Минарет над столетиями
Как спасли реликвию, которая считалась почти утраченной.
Самая старая в Татарстане каменная мечеть, как и положено, стоит в центре села, на возвышении. Любопытные приезжают сюда издалека – чтобы полюбоваться её строгой красотой. А местные – просто счастливы, что душа их села вновь возродилась, после ста лет забвения.
Объект: Каменная мечеть
Локация: село Нижняя Береске Атнинского района Республики Татарстан
Год постройки: 1769
Годы реставрации: 2018 – 2020
Мечеть действительно прекрасна. Белокаменная, стройный минарет под шатровой крышей, полумесяц… Ничего лишнего: всё сдержанно и лаконично.
– Историки, архитекторы называют нашу мечеть уникальным памятником культовой архитектуры. А для нас она – душа нашей деревни, – встречает нас у входа Наиля Гараева* . – Это деревня с очень богатой историей, именно здесь, а не в Казани, как думают многие, находится старейшая в Татарстане каменная мечеть. И мы с вами имеем счастье в неё войти, – переходит на шёпот Наиля ханум. – Красивая деревня, красивые люди, красивая мечеть…
ЗНАТНЫЙ И ЩЕДРЫЙ
…Когда-то в Нижней Береске проживал Ибрагим Бурнаев – основатель купеческой династии, представители которой впоследствии построили знаменитую казанскую Бурнаевскую мечеть. Именно Ибрагиму удалось получить у императрицы Екатерины II разрешение на строительство двухэтажной каменной мечети в своей родной деревне.
ШИГАБУТДИН МАРДЖАНИ (БОГОСЛОВ, ЧЬИМ ИМЕНЕМ НАЗВАНА МЕЧЕТЬ АЛЬ-МАРДЖАНИ, ПОСТРОЕННАЯ В КАЗАНИ ГОДОМ ПОЗЖЕ. – ПРИМ. РЕД.) ПИСАЛ В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ТРУДОВ: «Каменную мечеть в центре села построил житель этой деревни Ибрагим бин Юсуф бин Аснай Бин Исанкул Бин Борнагул в конце 1183 (1769) года в совершенном и очень хорошем состоянии, с чугунными ступенями».
НЕРАЗРУШИМОЕ
– Рассказывают, чтобы разрушить каменный минарет, в советское время пришлось задействовать тракторы и тяжёлую технику, – говорит Аида Фатыхова, глава Нижнеберескинского сельского поселения. – Когда добрались до старинной кладки, разобрать её не смогли: вытаскивать по одному кирпичи не получалось – только ломать. Хорошо, что нашёлся кто-то, предложивший бросить безнадёжную затею. Так основная часть здания мечети уцелела. Оказалось, строители для увеличения прочности кладки в раствор добавляли сырые яйца, которые доставляли на кирпичный завод Бурнаевых деревенские жители.
Решение о реставрации самой древней каменной мечети Татарстана вынашивалось жителями Нижней Береске не один год.
– Думали мы думали – и написали письмо Президенту республики, – показывает на фотографии, запечатлевшие все этапы реставрации, Аида Фатыхова. – И в ноябре 2018 года на условиях государственно-частного партнёрства дело сдвинулось. Всё необходимое для реставрации покупали и контролировали через благотворительный фонд «Мечеть, 1769 года», учреждённый Илгизом Хайруллиным, директором сельскохозяйственного производственного кооператива «Завод имени Ленина», и Азатом Мухаметзяновым, его заместителем. Именно они инициировали возрождение мечети, вместе с республиканскими властями на реставрацию удалось привлечь 52 миллиона рублей, большая часть – спонсорские пожертвования.
Работы по восстановлению взял на себя Фонд поддержки развития культуры при Президенте республики. Реставрация началась в четвёртом квартале 2018‑го и завершилась в прошлом году. Подрядчиком выступила строительная компания «Строй Мир Реконструкция».
К сожалению, к началу момента реставрации мечеть претерпела глобальные изменения, связанные не столько с естественными процессами старения материалов, сколько с гонениями на религию в советское время. Закрытая в 30‑е годы мечеть долгое время использовалась под склад, магазин и клуб, а после и вовсе пребывала в разоре. В итоге – утраченные минарет, минаретная стена во втором ярусе здания с внутристенной лестницей, своды второго яруса, венчающий карниз на основном здании и на михрабе.
Но сохранились стены основного объёма, подклеты со сводами, михрабный выступ полукруглой формы, минаретная стена в первом ярусе. При проектировании утраченных фрагментов мечети был проведён пропорциональный и сравнительный анализ памятников XVIII века.
Фотографий соборной мечети не сохрани — лось, сверялись с историческими снимками культовых сооружений того времени. Так, в момент начала реставрации потолок в мечети был прямой, перестроенный уже в советские времена. А изначально потолок представлял собой огромный купол, выполненный из кирпича. Так и сделали.
Из арок на минарете виднеется другая сельская мечеть, деревянная, 1992 года постройки.
Фотографии, запечатлевшие этапы трёхлетней реставрации, расположены сегодня в первом зале мечети.
За этой дверью находится лестница на минарет.
Лестница на минарет.
Своды молельного зала
МЕЧЕТЬ В СТИЛЕ «ВСЕМ МИРОМ»
– Архитектура каменных мечетей формировалась под влиянием русской архитектуры того времени, – поясняет Светлана Алаева, приглашённый архитектор, куратор реставрации мечети в Нижней Береске. – Эта мечеть очень напоминает мечеть аль-Марджани в Казани. Обе выстроены в стиле петербургского барокко. Она восхитительно выглядит на открытой территории и неровном рельефе этой части села. На тот момент, я думаю, это был один из культурных, просветительских центров. Здесь Богу служили и учились богослужению. В то время слава о каменной мечети в Нижней Береске гремела далеко за её пределами.
Когда реставраторы приехали сюда в первый раз, перед ними предстала мрачная картина: лишь какие ‑то единичные архитектурные элементы напоминали, что сохранившийся остов – некогда культовое сооружение.
– Трещины по фасаду, карнизы разрушены… Не удивительно – несколько эпох прошло. Но Илгиз Хайруллин, сопровождая нас, так вдохновенно рассказывал об истории мечети, так горел идеей её реставрации! А сколько в его словах было боли! Слушая его, я для себя сразу решила, что возьмусь за этот объект. В том, как сегодня выглядит самая древняя каменная мечеть Татарстана, насколько она близка к изначальному своему облику, самая большая заслуга, конечно же, сельчан, которые двигали идею реставрации буквально как локомотив. Нам же хотелось, чтобы после реставрации люди чувствовали себя комфортно внутри храма, приходили сюда на намаз, общаться и обсуждать свои сельские вопросы, а не только смотрели на него как на исторический культовый объект. По-моему, у нас всё получилось
*Наиля Гараева – вдова Рафката Бикчантаева, актёра и режиссёра Татарского академического театра им. Г. Камала, мать Фарида Бикчантаева, нынешнего главного режиссёра театра.
Алсу Троицкая, журнал "Татарстан", июль, 2021 год
Фото обложки: president.tatarstan.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа