Балиш с полбой от Миляуши Айтугановой
«Татаркино»Миляуша Айтуганова готовит блюдо, которое мы и в кино не видели, – балиш с полбой.
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
– Это аутентичное национальное татарское блюдо, – знакомит нас с будущим балишем Миляуша Айтуганова. – Обычно все готовят балиш с картошкой, но с полбой он полезнее и, я считаю, вкуснее. Потому что этот сорт пшеницы обладает большой устойчивостью перед радиацией, перед всеми негативными последствиями окружающей среды. Зерно экологически чистое, потому что его четырёхслойная оболочка не пропускает никаких вредных веществ. Это блюдо впервые я попробовала очень давно, в санатории, и оно мне так понравилось, что стало моим фирменным. Когда гости к нам приходят, всегда просят испечь мой балиш. И я всегда пеку.
РОМАНТИЧНАЯ ПОДАЧА
Приступая к приготовлению теста, узнаём, что у Миляуши Айтугановой и здесь свой секрет:
– Это тесто делается на каймаке. Добавляем яйца и муку. Всё! Размешиваем деревянной ложкой. Я люблю всё деревянное: ложки, дощечки, тарелки…
Бывает зур балиш – большой. Но сегодня мы делаем два маленьких порционных балиша, чтобы придать некоторую романтичность нашему сегодняшнему блюду. Представим, что их будут есть двое…
– …«Татарстан» и «Татаркино».
– А потом, надеюсь, ваши читатели и наши зрители…
КАННСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ – НЕ ТАКАЯ ДАЛЁКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
– Зрителей у татарстанского кино много?
– В нашем татарстанском кино сейчас интересный период. Есть мощное продвижение вперёд, и есть проблемы, которые надо срочно решать.
Первое, что я сделала, став в прошлом году директором «Татаркино», поехала по республике, во все муниципальные кинотеатры Челнинской и Бугульминской зоны. Говорила с людьми, спрашивала: какое кино вы ждёте от нас? Все районы, особенно татарские, говорили: дайте нам национальное кино, а остальные просили: сделайте хорошее, чтобы мы хотели его смотреть. Эти две задачи мы сейчас должны соединить.
То, что национальное кино есть, могу утверждать с большой уверенностью, несмотря на споры по поводу национальной музыки, поэзии, литературы. Конечно, мы можем сделать хороший продукт на английском, на русском, да на каком хотите языке, но национальное должно найти отражение. И совсем не обязательно присутствие в кадре тюбетеек и чак‑чака – главное, фильм должен быть пронизан идеей нашего менталитета. И тогда он будет узнаваем, как сейчас якутское кино. Более того, нам надо выйти на такой уровень, чтобы мы, сохраняя свою идентичность, могли конкурировать в хорошем смысле слова с международным кинематографом. Думаю, что показать свой фильм на Каннском фестивале – не далёкая перспектива. И надо ставить именно такие амбициозные задачи региональному кинематографу.
ЗАВИСТЬ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ НАШЕГО МЕНТАЛИТЕТА
– А предпосылки для этого есть?
– Есть. Сегодня в нашем кино настоящий бум. Только в этом году снято десять полнометражных фильмов. Происходящее – результат нескольких обстоятельств, соединившихся здесь и сейчас. Первое – кино в принципе стало модно, это некая общая тенденция. И второе, что важно, – есть кому снимать фильмы. Есть продюсеры, которым хочется продвигать фильмы. Есть режиссёры, увлечённые своей идеей. И актёры, ждущие, когда же у нас будет активное кинопроизводство. Благодаря тому, что в Институте культуры мы создали кафедру кино и телевидения, вырос некий средний слой профессионалов, которые могут работать в любой команде вторыми режиссёрами, ассистентами, операторами и так далее. Это естественный процесс: выпускники подрастают, набираются опыта на съёмках всяких презентационных, рекламных фильмов. Но любой творческий человек не может долго сидеть на рекламном материале, хочет расти. Начать с короткого метра и потом выйти на полный – хорошая история любого режиссёра. У людей возникает потребность в самореализации, и они входят в нормальную киносреду, где хочется показать себя, сделать имя. Это нормально. Но при этом, хотя в творческой среде без конкуренции невозможно, эта конкуренция должна быть здоровая, позитивная. Мы должны друг друга поддерживать без зависти (хотя, замечу, это характерно для нашего менталитета, увы). Посмотрев, как работает коллега, человек должен сказать: о, классно, я тоже хочу попробовать! Это заразительно. Если ты хороший продукт показал, другому хочется сделать ещё лучше или, как минимум, не отставать. Только так может сложиться сегодня история развития нашего регионального кино. А потом задача – быстрыми темпами с хорошим продуктом завоёвывать призы на всяких фестивалях. Прямо говорю: ребята, если хотите, чтобы вас заметили, надо сделать такое кино, чтобы его показали на «Кинотавре», «Берлинаре» и других крупных мировых фестивалях. Считаю, сейчас есть все объективные и субъективные факторы, чтобы снимать такое кино.
НУЖЕН КИНОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
А отсюда логически вытекает вторая большая задача, которую надо решать, причём на государственном уровне, – создать у нас крупный киноиндустриальный центр, от павильонов до всей инфраструктуры для съёмок. Сегодня в разговорах с зарубежными коллегами слышу: Татарстан – замечательная локация, здесь есть горы и поля, леса и реки, Волга – всё, чтобы снимать хорошее кино. И спрашивают: а вы сможете предоставить нам инфраструктуру: камеры, гримёрные, костюмерные, автобусы артистам для выезда на натуру, весь обслуживающий персонал и так далее? А мы, к сожалению, пока не можем этим похвастаться. Поэтому, как только я пришла в «Татаркино», мы стали заниматься разработкой бизнес-плана, чтобы выставить этот проект на комитет по инвестициям РТ, который возглавляет Президент. Хотим доказать – это региону выгодно! Выгодно не только киношникам, что понятно, а республике: будет работа для наших людей, для предпринимателей или даже предприятий. Что такое кино? Кроме непосредственно съёмочных групп, это масса обслуживающего персонала, начиная от мест, где размещать съёмочные группы, кормить их, оказывать разные услуги, шить костюмы, строить декорации и так далее. И всё это будут делать местные специалисты, появятся новые рабочие места. Это же несомненные плюсы. И это понимают не только киношники.
«У НАС БУДЕТ СВОЙ ГОЛЛИВУД»
От плюсов киношных переходим к плюсам нашего балиша. А у него, кроме полезности, исходящей от полбы, и вкусности, исходящей от теста на каймаке, присутствует ещё один оригинальный секрет: мясо Миляуша Лябибовна добавляет двух сортов – говядину и курицу. Причём курица замаринована в соусе Песто.
– Чем больше видов мяса – тем лучше! – уверяет повар. – Потому что разное мясо даёт разный вкус, и полба, которую нужно замочить перед приготовлением на ночь, впитывает эти вкусы… И ещё красивая картинка получается: красное мясо, белое мясо… Глаз радуется. И, конечно же, лук. В балише должно быть много лука.
– Похоже, будет не просто вкусно, а очень вкусно – просто какой‑то кулинарный Голливуд! Помните, мэр Казани Ильсур Раисович Метшин, защищая Программу развития Казани – 2030, сказал: у нас тут будет свой Голливуд. Будет?
– Ну, может, и не Голливуд, но ориентироваться на «Мосфильм», «Ленфильм», Калининград вполне можем, – говорит Миляуша Лябибовна. – Первые шаги к этому уже делаются. И, конечно, надо активно искать инвесторов для этого проекта. Думаю, что с Агентством и стиционного развития мы придём к результату: там есть молодые заинтересованные ребята, которые разбираются в экономике и прекрасно понимают, насколько это может быть выгодно. Ведь мы получаем не только некие политические, имиджевые дивиденды, но и реальные инвестиции в регион. Они будут ощутимы, если делать наши хорошие проекты и выйти на международный уровень.
И вот тут, на фоне грандиозных планов, возникает парадоксальная ситуация, о которой мало кто задумывается. Так получается, что мы практически не можем показывать наши татарстанские фильмы нашему же татарстанскому зрителю, – у нас сейчас фактически разрушена киносеть. А развалилась она по объективным причинам. Дело в том, что все муниципальные кинотеатры работают по договору с коммерческими дистрибьютерами из других городов: Екатеринбурга, Самары, Москвы, Петербурга. Именно они формируют репертуарный план в этих кинотеатрах. Голливудские ленты, российские – а для регионального кино места нет. Вот и получается: мало того, что у прокатчиков вообще к региональному кино отношение несерьёзное – мол, ну что там они могут создать, так даже то, что есть, не берут. Я даже не говорю о том, что коммерческие кинотеатры зарабатывают до 26 миллионов в год, и при этом 60 процентов уходят в другие регионы. Ну, извините, это сумма, которую терять не хочется. Почему бы не оставить деньги в республике? Лишними точно не будут.
Так что сейчас пытаемся восстановить государственную сеть кинотеатров. Между прочим, мы им дали пять миллионов на оборудование – Россия выделила из Фонда кино на конкурсной основе. Так почему же, взяв на баланс это оборудование, в то же время не работать с иногородними коммерческими структурами? «Татаркино» как организация, отвечающая за прокат, вполне может сама выполнять эти дистрибьютерские функции: закупать премьерные российские картины, голливудские, и в этот же план включать ещё и фильмы татарстанского производства. Кроме того, у нас есть Казанский фестиваль мусульманского кино. И если покупать права на прокат фестивальных фильмов, лучших новинок кинопродукции Турции, Египта, Ирана, других стран, то мы можем обогатить репертуар кинотеатров всей республики. Сеть кинотеатров и единый репертуарный план нам очень нужны. Кстати, такой опыт в России есть. В Краснодаре есть государственное учреждение, аналогичное нашему, которое обеспечивает репертуаром 57 кинотеатров. Это хорошая цифра. У нас сегодня по Татарстану работают 19 DSP-кинотеатров (это без учёта Казани), плюс ещё 5 выиграли грант в этом году, значит, к концу следующего года будет 24.
СЕЛЬСКИЕ КИНОПАРАДОКСЫ
Надо, чтобы эти кинотеатры выполняли культурно-просветительскую, социальную функцию и были экономически выгодны. Когда они работают с коммерческими дистрибьютерами из других регионов, то вынуждены жёстко выполнять их условия. Например, по их репертуарному плану показы кино запланированы 8 раз в день. Вот представьте, например, в Буинске, Алексеевском или в более мелких населённых пунктах по 8 раз в день показывают кино. Для одного-двух зрителей на сеансе. Всем очевидно: в райцентре с населением 5‑7 тысяч человек по 8 раз в день никто в кино ходить не будет. Элементарный здравый смысл подсказывает: это бессмысленное использование оборудования. Зачем? Можно максимум 2 раза в день сделать сеансы – утренний и вечерний. Я главам администрации говорю: поймите, все расходы по обслуживанию оборудования лежат на муниципалитете. Вам нужно пускать деньги на ветер?
Теперь второй парадокс. Есть в республике государственная программа строительства сельских домов культуры, и цифры её выполнения внушительные. Но – вы не поверите – в этих культурно-досуговых учреждениях нет возможности показывать кино: в них нет затемнения окон, экрана, проектора, хотя минимальный набор должен быть в любом селе. Просто абсурд!
КАК ВЕРНУТЬ КУЛЬТУРУ КИНОСМОТРЕНИЯ
Исходя из этого, я сейчас продвигаю концепцию нашего нового подхода «кино в шаговой доступности». Мы хотим, чтобы в каждом селе люди могли смотреть премьерные фильмы: российские, голливудские, татарстанские. И чтобы они не ждали по 2‑3 месяца, пока кино дойдёт до них. Проблема? Проблема. Так давайте мы загрузим эти сельские дома культуры кинопоказами хотя бы пару раз в неделю вечером. Пришёл с работы, поужинал – и пошёл в кино с семьёй или любимой девушкой. Есть масса вариантов, как вернуть в райцентры и сёла культуру киносмотрения. Её нет сейчас, она забыта, её развалили. А ведь была. Помню, когда меня в детстве в деревню возили, мы ходили в клуб и через щёлочку смотрели кино каждую субботу и воскресенье. А если где клуба не было, существовали «передвижки».
Для того, чтобы всё это объединить в одну концептуальную идею, мы сделали в рамках государственной программы развития культуры в Республике Татарстан до 2020 года своё предложение – подпрограмму развития кинематографии. Хотим, чтобы на нашу идею обратили внимание и Президент, и правительство, и Госсовет. Тем более что начать это движение самое время: в обществе отчётливо видна тенденция не сидеть дома у телевизора, а смотреть кино в хорошем зале с хорошим изображением и звуком. Оказывается, люди устали от виртуального общения, тянутся к общению в реале. Когда находишься в зале и смотришь кино вместе с другими зрителями, возникает некая аура общего восприятия, другая энергетика. Эту общность и причастность к чему‑то – к некой группе, большому делу, миссии – мы в какой‑то момент потеряли. Это можно вернуть через кино. Сейчас такой тренд, и если его поймать, вовремя и правильно всё сделать, то может быть совершенно другая ситуация даже в социальных настроениях.
Если у меня, у нашей команды получится убедить в нашей программе заинтересованных лиц, то это даст новый импульс татарстанскому кино. Но уже и сегодня есть ощутимые результаты. Например, фильм «Байгал» Ильдара Ягафарова будет подаваться на всевозможные фестивали. Надеемся, что «Мулла» Амира Галиаскарова и Рамиля Фазлиева хорошо пойдёт в прокате, но и на фестивалях будет иметь успех. Ещё есть картина «Водяная», которую режиссёр Алексей Барыкин называет первым татарским блокбастером и предлагает на кинорынке в Москве. На подходе «Кире» («Упёртый») Рустама Рашитова и Ильсияр Дамаскин, который нашумел ещё на этапе съёмок. Можно ещё перечислять, но не количество главное. И даже не то, как сложится дальше судьба этих фильмов. Важно, что есть у людей реальное желание делать кино. Они поверили, что здесь, в нашей республике можно его снимать. Да, пока мы ещё не смогли сломать у зрителей стереотип, что в Татарстане не может быть хорошего кино. А на самом деле у нас тут мощные подвижки, мы развиваемся, придите и посмотрите. Хотя бы из любопытства. Я испытываю огромное удовольствие, когда вижу загоревшиеся глаза в разговоре о татарстанском кино. И мне нравится быть полезной в его становлении.
А ЧТО СКАЖУТ МУЖЧИНЫ?
Время, пока наши балиши пекутся в духовке, мы готовим бульон, его потом надо будет залить в балиши, под самую пимпочку. Или пумпочку.
– Потому что полба очень много жидкости впитывает, разбухает…
– Тяжела ли доля женщины-руководителя в Татарстане?
– Приходится быть на голову выше, работать лучше мужчин, ошибаться вообще нельзя. И при этом всё равно будут говорить: что‑то она не дотягивает… Ну, что с неё взять – женщина!.. А мужчина будет делать ошибки – ему не то что прощается, у него это не замечается. Мы будто немного… недочеловеки, что ли. При этом в других странах женщина во власти – это уже тренд мировой. Я предложила впервые сделать председателем жюри фестиваля татарского кино женщину – Майю Аймедову. Это известная артистка из Туркменистана, народная артистка СССР… Достойнейший кандидат. Были протесты: как это у мусульманского фестиваля председатель жюри – женщина?! Что мужчины скажут? Но сейчас и у кино, как и у журналистики, кстати, женское лицо, поэтому я считаю, что оглядываться на то, что скажут по этому поводу мужчины, не стоит. В общем, у нас впервые в истории мусульманского кино председатель жюри – женщина. С чем я нас всех и поздравляю!
КИНО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТО ЗРЕЛИЩЕМ
На этой радостной ноте извлекаем балиши из духовки. Отламывая аппетитную корочку и выпуская умопомрачительный полбово-мясной дух наружу, интересуемся:
– Миляуша Лябибовна, а как относитесь к массовому поеданию в кино попкорна? Этот всепроникающий запах – совсем не как у нашего сегодняшнего балиша…
– К сожалению, этот американский стереотип уже прочно вошёл в нашу жизнь. В кинотеатре «Мир» мы пытались сделать «кино без попкорна», но просят ведь… Большинству это нравится.
– Какое у вас любимое кино? Российское? Зарубежное? Татарстанское?
– Из зарубежного нравится «Унесённые ветром». Меня навсегда покорила фраза главной героини Скарлетт О’Хара «Я не буду думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра». Из татарского нравится и «Байгал» и «Мулла». Очень люблю советское кино, особенно комедии Гайдая, могу их смотреть бесконечно. Люблю «Жестокий романс», потому что там мне нравится музыка. Люблю смотреть Алису Фрейндлих в «Служебном романе». Советское кино было настолько правильно сделано, по канонам, поэтому оно нам дорого и его приятно смотреть. Увлечение спецэффектами в создании кино – это, конечно, современно, но если за этой формой прячут реальную сверхзадачу, а это то, что ты хочешь донести до зрителя, если ты смотришь фильм и тебе запомнилось только бах-татарах или какое‑то чудовище страшное – это не кино, это просто зрелище. Я считаю, что кино должно всё-таки захватить. Кино – это ведь самое сильное средство влияния на психику человека, на его состояние. Кино воспитывает чувство патриотизма, как это сделал фильм «Легенда 17» или «Движение вверх». Мы же объединяемся вокруг этого чувства, когда мы встаём, хлопаем спортивной команде – только с помощью кино можно добиться такого эффекта.
КУЛИНАРНЫЙ СОВЕТ ОТ МИЛЯУШИ АЙТУГАНОВОЙ:
– Чем больше видов мяса – тем лучше! Потому что разное мясо даёт разный вкус, и полба, которую нужно замочить перед приготовлением на ночь, впитывает эти вкусы… И ещё красивая картинка получается: красное мясо, белое мясо… Глаз радуется.
Нам понадобится:
Для теста:
- Каймак – 200 г;
- Мука –200 г;
- Яйцо – 2 шт.
Для начинки:
- Говядина – 200 г;
- Курица – 200 г;
- Соус Песто – 1 ст. ложка;
- Полба – 200 г;
- Лук – 3 шт.;
- Соль, перец – по вкусу.
Разбиваем!
Насыпаем!
Замешиваем!
Режем!
Шинкуем!
Добавляем!
Солим!
Перемешиваем!
Раскатываем!
Укладываем!
Накладываем!
Закрываем!
Прилепляем!
Заливаем!
Автор: Татьяна Вафина, Татьяна Лескова / Фотограф: Ната Смирнова, Алина Ахмадишина
Журнал "Татарстан", сентябрь 2018 года
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа