Мордовский Булак: весна на Заречной улице
Полиглоты из сельской глубинки: сколько языков знают школьники из деревни Мордовский Булак.
– Доколе путать будете Правый и Левый Булак?! – грозно сверкая глазами, вопрошал водитель «Татарстана» у работников диктофона и фотоаппарата. – Ежели ещё раз перепутаете – отвезу вас в Мордовский Булак, там путать нечего!
…И отвёз-таки.
Мордовский Булак встречал гостей щебетанием птиц, кукареканьем петухов, мычанием коров и прочими звуками фауны Алексеевского района. И полным безлюдьем. Деревня казалась нежилой, но упитанность петухов и собак, разгуливающих по весенней Заречной улице, говорила об обратном – кто‑то же должен кормить братьев наших меньших, доводя их шерсть и оперенье до столь лоснящегося состояния! Да и одинокий женский платок с мордовскими узорами, ярким пятном перекатывающийся по берегу речки Булак, не с неба сюда свалился, а с чьей‑то прелестной человеческой головы…
– А ЧЕГО ЭТО ВЫ ТУТ ДЕЛАЕТЕ, А?
– А чего это вы тут делаете, а? – вдруг высунулась из окна дома человеческая голова. И тут же спряталась обратно. Окно захлопнулось, занавески задёрнулись чьими‑то невидимыми руками, и чей‑то невидимый глаз продолжал следить за «Татарстаном» в щёлочку…
Загадочная деревня. Соседняя – на другом берегу речки – выглядела более обитаемой. Из неё бодро шагала по мостику в Мордовский Булак дама с тремя тяжеленными сумками.
ШУМБРАТАДА! ЗДРАВСТВУЙТЕ!
– За продуктами в магазин ходила, в Родники, – сказала она, поравнявшись с нами. И представилась: – Баба Люба я. Шумбратада! Это по-мордовски «здравствуйте» будет.
Баба Люба рассказала, почему деревня выглядит такой безлюдной.
– Так на работе ж все! Кто в Куркуле на ферме работает, кто в Казани, в аэропорту, кто в школе, вон, в Родниках… Все деревни кончили, работы нет людям. А в Куркуле построили комплекс огромный. Туда на автобусе с утра отвозят доярок, телятниц, механизаторов. Оттуда уж ночью только везут обратно. Не знай, зачем так придумали… Школа тоже в Родниках. Раньше у нас одна общая деревня была. А потом её поделили на две. Зачем поделили? Да из‑за выборов, наверное. Чтоб начальства больше было.
Удивившись такому способу «размножения» начальства, интересуемся, как же раньше деревня называлась, когда её ещё не разделили.
В ЧЕСТЬ ЛЯГУШЕК И В ЧЕСТЬ РОДНИКОВ
– Вообще, раньше, очень давно, деревня называлась Лягушкино, мой дедушка ещё в Лягушкино родился, у него в метрике так записано было, – улыбается баба Люба. – Да-да! Видимо, лягушек здесь много было, квакали громко, речка же рядом – вот так и назвали. Потом переименовали зачем‑то в Родники – родников здесь тоже много. А потом вот наши две улицы отделили и назвали Мордовский Булак. 500 дворов было в деревне. А сейчас чего? Одни пенсионеры, молодые уезжают – им работа нужна.
– А в школе тогда кто учится?
– Детей в школе полно! Человек сорок из разных деревень привозят. Их учат на пяти языках, – баба Люба загибает пальцы, перечисляя: – На мордовском, на чувашском, на русском, на татарском и на французском! Ну, про это вам лучше в школе расскажут.
Баба Люба показывает нам дорогу в школу и по-мордовски желает счастливого пути: «Уцяскав ки тенк!»
К ПАРАДУ ПОБЕДЫ ГОТОВЫ!
На подступах к школе строевым маршем, сметающим всё на своём пути, встречает нас отряд старшеклассников – готовятся к Параду Победы. Если б не спасительный град, вдруг посыпавшийся с неба без всякого предупреждения, – быть нашей редакционной машине насмерть замаршированной. Но град разогнал «солдат», и вот уж дисциплинированные сотрудники школы в масках измеряют нам температуру и записывают полученные данные в толстый школьный гроссбух.
Ковид не пройдёт!
А чего это вы тут делаете, а?
– Вообще, раньше, очень давно, деревня называлась Лягушкино, – улыбается баба Люба. – Да-а-а! Видимо, лягушек здесь много было, квакали громко, речка же рядом.
Директор школы Лидия Николаевна Плотникова.
Поэтому воспитанники Александра Николаевича могут всё: и гвоздь прибить, и тумбочку сколотить, и балясину на станке выточить.
А ещё эти девочки и мальчики на переменах играют в шахматы.
На данный момент в детском саду три воспитанника, которые сладко спят, ведь по расписанию у них тихий час.
Речка Булачка.
МУЗЕЙ РАЙОННОГО МАСШТАБА
Директор школы Лидия Николаевна Плотникова ведёт сначала в школьный музей, где на маленькой, но уютной территории соседствуют предметы разных временных лет: мордовская и чувашская национальная одежда, гимнастёрки воинов Советской армии, сеялки-веялки-прялки, люльки-керосинки-патефоны… Украшения, найденные при раскопках, и денежки периода СССР… Деревянные самогонные аппараты и вышитые рушники… В проектных работах учеников находим и объяснение тому, почему разъединённые речкой деревни Мордовский Булак и Родники раньше Лягушкино назывались. Легенда гласит: «Проезжая мимо села, некогда царский ставленник, увидев беспорядочно разбросанные то тут, то там дома, сказал: «Прыгают, как лягушки!» И название это закрепилось. Так деревню и величали вплоть до 1967 года. А потом назвали Родники. А потом, всё, что за речкой Булачкой – улицы Заречная и Совхозная, – стало Мордовским Булаком.
УРОКИ МОРДОВСКОГО
Подтверждая слова бабы Любы, Лидия Николаевна тоже с гордостью загибает пальцы: ученики Родниковской средней школы – настоящие полиглоты. Классы мордовского, чувашского, татарского и французского языков оборудованы с такой любовью и национальным уютом, что прям и не знаешь, за какой язык сначала взяться. Пожалуй, начнём с уроков мордовского.
КАК В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА
Путешествуя по классам, отмечаем деревянный эксклюзив – таких предметов интерьера вы не увидите больше нигде. Потому что делают эти столики, тумбочки, подставки для цветов, салфетницы, карандашницы сами ученики на уроках технологии под руководством Александра Николаевича Бикеева. Особо гордится директор оборудованием кабинета – каких станков тут только нет! Все раритетные, но все в рабочем состоянии! Ни одна современная школа похвастаться подобным не может. Поэтому мальчишки – воспитанники Александра Николаевича – могут всё: и гвоздь прибить, и тумбочку сколотить, и балясину на станке выточить. Настоящие мужчины выходят из этой школы!
А видели бы вы, какие здесь девочки – с косичками, в тех самых школьных формах советского времени. Белые воротнички, чёрные фартучки, из карманов которых мило выглядывают… айфоны. А ещё эти девочки и мальчики на переменах не в телефонах зависают, а играют… в шахматы. И становятся чемпионами на соревнованиях самого разного уровня!
ТИХИЙ ЧАС
Самая милота живёт в садике. Он тут, рядышком, направо от школьного музея. На данный момент здесь всего три воспитанника, которые сладко спят, ведь по расписанию у них тихий час. Зато в свободное от сна время детсадовцам скучать не дают. Поделками уставлены все полочки, а рисунками увешаны все стены в саду. Ещё они умеют выращивать помидоры, регулярно поливают их из леечки – вон уже зелёные плоды колосятся на кустиках. Ай да детки!
– Скоро к нам ещё двое придут, – улыбается воспитательница. – Близнецы в селе подрастают.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Из Казани выезжаем в сторону посёлка Алексеевское. Там, на светофоре, поворачиваем на Билярский тракт. Далее в Больших Тиганах поворачиваем на Сахаровку. После чего до искомой точки останется 5,5 км.
Расстояние от Казани до Мордовского Булака – 124 км.
КАК НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ:
Главное – всегда помнить, что вы не в Казани! Поэтому слева от речки Булак (иногда её называют Булачка) не Левобулачная, а Мордовский Булак. А справа – не Правобулачная, а село Родники.
ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ:
В местной школе вас запросто научат четырём языкам, игре в шахматы, в бадминтон, вы приобретёте навыки столярного дела и сможете запросто выращивать помидоры на подоконнике.
Автор: Татьяна Вафина
Фото: Александр Гайнутдинов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа