Туган тел* и маятник истории
Известно ли нашим современникам имя Камиля Фатыховича Фасеева? Многие, скорее всего, о нём не слышали. А между тем этот человек оказал в своё время огромное влияние на жизнь республики.
Камиль Фасеев ещё в середине прошлого века рискнул открыто заявить об угрозе исчезновения татарского языка, его уходе из среды официального общения, делового оборота, научных дискуссий…
Знакомая картина, не правда ли? Ситуация с изучением татарского языка, его преподаванием в школах, сохранением статуса, активно обсуждаемые сегодня, – оказывается, всё это уже было в истории нашей республики… Так куда же качнулся маятник истории – вперёд или назад, в конец 1950-х? Полагаем, книга Камиля Фасеева «Вспоминая прошедшее»**, выдержки из которой мы предлагаем вниманию читателей, поможет дать ответ на этот вопрос.
Камиль Фасеев (1919–2005) - Советский партийный и государственный деятель, заведующий отделом науки и культуры Татарского обкома КПСС (1953–1957), секретарь Татарского обкома КПСС (1957–1959), председатель Президиума Верховного Совета Татарской АССР (1959–1960), первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР (1959–1963), директор Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР (1960–1963), доцент, профессор Казанского государственного университета (1963–1984).
ЛЁД ТРОНУЛСЯ
«Разговор об итогах Декады (речь идёт о заседании бюро обкома партии, посвящённом Декаде татарской литературы и искусства, которая с ошеломительным успехом прошла в конце мая – начале июня 1957 г. в Москве. – Н. А.) принял широкий размах. Полемизируя с некоторыми товарищами, я отстаивал один тезис: успехи и недостатки в любой области национальной культуры теснейшим образом связаны со школой. Татарская школа переживает глубочайший кризис. Если не принять экстренных мер, через пару лет татарские школы исчезнут вообще, вырастет поколение, лишённое родства, не владеющее языком отцов и матерей, не способное создать шедевры национальной поэзии, прозы, музыки, драматургии, абсолютно лишённое возможности ознакомиться с произведениями татарской классики. Если мы хотим приумножить культурные ценности, заслужившие всеобщее восхищение на прошедшей Декаде, следует начать прежде всего со школы».
Заключительное слово С. Д. Игнатьева (первого секретаря Татарского обкома КПСС. – Н. А.) было на редкость благожелательным, обнадёживающим. Он высказал много похвал в отношении достижений татарской культуры, подчеркнув, что знает по собственным наблюдениям о её прогрессивном влиянии на культуру народов Средней Азии, Казахстана и Башкирии. Игнатьев одобрил выступления, в которых прозвучала озабоченность имеющимися отрицательными тенденциями в национальной культуре, и сделал конкретные предложения по их устранению.
«Посоветуемся с товарищами из ЦК. А вы подготовьте подробную докладную записку и составьте конкретный план работы по подъёму всего комплекса культуры», – поручил С. Д. Игнатьев.
Вскоре план был составлен и утверждён. Мы провели ряд совещаний с участием учителей, заведующих отделами народного образования, писателей, учёных, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников. В начале декабря было проведено собрание творческой интеллигенции республики. В то время некоторые представители интеллигенции заявляли следующее: партия и государство проводят политику, направленную на русификацию всей страны, и преследуют цель – закрыть национальные школы; руководство Татарстана, чтобы угодить центру, сознательно притесняет язык татар, запрещает обучение на родном языке. К сожалению, эти явно ложные суждения возникли не случайно.
Переход к преподаванию предметов, кроме татарской литературы, на русском языке в татарских школах, а затем обучение татарских детей в русских школах начался без какой‑либо директивы. По этому вопросу нет ни одного правительственного постановления или приказа министра просвещения. Процесс возник «самотёком». Обычно дело происходило так: рекомендуют кандидата на пост секретаря райкома или председателя райисполкома, который прежде работал в районе, где преобладало русское население, его дети обучались в русской школе, татарским языком не владеют. К тому же в районе ещё 3‑4 ответственных работника русской национальности. Вот для их детей и открываются русские классы. Общаясь со своими сверстниками-татарами, эти дети могли бы быстро научиться говорить, читать и писать по-татарски. Но родители не согласны. И, беря пример с «начальства», родители-татары требуют перевести своих детей в русские классы. Здесь сказалось извечное уважительное отношение к русским, стремление овладеть русской речью. Татары очень хорошо помнят заветы Каюма Насыри, Габдуллы Тукая, Фатыха Амирхана, Галимжана Ибрагимова и других деятелей татарской культуры, знание русского языка считают большим достоинством».
«Подумав какое‑то время, С. Д. Игнатьев спросил меня:
– А в русских классах татарский язык преподают?
– Почти нет, только два часа в неделю. Дети забывают его. Татарскую литературу почти не читают. В результате подрастает поколение татар, говорящее на каком‑то неестественном русско-татарском жаргоне, с неглубокими знаниями, отдалённое от истории, традиций и культуры своего народа. Этим, между прочим, страдают многие партийные, советские и другие работники.
– Да, печально, – сказал Семён Денисович с огорчением. – Надо серьёзно подумать. Стихии придётся положить конец. Ты, пожалуйста, подготовь для меня обстоятельную справку».
П. Поспелов, С. Игнатьев, А. Абдразяков, К. Фасеев. 1960 г.
М. Амир, Г. Баширов, С. Васильев, Л. Соболев, К. Фасеев.
СОВЕТ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ
«Как говорится, капля камень точит. В результате неоднократных бесед Семён Денисович согласился специально обсудить на пленуме обкома вопрос о татарских школах. Теперь надо было получить благословение ЦК. Он при мне позвонил заведующему отделом науки, школ и культуры ЦК академику А. М. Румянцеву:
– Алексей Матвеевич, приветствую. Тут товарищи поднимают очень серьёзный и щепетильный вопрос. Оказывается, в Татарстане исчезают татарские школы. Хотим обсудить вопрос на пленуме. Что скажешь?
– Погодите-ка, как это исчезают татарские школы?
– В Казани и других городах не осталось ни одной школы с обу чением на татарском языке. Татары стараются отдавать своих детей только в русские школы.
– Ну и что, разве это плохо? Лучше будут осваивать русский язык.
– Оно, конечно, так. Но дело в другом. Думаю, что нарушается национальная политика. Татарская молодёжь не знает родного языка. Товарищи говорят, что возникает угроза национальной культуре в целом.
– Да-а, подобные разговоры я как‑то слышал из уст отдельных товарищей других республик. Кажется, проблема начинает принимать острый характер. Надо посоветоваться. Пошлите в мой адрес подробную записку с конкретными предложениями.
Через два дня требуемый документ ушёл в ЦК, а через неделю Румянцев вызвал меня к себе. У него находился его заместитель по школам Дербинов. Румянцев поручил Василию Никитовичу пригласить министра просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко и вместе со мной детально изучить вопрос, сделать заключение. Подъехал министр. Меня попросили подробно рассказать о состоянии дел, уточняли факты, цифры, забросали вопросами. Дербинов заявил, что он с трудом верит в то, что до такого упадка довели национальную школу. Афанасенко заявил, что и из других автономных республик поступают подобные сведения, так что сомневаться в справедливости постановки вопроса товарищами из Татарстана не приходится».
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Пленум обкома партии собрался 21 мая 1958 г. Разумеется, я не стану излагать весь мой доклад, тем не менее есть необходимость поподробнее осветить основные положения и сведения. Они и сегодня не потеряли своей актуальности.
Я начал доклад со ссылки на Ленина. Сурово осуждая притеснителей национальных языков и школ, Ленин говорил: «У нас есть, например, в Комиссариате просвещения или около него коммунисты, которые говорят: единая школа, поэтому не смейте учить на родном языке, кроме русского! По-моему, такой коммунист – это великорусский шовинист. Он сидит во многих из нас, и с ним надо бороться» (Соч. – Т.29. – С. 172–173).
Таковы принципы, которые отстаивала партия в области народного просвещения. И на примере Татарстана мы видим положительные результаты его реализации… Однако, довольствуясь и гордясь достигнутым, партийные и советские органы, в первую очередь Министерство просвещения, проглядели застойные и кризисные явления, ослабили внимание к национальной школе. Распространялись суждения, что‑де при интенсивном сближении наций отпадает необходимость обучения детей на родном языке. Падение авторитета татарских школ ускорилось, особенно в последнее десятилетие. Если в 1947–1948 учебном году 95% татарских ребят обучались на родном языке, то в 1958 г. – только 70%, а в Казани – 16,8%. Из 16 татарских школ остались только две, доживающие последние дни. 12‑я татарская школа приняла в первый класс лишь 11 детей. В 18‑й школе ещё сохранились два класса с обучением на татарском языке, в них за партами сидят всего 16 учеников.
Учитель. 1937 г.
К. Фасеев, Ф. Табеев, А. Шамов, Ш. Хамматов, Г. Кашаф.
Такое же положение и в сельских районах… В принципе, вряд ли найдётся человек, возражающий против обучения на русском языке. Многие общественные и культурные деятели ещё в царские времена стремились попасть в русские школы и гимназии. Но при этом надо помнить следующее. Во-первых, состоятельные татары обучали своих детей в русских школах потому, что в то время не было национальных школ, способных дать более‑менее прочные знания. А у нас таких школ предостаточно. Во-вторых, эти в основном городские дети в какой‑то мере владели русским языком и учились не хуже русских. В-третьих, они не забывали родной язык, ибо за этим строго следили родители и общественность. Обучение небольшого количества татарских детей вместе с русскими ровесниками не нарушало педагогический процесс, не мешало татарским школам и дало положительные результаты в воспитании кадров национальной интеллигенции.
Круто изменилось положение, когда дети татар «потоком» пошли в русские школы. Это нарушило основной принцип школы – обучение на наиболее доступном, родном языке, что в конечном счёте привело к снижению роли татарского языка как средства общения, чтения и письма, потере ценных традиций образа жизни татар. Самое печальное в том, что в результате резко снизился уровень знаний учащихся, росло количество второгодников.
Национальная школа должна и способна давать учащимся глубокие, основательные знания. Для этого надо коренным образом изменить отношение к ней. Немало у нас товарищей, которые иногда любят посетовать по поводу снижения функциональной роли татарского языка, сокращения татарских школ, но вместе с тем отдают своих детей в русские школы.
1
Если мы хотим сохранить татарские школы, поднять их авторитет перед народом, надо начать с руководителей и работников партийных и советских органов, директоров школ и учителей. Они должны показать пример уважения татарских школ, проявлять к ним постоянный интерес и заботу, обучать своих детей на родном языке. Следует признать неудовлетворительной и постановку преподавания родного языка и литературы в татарских школах. Министерство просвещения допустило большую ошибку, исключив этот предмет из государственных экзаменов. Эта мера уже сама по себе привела к ослаблению желания изучать родной язык. В настоящее время около 35% татарских детей его не изучают. Если не принять срочные меры – тенденция усилится. Родной язык – краеугольный камень национальной литературы и искусства, главное условие их процветания. Лишая людей возможности овладеть им, мы тем самым оставляем их «на обочине» богатейшей национальной культуры, создаваемой народом на протяжении веков».
Надо решительно пресечь также ложное представление, что‑де особая забота о татарских школах является отступлением от интернационалистских позиций, уступкой национализму. Нет интернационализма без национального. Человек, хорошо знающий свой язык и национальные культурные традиции, обретший на этой основе широкую эрудицию, лучше понимает значение языка и культуры других народов, легче осваивает их духовные богатства, приобщается к их образу жизни. Мы никоим образом не противопоставляем татарские школы русским, с презрением отвергаем национальную ограниченность и замкнутость.
Таково вкратце содержание доклада. Он вызвал огромный интерес и был одобрен участниками пленума.
На пленуме выступил В. Н. Дербинов: «Товарищ Фасеев правильно осветил положение дел в национальных школах. В своём обстоятельном докладе он сообщил, что за 10 лет количество детей, обучающихся на родном языке, сократилось на 25%… Товарищ Фасеев прав, говоря об огромной ответственности Министерства просвещения. Знакомство с положением дел в республике показало, что большое число мероприятий Министерство само могло осуществить, если бы правильно поняло и оценило неудовлетворительную работу татарских школ. Дело не в том, ставило оно или не ставило вопросы перед обкомом и Совмином, а также перед Министерством РСФСР. Какое указание или решение вышестоящих органов требуется, чтобы создать хорошие учебники для татарских школ? Это прямая обязанность Министерства. Какое ещё решение нужно, чтобы организовать подготовку специальных педагогов для школ?
Вместе с тем повторяю, большая ответственность за ухудшение положения ложится на всю республиканскую парторганизацию, на обком, горкомы и райкомы. Все видели, как принижается авторитет национальных школ. Вместо того, чтобы принять решительные меры, руководители перевели своих детей в русские школы – и дело с концом».
После обмена мнениями на достаточно высоком уровне пленум обкома принял Постановление «О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразовательных школ».
С. Фасеева, К. Фасеев, Ф. Табеев, Б. Гизатуллин. 1960 г.
СТОП! ПРИЕХАЛИ.
«Спустя некоторое время (через полтора года) в ЦК партии поступила жалоба от бывшего первого секретаря Татарского обкома КПСС З. И. Муратова, который раскритиковал мой доклад на пленуме обкома. Обвинение серьёзное – национализм. Москва предложила пересмотреть постановление обкома, что и было сделано (без каких‑либо прений) в январе 1960 года. Записка Муратова и положительная реакция на неё ЦК отнюдь не случайны. Это отражение национальной политики, унаследованной от Сталина. Отрицательное отношение к национальным школам наблюдалось не только у нас. Например, в том же году был снят с работы первый секретарь ЦК компартии Киргизии И. Раззаков за указание ввести преподавание киргизского языка в школах, где обучаются киргизские дети. Не приходится удивляться тому, что дрогнул даже такой смелый человек, как Игнатьев. Пройдя огонь и воду, будучи снятым с высоких постов, он научился осторожности, умел вовремя отступить, маневрировать и даже отказаться от решения, принятого с благородными намерениями. Другие наши руководящие товарищи сдались молча, проигнорировав активизировавшееся общественное мнение».
* Родной язык (перевод с татарского языка).
** Фасеев К.Ф. Вспоминая прошедшее. Казань: Изд‑во КГУ, 1999.
Автор: Нияз Ахмадуллин /29.11.2017
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа