Литература: поэтика и традиции гуманизма
Во второй половине XIX в. татарская литература претерпевает серьёзные изменения. Начинается отход от прежних традиций творчества, связанных с исламом, и происходит обращение к новым светским литературно-эстетическим канонам, которые задавали русская и европейская литература. Противоречивый процесс модернизации происходил в форме европеизации художественного мышления, способствуя соединению культурных достижений Востока и Запада, которые составили основу светской татарской литературы.
Развитие татарской литературы проявляется во взаимодействии просветительской установки с различными типами романтического отношения к действительности: «восточный романтизм» перекликается с «байроническим», а также «романтизмом идей». В рамках модернизма получают развитие символизм (поэзия Дэрдменда), экзистенциальные мотивы (проза Ф. Амирхана, Г. Рахима), импрессионизм (новеллы Ш. Камала), позднее – футуризм (А. Кутуй), имажинизм (К. Наджми). Новые светские романы, написанные в традициях реализма, были характерны для творчества Г. Исхаки, Г. Ибрагимова. Новаторами литературных форм выступали Г. Исхаки и Ф. Амирхан, наряду с классическими бытовыми романами и повестями практиковавшие новые их формы: фантастические или футуристические сочинения («Исчезновение через 200 лет» Г. Исхаки; «Фетхулла хезрет» Ф. Амирхана).
Адель Кутуй (1903 – 1945) – писатель, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент
Наби Даули (1910 – 1989) – писатель, поэт
Татарская литература 1920 – 1930-х гг. в силу внешних обстоятельств отдалилась от прежних традиций, поскольку находилась под влиянием советской идеологии. Она стала зеркалом, в котором отражались сложные, противоречивые процессы, происходившие в общественно-политической жизни нового государства. Попытка осмыслить ситуацию разрушения привычного ритма жизни и появления новых норм, их трагического влияния на сознание и судьбы людей представлена в социально-революционных по содержанию романах Г. Ибрагимова, Ш. Камала, М. Галяу. В 1930-е гг. появляются произведения, посвящённые коллективизации, Гражданской войне. Все они прошли жесточайшую внешнюю и внутреннюю цензуру и являлись советскими по духу и национальными по форме.
Памятник поэту Х. Такташу (1901 – 1931), одному из основоположников татарской советской поэзии. Скульптор А. Минулина. 2017 г.
В татарской советской литературе формируется эзопов язык, позволявший завуалировать критическое отношение к советской действительности. Многие татарские писатели стремились вырваться из рамок социалистического реализма, обращаясь к многообразию поэтических средств. Это повести А. Кутуя «Неотосланные письма» (1935) и Ф. Хусни «Перстень» (1942), стихотворные произведения Х. Такташа, поэмы А. Файзи «Флейты» (1933) и Х. Туфана «Клятва» (1935). Исторический роман Г. Ибрагимова «Дочь степи» (1924), синтезировавший социально-революционное и лирико-романтическое начала, стал первым произведением, посвящённым истории всего тюркского народа в свете преобразований начала ХХ в. Обращение к фольклорным сюжетам, мотивам, приёмам (Х. Туфан, С. Хаким) объясняется стремлением татарских писателей и поэтов к преодолению идеологических стереотипов.
Профессиональная литература периода Великой Отечественной войны отражает глубину переживаний татарского народа, связанных с данным трагическим событием. Это воплотилось в «Моабитской тетради» М. Джалиля -поэта, чей жизненный и творческий путь стал символом мужества, преданности Родине и бесконечного патриотизма. Мотивы служения Отечеству, любви к родной земле, клятва в верности Родине, новая интерпретация философии жизни и смерти, когда гибель за свободное будущее своей страны и народа приравнивалась к бессмертию, нашли художественное воплощение в романтическо-патриотической поэзии Ф. Карима, в творчестве поэтов-фронтовиков, в прозе А. Абсалямова, И. Гази, Н. Даули.
Абдурахман Абсалямов (1911 – 1979) – писатель, переводчик, журналист, военный корреспондент
Амирхан Еники (1909 – 2000) – писатель- прозаик, публицист, народный писатель ТАССР
Литература послевоенных лет (1945 – 1956 гг.) аккумулирует в себе радость победы, надежду на улучшение жизни. На передний план выходит проза, оттеснившая активизировавшиеся в военные годы лирические и лироэпические жанры. Тема войны становится стержневой во всех эпических жанрах. Лиризация прозы, преломление мира в индивидуальном сознании, моноцентричность повествования, смысловая и образная насыщенность стали отличительной чертой творчества ведущих прозаиков 1960 – 1980-х гг. (А. Еники, Ф. Хусни, М. Магдеев, А. Баянов, М. Галиев).
Годы оттепели ознаменовались надеждой на перемены в социально-политической жизни страны. В это время на первый план выходит идея национального возрождения, личной свободы, возвращаются запрещённые имена Х. Туфана, Ф. Бурнаша, М. Галяу, К. Тинчурина, М. Джалиля. Наряду с официальной идеологией, опиравшейся на принципы соцреализма, громко заявляет о себе традиционно-гуманистическая тенденция, основанная на эстетических ценностях многовековой татарской литературы. Формируется и завоёвывает популярность деревенская проза, ориентированная на поиск глубинных основ народной жизни (повести Р. Тухватуллина, А. Гилязова, А. Баянова). В произведениях о малой родине (М. Магдеев) тоска по прошлому татарской деревни превращается в утверждение важности и значимости национальных ценностей в истории татарского народа и его повседневной жизни. Внимание к национальному мышлению, художественное осмысление характера и традиций, в том числе религиозных, отказ от идеализации советского общества наблюдается в творчестве А. Гилязова, Н. Фаттаха, А. Баянова, Х. Сарьяна.
Хасан Туфан (1900 – 1981) – поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая. Худ. Ф. Г. Аминов. 1980 г.
Многие художники слова через эпический взгляд на современную для того времени татарскую деревню сумели осмыслить историю ХХ в. Они стремились оценить трагические последствия коллективизации и культа личности, тоталитаризма (Н. Фаттах. «В мае сорок четвёртого» (1965), А. Гилязов. «Три аршина земли» (1963), Г. Ахунов. «Дочь Волги» (1978 – 1986)), сумели докопаться до глубинных ценностей, от которых зависит сила сопротивления человека судьбе (Х. Сарьян. «Пять сыновей одной матери» (1979), М. Магдеев. «Человек уходит – песня остаётся» (1979)), приступили к нетрадиционному освещению событий Великой Отечественной войны (М. Юнус. «Остаться на высоте» (1981)).
Во второй половине ХХ в. татарская поэзия постепенно стала выразителем гражданской позиции, критического отношения к действительности. Достигалось это через двойственность содержания и применение условных образов и символов (Г. Афзал, И. Юзеев, Роб. Ахметзянов, Б. Сулейманов). Даже небольшие лирические стихи имели глубокий социально-политический и социально-философский подтекст (Р. Файзуллин, Р. Харис). Мысль в поэзии стала играть главенствующую роль, но выражалась необычно, чаще – в метафорах, ассоциациях, при помощи символов. Это вызывало у читателя сильные эмоции (М. Аглямов, Зульфат). Драматургия этих лет сильна обращением к народной жизни и народному характеру (Х. Вахит, Ш. Хусаинов, И. Юзеев, Т. Миннуллин).
Оттепель в общественно-культурной жизни СССР позволила ввести в литературный оборот ранее табуированные темы и мотивы. В жанре рассказа это прежде всего тема культа личности. В это время впервые поднимается проблема вынужденной жизни в эмиграции (М. Юныс. «Наш дом находился под ивой» (1967)). Внимание читателей обращается на негативные явления – потерю татарского языка, духовных ценностей и традиций татарского народа, межнациональные браки (А. Еники. «Невысказанное завещание» (1955), Ф. Хусни. «Луч заката» (1978)).
В годы перестройки татарская литература претерпевает изменения в идейно-содержательном аспекте: на первый план выходят темы возрождения национального самосознания, духовности, активно развивается жанр исторического романа (Н. Фаттах, М. Хабибуллин, Р. Батулла, Ф. Латыйфи). Татарская проза пересматривает советские идеологические ценности, даёт оценку тоталитарной системе (И. Салахов. «Колымские рассказы» (1989), А. Гилязов. «Давайте помолимся!» (1991 – 1993)). Знаковые романы Ф. Садриева («Утренний ветер» (1993) и др.) представили художественное переосмысление конфликта сильной личности и тоталитарного режима. «Жестокий реализм» проявляется в воссоздании знаков распада и деградации человека и общества (роман А. Гилязова «В чьих руках топор?» (1989)), при оценке тоталитарного прошлого (романы Н. Фаттаха «Переправа» (1956 – 1990) и Ф. Сафина «Заблудившийся рассвет» (2003)). В татарской прозе рубежа 1980 – 1990-х гг. резко усиливаются вопросы социокультурного состояния татарского народа, судьбы нерусских народов России. Национальная картина мира раскрывается через представления о героизме, самопожертвовании, духовности (Ф. Байрамова, В. Имамов). Появляются произведения, в которых романтический способ воссоздания действительности используется для оценки трагических событий прошлого (А. Салах, М. Кабиров). Проблема исторической (национальной) памяти становится одной из главных (повести Ф. Байрамовой «Чайки бескрылые» (1988) и «Колокольчик» (1987)). Прозаики видят мир как хаос с его бесконечным движением, подгоняемым абсурдностью бытия, бесчеловечностью тоталитарных систем; для осмысления национальных и социокультурных проблем используются мифологические, мифические, архетипические образы и мотивы (Г. Гильманов, Н. Гиматдинова).
Ильдар Юзеев (1933 – 2004) – поэт, народный поэт РТ, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая
Мударрис Аглямов (1946 – 2006) – поэт, народный поэт РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая, заслуженный деятель культуры РТ
Мухаммет Магдеев (1930 – 1995) – писатель, народный писатель РТ, литературный критик, учёный-литературовед
Постмодернизм в современной татарской прозе и драматургии представлен произведениями М. Кабирова, З. Хакима, М. Гилязова и др. В них проявляются социально-философские или сатирические предпочтения, поэтику произведений определяет приём игры. Хаотичное внутреннее состояние индивида становится зеркальным отражением больного социума, антимира, презентуя новые для татарской прозы мотивы двойничества, юродства и святости, «жёлтого дома». Зачастую национальный миф, история, представления, менталитет участвуют в формировании нового мифа, связанного с масштабной оценкой истории тоталитарного прошлого (романы М. Кабирова «Книга» (2014) и Т. Миннуллина «Приключения Мингаза» (2005)).
На рубеже советской и постсоветской эпох татарская литература стремится возродить восточные жанры (кысса, бэян, хикэят, рубаи, газели и др.), найти новые подходы (роман-нэсер, роман-монолог, хоррор, фантазия). Широко представлены наджанровые структуры – антиутопия, постколониальная литература.
К концу ХХ в. в татарскую поэзию возвращаются усложнённая образность, язык намёков и ассоциаций. Эта тенденция характерна для творчества практически всех ведущих поэтов периода «парада суверенитетов» и в значительной степени связана с выдвижением на первый план национальной тематики (Р. Валеев, Р. Харис, Р. Миннуллин).
Наряду с произведениями, являющимися откликом на отдельные события постсоветского времени, в гражданскую лирику мощным потоком хлынули стихотворения, касающиеся запретных в советское время проблем: культа личности, исчезновения родного языка, нивелирования культуры и национального самосознания (М. Аглямов, Зульфат, Р. Зайдулла).
В татарскую поэзию возвращается «длинное стихотворение», которое вмещает исторические ретроспекции, «чужое слово» (даже форму диалога), позволяет нанизывать эмоциональные высказывания, использовать символизацию как приём обобщения (И. Юзеев). В начале ХХI в. эта форма органично вписывается в постмодернистскую поэзию Ю. Миннуллиной, Р. Мухаметшина, Л. Гибадуллиной.
В романтических произведениях татарских поэтов представляется контраст между изображаемой идеальной моделью и не соответствующей ей низкой действительностью (И. Иксанова, Ф. Сафин). Творчество молодых поэтов определяется экзистенциальным типом сознания, зачастую причина хаоса кроется во внутреннем мире человека (Р. Аймет). В некоторых стихотворениях используются средства и приёмы средневековой восточной (в том числе суфийской) поэзии и картины мира.
Здание Союза писателей Республики Татарстан
В 1990-е гг. Сулейман одним из первых в татарской поэзии продемонстрировал возможности постмодернистской эстетики европейского типа, когда читателю приходится самому искать значения текста. Творчество Л. Гибадуллиной и Ю. Миннуллиной отличается призрачностью и фрагментарностью, представляет диалог с восточными традициями. В лиро-эпике для передачи концептуальных идей часто привлекаются исторические события и человеческие судьбы.
Татарская драматургия постсоветского времени отличается активностью авангардных форм и новым взглядом на роль и функции художественной литературы. Изменение художественной картины мира отразилось в произведениях с ярко выраженной национальной проблематикой. «Родословная» (1998), «Зятья Григория» (1995), «Ильгизар плюс Вера» (1992) Т. Миннуллина, «Выронила из рук белый калфак» (1990) И. Юзеева затронули многие запретные ранее национальные проблемы, активизировали просветительские функции драматургии. Данным произведениям присуще стремление к возрождению традиционно-восточных мотивов и приёмов.
Современная татарская литература отличается разнонаправленностью и склонностью к экспериментам. Творчество не только молодых и начинающих, но и зрелых поэтов и писателей маркируется приёмами, присущими неклассическому и постклассическому типам культуры. Это свидетельствует о синхронности развития татарской литературы с мировым художественным процессом.