Миссия выполнима

Ицхак Горелик приехал в Казань двадцать лет назад с большой миссией – возглавить еврейскую общину и возродить давно забытые национальные традиции. Насколько главному раввину Татарстана удалось реализовать задуманное?

«РАБОТАЙТЕ И СОЗИДАЙТЕ!»

– Рав Ицхак, вы родились в Из­раиле, учились в США, но жить и работать захотели именно в России. Откуда такая любовь к нашей стране?

– Мои родители – советские эмигранты. Они очень религиоз­ные, но жить по канонам религии в СССР было непросто. Моего деда еще при Сталине за это сослали в лагерь. Так что родители уехали из страны не в поисках лёгкой жиз­ни. Они хотел одного: воспитать детей в традициях своего народа. Мы не слышали от них, что Рос­сия – плохая страна. Наоборот, они с теплотой вспоминали, как дружно здесь жили. Сегодня папа с мамой часто навещают нас в Казани – и это для них настоящее чудо! Разве мог­ли они мечтать, что смогут вновь приехать в Россию, да ещё и сина­гогу здесь посещать?

– А как вы оказались в Казани?

– В 90‑е стена между Россией и другим миром пала, отношение к религии здесь тоже кардинально изменилось. Люди горели жела­нием возрождать свои традиции, но как? В то время я заканчивал учёбу в Израиле и познакомил­ся со своей будущей женой Хан­ной. История её семьи была по­хожа на мою. Кроме того, мы оба выросли в ценностях мирового еврейского движения Хабад, по­этому нам близка мысль, что че­ловек пришёл в этот мир не про­сто наслаждаться жизнью, а быть полезным. В совпадении наших судеб мы увидели предназначение. Вместе поехать в Россию! Но куда именно? Решение пришло через главного  раввина  России Берла  Ла­зара. Мне было всего 22 года, когда мы с Ханной сказали ему, что го­товы отправиться в любой уголок страны. «О! Есть община в Казани, и ей нужен раввин!» – воскликнул на это он. И вот уже двадцать лет, как мы здесь.

– 90‑е годы у нас были непро­стыми. Насколько комфортно вы себя ощущали на фоне тех со­бытий?

– Очень комфортно. Община при­няла нас тепло, мы каждую минуту ощущали, что нужны людям. Со сто­роны руководства республики также встретили понимание: «Спасибо, что вы здесь! Работайте и созидай­те!» За все эти годы не могу вспом­нить ни одного неловкого момента.

– Мы беседуем в прекрасной синагоге. Борьба за её обретение была долгой, но она завершилась за год до вашего приезда. А с ка­кими сложностями столкнулись здесь вы?

– Помню, как впервые проводили в Казани наш главный праздник Пе­сах. В 1997 году в синагоге на него собралось шестьсот человек. Всех нужно было накормить, но как? Ко­шерная еда – одна из основ жизни иудеев, в Израиле её можно купить в любом супермаркете. Но тогда в Казани это стало настоящей про­блемой. Пришлось заранее ехать в Москву, везти оттуда поездом несколько огромных мешков за­мороженных кур. Сегодня в Казани можно найти неплохой ассорти­мент кошерных продуктов, но всё же нам есть над чем работать. Меч­таю, что у нас появится магазин, в котором можно будет купить всё, вплоть до конфет, в составе которых будут только кошерные ингредиенты.

ВЕРА, КОТОРАЯ ОБЪЕДИНЯЕТ

– В России существует преду­беждение против еврейства?

– Сегодня, конечно, такого нет. Мы не ощущаем его ни на бытовом уровне, ни на уровне государствен­ной системы. Недавно в магазине со мной произошёл интересный случай. Стоим с детьми в очереди в кассу, разговариваем на иврите и слышим, как другая семья нами восхищается: «Молодцы, что не за­бываете свой родной язык!»

– А русский язык вам дался легко?

– Есть отличный способ научить человека плавать – просто сбросить его в воду. Вот так и я выучил рус­ский. Достаточно легко, правда, бла­годаря такому «жизненному» спосо­бу мне не хватает грамматики. Но я думаю, что, раз сам замечаю свои ошибки, значит, это уже уровень. Недавно начал изучать татарский. Может быть, через год смогу про­демонстрировать первые успехи? Язык – это то, что нас объединяет. Разговаривать с людьми на их род­ном языке – это больше, чем просто понимать друг друга. Это значит общаться на уровне ощущений, приближаться друг к другу макси­мально близко.

– Вы и сегодня выделяетесь из толпы, а как в 90‑е люди реагировали на ваше появление?

– Это верно, я сразу же привлекал внимание. И это понятно – я был один такой в городе! Никогда не переживал на этот счёт, ведь люди смотрят не с осуждением, а с интересом. За двадцать лет ко мне попривыкли, к тому же у меня появились последователи. Но да, я представляю, сколько усилий требуется, чтобы выйти на улицу и быть не таким, как все. Поэтому, когда вижу мусульманок, спеша­щих на работу или в университет в религиозных одеждах, меня пе­реполняет уважение.

– Вы дружите с представите­лями других религий или с ате­истами?

– С атеистами? Да не вопрос – это легко! В нашем мире, разди­раемом войнами, иногда проще общаться с атеистами, чем с пред­ставителями других религий. Но у нас в Татарстане сложилась своя уникальная ситуация. У меня есть фотография, которая поразила всех моих родных и знакомых в Израиле. Снимок был сделан на празднике по случаю окончания Рамадана. Муфтий пригласил нас на него, и мы, переполненные почтением к этой священной для мусульман традиции, пришли их поздравить. Сидели за общим столом в знак дружбы. Где ещё, как не в Казани, увидишь раввина в окружении тысячи мусульман? Очень часто, когда мы направляемся семьёй в синагогу, видим, как представи­ тели других религий идут в свои храмы. Это красиво! Да, у нас раз­ный подход к жизни, но есть то, что нас объединяет – вера в Бога. Она делает нас лучше. Разве это не причина относиться друг к другу с уважением?

ВАЖНО ЧУВСТВОВАТЬ: ЗДЕСЬ ТВОЙ ДОМ

– Когда вы к нам приехали, страна в плане религии была похожа на выжженную пусты­ню. Долго пришлось возделывать «почву», чтобы на ней появились первые ростки?

– В Израиле приходишь в сина­гогу и видишь вокруг себя тысячу человек. И вот я приехал в Казань, где люди не знали, что в пятницу вечером нужно собираться на мо­литву. Но моя задача – держаться на определённом духовном уров­не, влиять на обстоятельства, а не самому попадать под их влияние. Первое время я молился один, и в этом не было ничего страшного, потому что сегодня ты один, а зав­тра к тебе присоединится ещё один, послезавтра – ещё… Это интерес­ный процесс. И вот проходит двад­цать лет, рядом с тобой уже много людей, и ты понимаешь, что своё задание потихоньку выполняешь. Сегодня наша община развивает­ся, растёт, но я ни в коем случае не хочу ставить эти достижения себе в заслуги, потому что это ре­зультат усилий большой группы людей и, конечно же, нашего по­печительского совета.

– Еврейское братство – это миф или реальность? У нас в Казани оно существует?

– В Израиле со своими соседя­ми мы можем не видеться даже по праздникам – не от того, что нас ничто не объединяет, а потому, что мы дома. В любом другом месте нам просто необходимо ощущать свою общность, поэтому да, здесь мы больше тянемся друг к другу. Знаете, любой еврей может обра­титься со своей проблемой в со­ответствующее уполномоченное ведомство, но чаще всего он идёт к нам. И это логично: несмотря на то, что мы живём в обществе, у каждого из нас есть свой ближний круг, а свои без помощи не оставят.

– А в чём конкретно проявля­ется эта помощь?

– Например, нами создана база учёта пожилых евреев нашего го­рода. Любая бабушка может на­брать номер общины, и к ней тут же будет отправлен человек с по­мощью. Но мы и сами обзваниваем пожилых людей, чтобы не оказа­лось так, что человек в беде, а мы и не знаем об этом. В синагоге целые офисы занимаются такой работой. В данном направлении мы достигли стопроцентного успе­ха. В этом смысле у нас каждый день – 9 мая. Есть у нас и другое направление, которое связано с воспитанием молодёжи. Хотим привить юным участникам общи­ны чувство ответственности. Ведь часто пожилому человеку нужны не столько деньги, сколько обще­ние. Наши ребята делят между собой адреса, идут с подарками в гости. Почему? Да потому что они тоже евреи! Или другой пример. Скоро начнётся новый учебный год. В одной семье мать-одиноч­ка не знает, на какие средства со­брать ребёнка в школу. В другой есть возможность помочь. Наша задача – координировать эту ра­боту. Мы хотим, чтобы все евреи чувствовали: здесь их дом.

О СЧАСТЬЕ И ЛЮБВИ

– Вы со своей супругой Ханной вместе уже 20 лет. Секрет семей­ного счастья – он существует?

