Новый татарский театр: от ренессанса до репрессий
1922 год. Народный комиссариат просвещения принимает решение создать Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября. Для молодой ТАССР это стало грандиозным культурным событием. Для самой же татарской культуры – началом новой эры.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
…За роялем Салих Сайдашев. Заперт в кабинете! Ни его мольбы, ни увещевания не трогают коллег – композитора не выпускают. Пока не напишет обещанную партитуру к музыкальной драме Тинчурина «На берегу реки Кандр». Вдруг слышит тихое: «Салих абый!» Это актриса Сара Садыкова стоит за дверью – пришла узнать, готова ли ария для нее. «Вот сама и пиши!» – в сердцах отзывается он. А наутро получает листок с музыкой. Играет и тут же кричит ей за дверь: «Слушай, а неплохо!»
Этот сюжет стал частью масштабного спектакля «Будить сердца людей», посвящённого 110‑летию татарского театра, ведь первая профессиональная татарская труппа появилась задолго до советской республики – ещё в 1907 году. Идея принадлежит главному режиссёру Театра имени Галиасгара Камала Фариду Бикчантаеву. Текст написал молодой поэт и драматург Рузяль Мухаметшин. Соавтором стал Нияз Игламов, заведующий литчастью, театральный критик, а ещё – настоящий знаток истории татарского театра. Мы встретились с ним, чтобы восстановить события вдохновляющих 20‑х и столь же ужасающих 30‑х годов прошлого столетия.
К слову, тот анекдотичный случай с Сайдашевым вполне мог быть реальностью, ведь ария Гульюзум действительно стала композиторским дебютом Садыковой. За свою жизнь она напишет несколько сотен песен и музыку к 18 спектаклям. Для нас же эта история прекрасно иллюстрирует творческий масштаб людей, ставших пионерами национального театра в только что созданной республике.
– Ключевой фигурой татарского театрального искусства тех лет был, безусловно, Карим Тинчурин, – рассказывает Нияз Игламов. – Именно его приглашают возглавить театр. Пользуясь своим авторитетом, Тинчурин зовёт в Казань участников первых театральных трупп «Сайяр», «Нур», «Ширкат», которых революция и Гражданская война разбросали по городам и весям. В те годы татарский мир был более обширным и монолитным, поэтому многие из них возглавили национальные труппы в Астрахани, Симферополе, Москве, Ленинграде, Уфе, Троицке. Вместе с корифеями сцены в новый театр приходят молодые таланты, такие как Салих Сайдашев, Хади Такташ…
ДУХ СВОБОДЫ
Летом 1923 года в одном из журналов выходит статья Карима Тинчурина «Каким путём должен пойти татарский театр?». Она буквально взрывает умы творческой интеллигенции, и весь последующий сезон на страницах периодики на эту тему ведётся дискуссия: люди спорят, обмениваются взглядами, вносят предложения… Вопреки расхожему сегодня мнению, то было время творческих поисков, сценических экспериментов и свободы самовыражения.
… В театре премьера спектакля «Шлем». На сцене – «красноармейцы», в зале – тоже. Финал! Марш Сайдашева – стены дрожат. Зрители бурно аплодируют. Марш звучит ещё раз. Не выдержав такого накала, красноармейцы-зрители бросаются к сцене – обнимать красноармейцев-актёров. Сцену эту наблюдал автор пьесы Габдрахман Минский.
Репертуар 20‑х поражает своей широтой. Современные работы о героях нового времени соседствуют с национальными спектаклями и постановками по русской и зарубежной классике: в «Галиябану», «Гамлете», «Отелло», «Смерти Иоанна Грозного» блистают убедительный Халил Абжалилов, темпераментный Мифтах Абсалямов, драматичный Мухтар Мутин, разноплановая Гульсум Болгарская… Каждый сезон в афише чуть ли не с десяток новых спектаклей. В 1925‑м выходит первая национальная опера «Сания». А следующий год и вовсе становится эпохальным: в содружестве «Тинчурин – Сайдашев» рождается спектакль «Голубая шаль», который станет брендом татарского театра на долгие годы.
Но всё это время в театре идёт борьба за демократического зрителя, вчерашнего переселенца из деревни в город, который не вполне понимает, что ему нужно от театра, его художественным пристрастиям ещё только предстоит сформироваться. Впрочем, это объяснимо, ведь театр и сам находится в неком раздрае – за первенство борются две эстетические группировки: левый татарский культурный фронт (СУЛФ), собравший под своим крылом сторонников радикального искусства, и правый (РАПП), объединивший приверженцев традиционных форм и пролетарской проблематики, вульгарного социологизма.
– В той или иной степени в недавно зародившемся татарском театральном искусстве все были новаторами, – говорит Нияз Игламов. – И приверженец эволюционного подхода – от дореволюционных открытий к культурным запросам эпохи Военного коммунизма и НЭПа – Карим Тинчурин, и СУЛФовец Сулейман Валеев-Сульва, и центрист, ученик Евгения Вахтангова Гумер Девишев.
Вопреки расхожему сегодня мнению, 20-е годы прошлого столетия были временем творческих поисков, сценических экспериментов и свободы самовыражения. На фото– труппа театра того периода.
ИЗ СВЕТА ВО ТЬМУ
Жирную точку в этом противоборстве поставили… Максим Горький и Владимир Немирович-Данченко. «Буревестник революции» на Первом съезде Союза советских писателей в 1934 году озвучил доктрину социалистического реализма, ставшую на долгие десятилетия господствующим творческим методом и нивелировавшую творческие поиски культур народов СССР. Второй в 1935 году поставил горьковских «врагов» так, что это стало каноном для всех театров. Не важно, якутский это театр или узбекский, Камерный театр Таирова или ГОСЕТ Михоэлса, всех отныне станут «стричь под гребёнку» психологического искусства в эстетических параметрах МХАТ. Апогей этого губительного для отечественного театра процесса придётся на поздние сталинские годы…
– После окончания Гражданской войны и до 1927 года наша страна была светочем культуры, – говорит Нияз Игламов. – На поверхности было всё самое новое, радикальное, авангардное. Для татарской культуры этот период также стал эпохой ренессанса. Его отголоски звучали вплоть до середины тридцатых, но уже тогда всё стало гораздо сложнее…
Пьеса «Профессор Мамлок», ставшая символом антифашистского движения, вышла из‑под пера писателя Фридриха Вольфа как раз в 1934 году – сразу после прихода Гитлера к власти. А уже в 1935‑м она с успехом шла на сцене татарского театра в постановке Гумера Исмагилова. Примечательно, что Фридрих Вольф эту работу видел, и она ему очень понравилась.
– Режиссёр-психолог, обогнавший своё время, – так говорит об Исмагилове критик Нияз Игламов. – Он смог поставить очень серьёзный, глубокий спектакль о том, что соглашательство с фашизмом невозможно. Однако спектакль сняли сразу же, как только был подписан Пакт Молотова – Риббентропа. С этого дня слово «фашистский» произносится толь
ко в связи с итальянским режимом Муссолини, Испанией Франко или португальскими порядками Салазара, но никак не относится к гитлеровской Германии.
Гумер Исмагилов спасся от репрессий бегством – о том, что его имя «числится в списках», режиссёра предупредил один из сотрудников НКВД, который оказался большим поклонником его таланта. С одним фанерным чемоданчиком Исмагилов переезжает сначала в Бухару, а затем в Самарканд, где примет активное участие в жизни периферийных узбекских театров. С началом Великой Отечественной войны спектакль по пьесе Вольфа в Казани возобновят.
В страшные 1930-е годы масштаб таланта Наки Исанбета позволил ему «спрятаться» за иносказательностью ориентальных пьес. В «Ходже Насретдине» он сумел многое сказать между строк. На фото Гульсум Камская блистает в роли Сахили.
Пьеса «Профессор Мамлок», ставшая символом антифашистского движения, была поставлена на сцене татарского театра в 1935 году – почти сразу же после публикации. На фото – автор пьесы Фридрих Вольф и режиссёр спектакля Гумер Исмагилов.
МЕЖ ДВУХ МИРОВ
Советский народ, воодушевлённый великой идеей создания справедливого общества, воздвигает сотни заводов, строит новые города, дороги, осваивает целину – для многих действительно «жить стало лучше, жить стало веселей». Но стела, установленная на Архангельском кладбище, напоминает нам о другом…
– До середины 1930‑х в Москве, Ленинграде, Астрахани, Орске, Свердловске – да по всей стране! – действовали десятки татарских профессиональных государственных театров, – рассказывает Нияз Игламов. – Всех их постепенно закрывают. Татарский театр начинают насильно «загонять» в границы ТАССР. Из 23 профессиональных театров оставляют лишь два – в Казани и Мензелинске. Сталин постепенно входит в раж, и это один из хитрых ходов его политики – «разделяй и властвуй». Наверное, всё же неслучайно именно он был наркомом по делам национальностей. Никто из политиков – ни до, ни после него – не был так сильно заточен на вопросах взаимоотношений наций. Никто больше не ссылал целые народы, не видоизменял карту национально-территориальных образований в составе страны.
Среди творческой интеллигенции начинаются чистки. Под каток репрессий попадают и деятели татарской культуры, среди которых – выдающиеся драматурги, талантливые режиссёры, яркие актёры. Карим Тинчурин, Гали Ильясов, Фатхи Бурнаш, Мухтар Мутин, Галимджан Ибрагимов, Фатых Сайфи-Казанлы, Махмут Галяу, Гумер Исмагилов… Жертвами террора становятся и их семьи. Одна из самых трагичных таких историй – судьба актрисы Луизы Салиаскаровой, супруги татарского поэта Хасана Туфана, травля которого началась как раз в то время, а в сороковом перешла в мучительно долгий лагерный срок. Пятнадцать лет Луиза будет отправлять мужу посылки и даже станет донором крови – за это платили деньгами. В тот день, когда она умрёт от истощения, Туфан будет уже в дороге: он – наконец-то! – едет к ней, домой…
Участь тех, кто избежал репрессий, также была незавидной. Одни, как близкий друг Тинчурина композитор Салих Сайдашев, лишились работы и долгие годы перебивались случайными заработками. Тем, кто остался в театре, пришлось искать компромиссные формы сосуществования в новой реальности. Тази Гиззат, Наки Исанбет, Риза Ишмурат… Под пристальное внимание органов попадала каждая пьеса, вышедшая из‑под их пера.
– Это была работа в постоянном стрессе, – говорит Игламов. – И она влекла за собой деградацию творческого мышления, поскольку автор думал не о том, как лучше написать пьесу, а как сделать так, чтобы она прошла все стадии приёмки репертуарным комитетом. Риза Ишмурат выбрал для себя линию современности: в тридцатые годы он пишет о сталеварах, пограничниках, танкистах. Тази Гиззат брал за основу быт дореволюционной татарской деревни с её безграмотностью, угнетением помещиками бедноты, мироедством мулл и знахарей. Масштаб таланта Наки Исанбета позволил ему «спрятаться» за иносказательностью ориентальных пьес. В «Ходже Насретдине» он сумел многое сказать между строк. Именно поэтому он не утратил своего значения и сегодня, тогда как Ишмурат, да и Тази Гиззат, кроме одной‑двух вещей, навсегда потеряны для театра. А это были – я сейчас говорю лишь о драматургической структуре, ремесле – весьма талантливые люди, первачи! Что уж тут говорить о талантах меньшего масштаба.
– Есть люди, которые хотят оправдать Сталина, утверждают, что он был эффективным менеджером, – продолжает Игламов. – Что названные Солженицыным цифры жертв репрессий сильно завышены. И это действительно так: на самом деле доля репрессированных от общего количества населения страны составляла примерно 1,5 процента. Но надо понимать, какие это были 1,5 процента! По большей части такая участь до
сталась интеллигенции – людям ярким и просвещённым. И надо также понимать, что значила сама атмосфера репрессий и чисток – люди просто боялись назвать чёрное – чёрным, а белое – белым.
КАЗУС ТИНЧУРИНА
Захида Тинчурина держит в руках журнал из Астрахани. А там! «Тинчурин-эфенди в окружении астраханских театральных красавиц» – именно так было подписано фото. Поглядев на это «безобразие», она (конечно же, под благовидным предлогом!) рванула к мужу. Но опасения были напрасны – он хранил ей верность и, как всегда, очень много работал.
В Астраханском государственном татарском драматическом театре Карим Тинчурин ставит спектакли. Уехал туда сразу же, в конце 1924-го, как только его отстранили от деятельности в Казани «в связи с неудовлетворительной работой театра». На его должность назначают другого человека. Всего за один сезон театр приходит в упадок, теряет своего зрителя. Тинчурина просят вернуться.
– Я думаю, всё это было связано с какой‑то скрытой историей, которую мы до конца пока не знаем, – пытается понять причины случившегося Нияз Игламов. – Моя версия: отстранение Тинчурина стало первой – пока ещё «мягкой» – формой реакции власти на письмо, которое он получил от Гаяза Исхаки.
Знаменитый татарский писатель и общественный деятель Гаяз Исхаки был самым репертуарным автором дореволюционного татарского театра. Было поставлено одиннадцать его пьес – даже у Камала меньше! Он был старше Тинчурина и своё отношение к происходившим в стране событиям сформировал довольно рано. Рано смог и эмигрировать – пусть не без сложностей, зато с минимальным риском. Его дочь осталась на попечении Тинчуриных. Некоторое время спустя ей помогли переправиться к отцу. Конечно, благодарность Исхаки была велика, но казус состоял в том, что в конечном счёте эта благодарность обернулась для Тинчурина смертью.
– Имя Гаяза Исхаки старались не произносить, а уж если и произносили, то непременно вешали на него всех собак, – рассказывает Нияз Игламов. – Ему в вину вменяли многое, даже то, что в тридцатые он продолжал жить в Германии. При фашистах. Но надо понимать, что в то время в Берлине была сформирована самая мощная в Европе школа тюркологии. Там была языковая среда, в которой можно было жить и работать. И кто такой Гитлер, было ясно далеко не всем и отнюдь не сразу. Исхаки бежал из Берлина в конце тридцатых в Турцию. Опять его прозорливость. Тогда как и Мережковский, и Кнут Гамсун, и Герхарт Гауптман, и Эзра Паунд, и десятки литераторов рангом пониже были воодушевлены гитлеровскими реформами и идеологией до самого краха Третьего рейха.
Так вот, в 1923 году из Берлина в Казань приходит бандероль. Адресат – Карим Тинчурин. В конверте журнал тюркологического общества, а в нём – новая пьеса Исхаки. Вместе с нею – письмо с благодарностью от автора за заботу о дочери. Тинчурин этой весточки от друга не скрывал. В театр пришёл со словами: «Гаяз абый передаёт всем привет!» Кто донёс на него – неизвестно, но только через четырнадцать лет – в страшном 1937‑м – Тинчурину эту связь с «врагом народа» припомнили, вменив в вину кроме всего прочего и «шпионаж в пользу Японии». Почему Японии? Да потому что Исхаки в то время жил в Стране восходящего солнца.
ТЕ ОГНИ, ЧТО МЫ ЗАЖГЛИ СЕРДЦАМИ
За своего соратника и учителя вступились немногие. Не стеснялись шельмовать Тинчурина даже те, кто ещё совсем недавно дарил подарки и рассыпался в поздравлениях с его двойным юбилеем.
– Протокол с того собрания, где происходило «осуждение обвиняемого в контрреволюционной деятельности японского шпиона Карима Тинчурина», я не видел, но его читал мой отец, – рассказывает Нияз Игламов. – Пожалуй, самую порядочную в контексте тех лет позицию заняли крупные актёры первого призыва, такие как Зайни Султанов. «Мы не можем в это поверить! С нами он таких разговоров не вёл». Почти все остальные в один голос Тинчурина бичевали. Но тут вдруг поднялась Гульсум Камская. К тому времени у неё уже был репрессирован муж – режиссёр Гали Ильясов. «Как вы так можете? Карим‑ага всегда был хорошим человеком, а вы его позорите, возводите напраслину!»
После собрания актрису из театра уволили, только с началом войны она сможет попасть в прифронтовую бригаду, где так не хватало актёров. Тинчурин же оказался в застенках…
…«Огни, что мы зажгли сердцами» – эта песня была так популярна в 30-е. К слову, то была ария Фариды из музыкального спектакля «На берегу реки Кандр», который Тинчурин создал в содружестве с Сайдашевым. Довольно часто её можно было услышать по радио, даже по «Маяку». Объявляли так: «Песня композитора Салиха Сайдашева, слова народные!» Тинчурина хотели придать забвению, но его фигура была настолько велика, что насильно извлечь её из культурного контекста по факту оказалось задачей невозможной.
– Всё равно его дух витал повсюду, – говорит Нияз Игламов. – Судя по всему, Тинчурин был очень солнечным и обаятельным человеком. Все воспоминания свидетельствуют об этом. В своих мемуарах Хаким Салимжанов писал: «Мы считали себя не шакирдами, а мюридами Тинчурина». То есть не учениками, а последователями. Для татарского театра драматург стал колоссальным источником творческой энергии на несколько десятилетий.
Долгое время даже дата смерти Тинчурина находилась под завесой лжи, лишь в 1988 году стало ясно, что великий татарский режиссёр и драматург не скончался от смертельной болезни в 1947-м, а был расстрелян в 1938 году. Целый год после ареста из него упорно выбивали показания, но сломить не смогли. Той расстрельной ноябрьской ночью десятки тел были свалены в одну большую яму на Архангельском кладбище в Казани.
30-е подходили к концу. Что было дальше? А дальше была война…
Автор: Ольга Туманская / Фото: из музейного архива ТГАТ имени Галиасгара Камала