Зай-Каратай: как жить, чтобы красиво жить
Путешествуя по лениногорским просторам мы набрели на село с любопытным названием Зай-Каратай и решил туда углубиться. Благо углубляться пришлось неглубоко – 19 километров от районного центра.
Сегодня, когда деревни в России сплошь и рядом приходят в упадок, а то и вовсе исчезают с лица земли, Зай-Каратай являет собой картину обратную, и назвать её можно громким словом «Возрождение».
Конечно, возрождено ещё не всё. Колхоз-миллионер «Уныш» с его конефермой, овцефермой, птицефермой, молочной фермой остался в советском прошлом. В селе и сейчас ещё помнят, как в 1939‑м участвовали в выставке на ВДНХ в Москве, сколько пудов хлеба и мяса, литров молока и лошадей отправили на фронт в годы Великой Отечественной. А сколько не пришло с той войны земляков – видно по мемориальной доске, все имена увековечены в камне…
Милеуша Идиятова, глава сельского поселения, проводя нам экскурсию по селу, первым делом ведёт нас на это святое место – к памятнику героям войны и вдовам тех героев. Стелу украшает полумесяц – все погибшие были мусульманами.
ПЕНСИОННЫЙ ФРОНТ
А в мечети нас уже ждут местные аксакалы-активисты.
– Без их помощи – никуда! – улыбается Милеуша Исхаковна, представляя свою зай-каратайскую армию.
Руководит «армией» Заудат Ягудович Халимов, председатель совета ветеранов, он же и рассказывает нам, почему Зай-Каратай Зай-Каратаем называется.
– Тут всё просто: Зай – это река, которая здесь протекает. А каратай с тюркского переводится как родники, ключи, бьющие из‑под земли. Их много здесь.
Как и людей: 1100 человек – рекордная цифра сегодня для деревни.
– Это только прописанных, – поясняет Заудат Ягудович. – С непрописанными и все полторы тысячи наберётся.
– Из них 400 – пенсионеры, поэтому «пенсионный фронт» у нас очень сильный, – говорит Милеуша Исхаковна. – Все – коренные жители.
Про молодёжь можно и не спрашивать: клуб, школа – сердце любого села – тут в наличии.
ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ БУДУЩЕГО
– Мы стараемся, чтобы наше село жило. У нас школа – 9 классов, в которой совсем недавно по республиканской программе прошёл капитальный ремонт. И он был отмечен как один из лучших ремонтов школ! – с гордостью рассказывает Милеуша Исхаковна. – В ней 56 учеников, 26 детей в детском саду. Полный комплект учителей с высшим образованием. В 2013 году мы построили новый многофункциональный центр – это клуб на 250 мест и библиотека. В этом году мы выиграли грант на 1 млн рублей на благоустройство дорог нашего села. А мемориальный комплекс тоже сделан с нуля в 2015 году – это уже из местного бюджета. У нашего главы к сёлам очень трепетное отношение: и внимание всем оказывает, и помощь, и труд наш всегда по заслугам оценивает. Поэтому и домов новых в Зай-Каратае много строится, и люди приезжают в село. Старых домов практически не осталось.
ЦАРСКАЯ КАРЕТА
Осмотрев сердце села – клуб и школу, отправляемся вдоль да по деревне: людей посмотреть и себя показать. Внимание наше привлекает конструкция, похожая на… Сразу так и не скажешь на что – наверное, на лошемобиль.
– Это у нас Дамир Фазлыев делает, – с гордостью поясняют зай-каратаевцы, наблюдая, как наш фотограф под дождём восхищённо увековечивает достопримечательность. – У него золотые руки!
Ещё про Дамира мы узнали, что затеял он дело непростое, но интересное – экотуризм. Строит на краю села дом для туристов, где к их услугам будет и рыбалка, и охота, и катание на лошадях и даже на…карете.
Последняя царская карета, которую видел «Татарстан» не далее как на прошлой неделе, – Елизаветинская, на улице Баумана в Казани. А тут – посреди села Зай-Каратай, в конюшне – предстаёт взору не менее прелестный экземпляр.
– Это Дамир сам сделал, – улыбается жена мастера София, которая тоже талантами не обделена – рисует картины маслом: живописные горы, окружающие Зай-Каратай, лошадей, лосей и оленей, которые пасутся на местных лугах, а ещё портреты своих детей – особенно хорошо получилась невестка…
– Похожа! – восхищённо прицокивают односельчане, присутствующие вместе с нами на домашней выставке картин Софии Фазлыевой.
Перезнакомившись со всеми лошадками, козочками, кроликами, прощаемся с гостеприимной хозяйкой-художницей. И сразу же попадаем в другой не менее гостеприимный и не менее творческий дом.
СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
Дом Салимзяна и Гульсины Галиевых встречает расшитыми подушками, вышитыми рушниками и вязаными ковриками различных конфигураций. Это хобби Гульсины апа – вся красота в доме сотворена её золотыми руками. Пока мы охаем, ахаем и фотографируем всю эту рукотворную красотищу, Гульсина апа уже накрыла стол, на котором тоже всё собственного производства: и корт, и масло, и баурсак, и зур балиш, и оладушки с пылу с жару. В хмурый дождливый день так приятно оказаться за таким столом и отведать всего понемножку. И ещё понемножку. И ещё совсем-совсем по чуть-чуть… И послушать про секрет этого светлого, расшитого яркими нитками, вкусного и тёплого семейного счастья, с которым семья Галиевых вот уже 60 лет вместе. Секрет прост и незатейлив, как всё в этой чистой горнице: уважать друг друга и жить, чтобы красиво жить.
Сытые и довольные со сладкими кучтенеч (гостинец – перевод с татарского), от которых невозможно отказаться – не принято в Зай-Каратае такое, отправляемся домой, чтобы рассказать тем, кто ещё не знает, по секрету, секрет зай-каратаевского счастья.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАРОСТИ
Зай-Каратай основан в 1720–1740-х годах. А в Татарстане он «проживает» не так уж и давно по историческим меркам. До 1920 года село было «прописано» в Самарской губернии, принадлежало Каратаевской волости, Бугульминскому уезду, который тоже тогда был Самарским. Потом село «переехало» в Татарию и стало «принадлежать» Альметьевскому району, с 1935 года – Ново-Письмянскому… После долгих мытарств осел Зай-Каратай в Лениногорском районе, за что район ему премного благодарен, ибо это не только очень красивое село, но ещё и самое большое в районе, перспективное.
ПРОДВИНУТЫЕ НОВШЕСТВА
Зай-Каратай – село длиннющее, 7 километров в длину – попробуй дойди от начала до конца без привычки! Зато, когда идёшь, можно любоваться горами и лугами, которые окружают село со всех сторон. На лугу пасётся стадо коров, послушно гуляющих в строго отведённом месте без признаков какого-либо пастуха.
– Коровы дальше, чем положено, не пойдут, – объясняет нововведение под названием «электрический пастух» начальник управления сельского хозяйства Ильнур Шамарданов. – Их просто тихонечко, предостерегающе, дёрнет током.
Ещё об одном нововведении узнаём на перекрёстке улиц Дунай и Пионер. Есть здесь, оказывается, и собственная скотобойня – всё честь по чести, по всем санэпидемнормам. И в помощь сельчанам, чтобы дома со скотом не мучились.
Журнал "Татарстан", 2017 год.