Города и городская культура

Города и городская культура

Города и городская культура

Города и урбанистическая культура являются неотъемлемой частью тюрко-татарского мира с глубокой древности. Исторические факты свидетельствуют о том, что кочевые империи Великой степи умели не только покорять страны, но и выстраивать жизнеспособные социально-политические организмы.

В степной Евразии уже с хуннской эпохи шли процессы урбанизации. Важнейшим фактором становления городов и оседлости в евразийских степях являлась военно-политическая стабильность. При её сохранении на достаточно длительный срок неизменновозникают города, зоны земледелия и ремесленные центры. Городская цивилизация идёт вслед за установлением инфраструктуры торговых путей и непосредственно связана с ними. Становление городской культуры является результатом включения в процессы мировой торговли, соединившей регионы евразийского континента. Возникновение городов является закономерным и естественным процессом для кочевого и оседлого населения степей Срединной Евразии. Тюрки стали частью этого процесса, охватившего в период Средневековья всю степную Евразию. Они создавали города в период Уйгурского каганата – Орду-Балык и Бий-Балык. Активно стала развиваться система городов по мере расширения Великого шёлкового пути на запад.

Панорама средневекового Биляра из района караван-сарая

Особенно ярко эти процессы проявились в Волго-Уральском регионе. Включение в крупномасштабную международную торговлю по Волго-Балтийскому торговому пути послужило мощным источником эконо-мического роста. Самые ранние города булгар, возникшие в Поволжье, – это целый ряд пунктов по берегам Волги и Камы, образовавшихся под влиянием Великого Волжского пути. Здесь обнаружены самые ранние свидетельства, позволяющие говорить о начальных этапах становления городской структуры уже в начале X в., города Биляр, Болгар, Сувар и другие. В городах складывается система духовного образования и богословия.

На территории Волжской Булгарии локализуются десятки городов, известных по письменным источникам и археологическим данным (около 150 городищ). Среди них выделяются остатки таких крупных городов, как Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Бряхимов и др. Существовали многочисленные укреплённые, а также сельские поселения (более 800). В X в. в Болгаре и Суваре чеканилась своя монета. Площадь самого крупного столичного города Биляра достигала почти 800 га (численность населения – до 50 тыс.).

Градостроительство булгар восприняло традиции тюркских государств (Тюркские каганаты, Великая Болгария, Хазария), а также стран мусульманского Востока и Руси. Крупные города средневековой Булгарии часто имели круговую планировку, не подчинённую рельефу местности, и делились укреплениями на внутренний и внешний город. Внутри города имели усадебную планировку. Строились каменные или кирпичные дворцы, караван-сараи, мечети, бани, мавзолеи и другие общественные здания. Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, а также хозяйственных и производственных построек.

Руины кирпичного здания общественной бани на территории караван-сарая в Биляре

Прекрасно иллюстрирует эти процессы история Поволжья в период Улуса Джучи (Золотой Орды). Единые законы, отсутствие многочисленных таможенных преград и стабильное управление воспринимались на-селением как огромное благо. Практически сразу после объединения территорий стали активно действовать мировые торговые магистрали, которые пришли в упадок в конце XII в. В силу своего исключительно выгодного географического положения Улус Джучи стал средоточием торговых путей, пронизывавших евразийский континент. Структура городских поселений в Улусе Джучи была рациональна и подчинялась социально-политическим и торгово-экономическим требованиям. Достаточно прочертить круг в 40 – 50 км (т. е. средний дневной переход торгового каравана), и мы обнаружим поселения, как бы веером расходящиеся по магистральным торговым путям, эта цепочка продолжается до следующего крупного города. Это были развивавшиеся центры, средоточие торговли и ремесла, пункты роста своих регионов. При этом они имели своё место не только во внутриордынской, но и в мировой трансазиатской магистральной торговле. Не случай, а логистика играли важнейшую роль в выборе места для основания города. Логичность и рациональность выбора подтверждают то, что практически все современные областные столицы Поволжья развиваются на месте татарских городов.

Утро в Биляре. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2016 г.

Самым крупным и известным городом Среднего Поволжья второй половины XIII – начала XV в. был Болгар. Возникший ещё в начале X в., этот город стал важным экономическим центром, но настоящая его история начинается с 1340-х гг., когда, вернувшись из западного похода, Бату-хан сделал местом своей ставки район Нижнего Прикамья. Это место слияния Волги и Камы имело стратегическое значение, так как по-зволяло в начальный период формирования империи контролировать центр страны – Поволжье – и северные регионы. Постепенно, благодаря богатым традициям высокоразвитого сельского хозяйства и ремеслу, горожанам удалось преодолеть последствия монгольского нашествия и добиться возрождения хозяйства региона.

Город Болгар конца XIII – XIV в. стал одним из самых крупных и богатых центров в Европе. Он застраивался каменными и кирпичными постройками, в том числе общественными зданиями – дворцами и караван-сараями, мечетями и банями, а улицы были покрыты мостовыми. Благоустройству города служили водопроводные и дренажно-ряжевые системы. Продолжая ранние булгарские традиции, ремесленники изготавливали предметы, широко известные во всём цивилизованном мире: кожаные изделия, оружие и украшения. Выгодное географическое положение на пересечении речных и сухопутных путей делало Болгар важным перевалочным пунктом мировой торговли. Кроме того, город был крупнейшим центром тюркской городской культуры и центром мусульманской области.

Булгарский городок. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2003 г.

Возникновение большого количества городов в Дашт-и-Кыпчаке в XIII – XIV вв. (сейчас их известно более ста) – уникальное явление в истории Средневековья. Обслуживание аристократии и торговых путей стало мощным импульсом к подъёму экономической и культурной жизни в конце XIII – первой половине XIV в. – в период наивысшего могущества правивших здесь ханов. Позднее, с ослаблением ханской власти, центры перемещаются из городов в кочевые орды, которые становятся средоточием политической и военной мощи.

Красная палата в Булгарах. Худ. К. А. Нафиков. 1993 г.

Традиции татарской урбанизации в XV – XVI вв. были сосредоточены в нескольких центрах. В основном это были столицы татарских ханств – Казань, Кашлык, Астрахань, Бахчисарай и др. Казань, удачно расположенная близ северных пределов страны и на пути с берегов Волги на север, в Верхнее Прикамье, уже с начала XI в. служила важным торговым и военно-стратегическим пунктом. Но в золотоордынское время она стала центром обширной округи – земель бассейна реки Казанка («Казан арты» – Заказанья). Вокруг неё образуется целая земледельческая зона с сельскими и городскими центрами.

Реконструкция проёма окна джами-мечети в Болгаре. XIV в.

Чёрная палата. Болгар. XIV в.

В X – XVI вв. Казань занимала почти всю территорию Кремлёвского холма. Укреплённая площадь города достигала 40 га. В крепости располагались укреплённый царский двор, белокаменные мечети, рядом с которыми находился ханский мавзолей. Внутри были богато орнаментированные резные гипсовые надгробия, под которыми в гробах, вложенных один в другой, располагались захоронения, совершённые по мусульманскому обряду. Здесь же, внутри крепости, обнаружены остатки деревянных и кирпичных сооружений усадеб.

Возвышенный отзыв о столице Казанского ханства оставил поэт Кул Шариф:

Диво!

Место увеселения в мире –

этот город Казань,

В мире нет больше такого города,

дающего кров. В мире нет больше такого цветущего города,

как Казань,

В Казани еду-питьё найдут всегда,

таков он, город Вселенной!

Эту картину нельзя понимать только как поэтический образ. Вокруг Казани находилась целая система городов и поселений, являвшихся средоточием хозяйственной и культурной жизни. Точно такая же урба-нистическая зона существовала практически во всех татарских ханствах, особенно развитая в Казанском, Крымском и Касимовском ханствах. Даже в Сибирском ханстве, где оседлое население было немногочисленным, были зоны плотной оседлости – в южных районах и вокруг крупных городов.

Вид на зимнюю Казань XVI в. Худ. Ф. Г. Халиков. 1998 г.

Во второй половине XVI в., после целого ряда войн и взятия города войсками Ивана IV Грозного, Казань превращается в русский город. Местному тюрко-мусульманскому населению было запрещено селиться в пределах городских стен. Небольшое татарское поселение возникло на заболоченном месте, за рекой Булак на берегу озера Кабан, оно получило название Татарская слобода.

Уничтожение городской прослойки и переселение части жителей на периферию государства привели к тому, что татарская культура Волго-Уральского региона приобрела преимущественно сельский характер.

На улицах Казани. Худ. Р. Г. Загидуллин. 1992 г.

Как следствие – исчезновение стимула к созданию высококачественных произведений культуры по причине отсутствия экономически обеспеченной городской элиты и аристократии, что привело к упадку рукописной традиции, каллиграфии, миниатюры, ювелирного дела, полному забвению оружейного ремесла, исчезновению монументальной архитектуры. Культура приобрела ярко выраженный религиозный характер.

Учреждение Казанской епархии Иваном Грозным и митрополитом Макарием. Летопись. XVI в.

Традиции городской жизни в татарской культуре начали возрождаться к эпохе Нового времени. Созданная в период реформ Екатерины II Татарская ратуша представляла собой цельную систему управления татарскими слободами г. Казани, за которыми стояло татарское общество. Российским правительством ратуша рассматривалась как средство интеграции татар в имперское политическое пространство, в то же самое время татарское население использовало её в качестве внутриобщинной консолидации и способа взаимодействия с властями. Впервые со времени Казанского ханства татары получили возможность назаконных основаниях регулировать свои правовые и, частично, политические отношения с российскими властями. Благодаря деятельности Татарской ратуши в Казани к середине XIX в. у представителей та-тарских купеческих семей имелся опыт работы в разных должностях и исполнения обязанностей. Опыт управленческой деятельности оказался очень важен во время участия татарских представителей в работе Государственной Думы в 1906 – 1917 гг.

Въезд через мельницы и Казанку. Худ. А. Дюран. 1849 г.

Развитие промышленности в крае вызвало бурный рост городов. Население Казани в 1858 г. составило более 61 тыс. человек. К 1890 г. в Казани было 84 предприятия (кожевенные, мыловаренные, свечные, кумачные и прочие) фабрично-заводского типа. Крупнейшими частными предприятиями Казани были стеариново-мыловаренный завод купцов Крестовниковых (1855 г.) и кожевенно-ткацкое производство братьев Алафузовых (1860 г.). Крупным государственным заводом был пороховой. Татарское купечество занимало важные позиции в суконной и мыловаренной промышленности, в розничной торговле, а также в торговле восточными товарами, прежде всего чаем.

Казанская духовная семинария с частью гостиного двора. Худ. В. С. Турин. Конец 1820-х гг.

Казань сохраняла своё значение крупного торгового центра и на востоке Европейской России, на пути в Центральную и Среднюю Азию. В 1900 г. Казань по развитию промышленности и торговли входила в пятёрку крупных городов России. Население города в 1897 г. достигло уже 130 тыс. человек, из них 22% татар, наиболее значительное число татар-горожан. Появляются новые центры городской культуры татар: Уфа, Оренбург, Астрахань, Уральск, Харбин, Ирбит и др.

Стеариново- мыловаренный завод братьев Крестовниковых. Конец XIX в.

Пивоваренный завод Н. В. Александрова. Начало XX в.

Торгово-промышленное общество Алафузовских фабрик и заводов. Конец XIX в.

Итак, города и процессы урбанизации с периода древности и Средневековья, составлявшие стержень тюрко-татарской цивилизации, оказали на её историю определяющее влияние. Возникновение и развитие го-родской культуры у татар и их предков приводят к становлению центров тюрко-татарской цивилизации. Своеобразие этой культуры наиболее рельефно проявляется в контексте двух главных факторов её формирования: наследования и переработки художественного опыта тюркских народов и других народов региона и вхождения в систему мусульманской культуры периода её высокого расцвета. Все её элементы составляли единый урбанистический процесс, развивавшийся на протяжении полутора тысяч лет, главным выразителем и символом которого стала светская и религиозная культура тюрко-татар Поволжья, особенно ярко прослеживаемая в архитектуре и искусстве, в письменности и литературе. Именно эти глубинные традиции городской тюрко-мусульманской цивилизации позволили татарскому народу сохранять, накапливать и развивать свою культуру на протяжении тысячелетней истории.

Проток Булака. Конец XIX в.