– Он в наших традициях. Но есть вещи, которые я хочу особенно выделить. Меня часто спрашива­ют, как у нас хватает сил на столь­ких детей: с одним‑то не знают, как справиться, а тут – девять! Всё дело в подходе к жизни. Обыч­но все сложности начинаются так: я молодой, у меня молодая жена, мы хотим жить спокойно, гулять, путешествовать… А тут ребёнок нарушил все наши планы! Мо­жете представить, что происхо­дит у нас? Один заснул – другой проснулся, и так до бесконечно­сти. Откуда берутся силы? Про­сто мы воспринимаем эти годы как время наслаждения детьми, когда нужно работать, вклады­ваться в будущее поколение. Для этого у нас есть молодость и настроение. Вот вырастут они, и мы сможем путешествовать, гу­лять, высыпаться… Этот настрой помогает радоваться жизни каж­дый день. Второй аспект семейно­го счастья кроется в отношениях между мужем и женой. Сегодня молодые люди стараются пожить вместе в надежде понять, насколь­ко подходят друг другу. А потом думают: «Ну, вроде всё нормаль­но, теперь можно и свадьбу сы­грать!» И вдруг блеск в их глазах начинает гаснуть… Оказыва­ется, жили не по-настоящему, без обязательств. Заботиться друг о друге – к этому они не готовы. А любовь? Да, о ней все говорят, но мало кто понимает, что это такое на самом деле. Ведь насто­ящая любовь – это крепкие отно­шения, проверенные временем, когда люди вместе, потому что они создают что‑то вдвоём – они партнёры в своей жизни. И свадьба – это не логичный итог отношений, а только начало совместного пути.

– Насколько молодые члены общины прислушиваются к ва­шему мнению?

– Сегодня люди всё чаще обраща­ются к своим национальным тради­циям, и это самое большое достиже­ние в нашей работе. К нам прихо­дят пары, которые не только хотят сыграть религиозную свадьбу, но и соответствующим образом постро­ить свою семейную жизнь. Я разго­вариваю с женихом, моя жена – с невестой. Ханна – мой партнёр, вместе мы стоим во главе общи­ны, поэтому все женские аспекты курирует она. Вместе мы проводим подготовку к свадьбе, а Тора даёт нам ответы на самые сложные во­просы, доходит до глубины нашей жизни во всех её областях. Как со­хранить свежие отношения между мужем и женой? Есть у нас свои секреты и тонкости.

«ПОПРОБУЙТЕ НА ЧАС ОТКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕФОНЫ!»

– Религия как‑то подстраива­ется под сегодняшний сумасшед­ший темп человеческого суще­ствования?

– Нет конечно, она остаётся не­изменной. Ведь религию приду­мали не люди – пророки передали им слова Всевышнего. Но вопрос со­вместимости религии и современ­ности действительно интересен. По­смотрите на плазменный монитор, установленный в нашем молельном зале. Мы можем общаться по скайпу с евреями из других городов мира или показывать фильмы, используя современные технологии. Но при этом ни на шаг не отходим от на­шей религиозной традиции. И если в субботу нам нельзя зажигать свет, значит, мы не будем этого делать.

И в этом, кстати, нам помогает со­временность. Потому что можно зажечь лампу до субботы, и она будет гореть, или приобрести при­бор, который будет автоматически включать или выключать её в нуж­ное время.

Религия научила людей чётко­му планированию, и оно стало образом их жизни. Из поколения в поколение люди благодарят Бога за то, что он подарил им субботу, и сегодня эта благодарность при­нимает особый смысл. В повсед­невной суете у многих нет времени, чтобы просто посмотреть на свою жену или поговорить с детьми. А вы попробуйте сегодня на час отклю­чить свои телефоны, компьютеры, телевизоры и просто пообщайтесь со своими близкими и друзьями. Да, это сложно, но зато как здорово! А теперь представьте, что у вас есть целый день для такого общения. Так что религия не отрицает со­временной жизни, она украшает её.

– Что бы вам хотелось сделать для еврейской общины в самое ближайшее время?

– Чего нам сегодня не хватает, так это своего Тора-центра, где можно будет получить знания любого уровня. К нам приходит много людей, они хотят позна­комиться с нашими традициями, узнать побольше о религии. В бу­дущем учебном центре мы будем проводить лекции и семинары, ис­пользовать традиционные методы обучения и самые современные технологии. Я думаю, что этот про­ект заработает уже к концу лета. Люди ищут ответы на свои жизнен­ные вопросы, поэтому я мечтаю, чтобы наш Тора‑центр был всегда полон.

Автор: Ольга Туманская. Фотограф: Александр Ефремов. Журнал "Татарстан", 2017 год. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
793
0
0
Комментарии (0)
Символов осталось: