивная составляющая, благодаря которым можно «пролистать» историю слободы, есть в каждом зале музея и ими может воспользоваться любой гость.
БЫЛ БЫ ЧАЙ…
Процесс создания образов и смыслов, превращающихся в прикладные вещи, особенно ощутим в последнем зале музея. «На десерт» здесь предлагают… десерт и чай. Самый «вкусный» и желанный зал. Особенно для детей. Зимой здесь за чашкой ароматного татарского чая с травами туристы согреются, летом – немного остудятся. О национальных угощениях – талкыш-калеве, чак-чаке, пастиле, кош теле, убранстве татарской избы и традициях чаепития гостям рассказывает настоящая татарская бабушка. Интерактивная.
ВНЕ КУЛЬТУРЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДИН НАРОД
Заканчивая свой рассказ, Рустем Муллагалиев говорит:
– Я сам, когда пришёл сюда в первый раз, был в восторге! А теперь с огромным удовольствием рассказываю гостям о нашем народе, его истории и традициях. Культура человека, уверен, определяется через его отношение к истории. Чего греха таить, многие из нас не имеют большого представления о культурном коде своего народа. А он многое объясняет, странным образом выстраивая всё в логическую, понятную цепочку. Что тут ещё сказать? Приходите, пришло время собирать камни…
Здание музея «Татарская слобода – Татар бистэсе» уже само по себе представляет исторический интерес. Дом постройки XIX века сначала был одноэтажным, надстроили его уже позже. В одном из залов можно увидеть вот такие кирпичные перекрытия.
Именно таким был интерьер татарского дома. В углу – печь, возле неё всевозможные котелки, горшки с мукой, мёдом, солью, сахаром. Незамысловато, но добротно – крепкие деревянные столы и лавки способны выдержать большое количество гостей.
* Барабыз – в переводе с татарского языка «Поехали»
Автор: Алсу Троицкая
Фотограф: Александр Ефремов
Журнал "Татарстан", 2019.