В Печищи, к Янке Купале…

В Печищи, к Янке Купале…

«Спасибо за память!» – такой автограф оставил музею Янки Купалы Александр Лукашенко. В 2005 году Президент Беларуси приезжал в Казань на саммит стран СНГ. «Это же целый уголок белорусской культуры на земле Татарстана!» – воскликнул он, гуляя по выставке, привезённой по случаю мероприятия из Печищ.

 

– Добро пожаловать! Рәхим итегез! Калі ласка! – приветствует нас на языках трёх культур Римма Абызова, директор единственного в стране и второго в мире мемориального музея Янки Купалы. Первый – в его родном доме на хуторе Вязынка, что под Минском, чудом не пострадавшем от войны. Второй – здесь, в Верхнеуслонском районе Татарстана.

 

 

Экспозиция расположилась в старинном здании, построенном в XIX веке при мельнице. Именно здесь находился в эвакуации с 13 ноября 1941 года Янка Купала.

 

 

Вот он – рабочий кабинет поэта. Кровать, этажерка, абажур – всё здесь из того времени. Личные вещи, подлинные, – их много лет спустя нашли на чердаке дома. Рукописи и книги, курительная трубка и мешочек с махоркой, трость и белый воротничок… На стене – репродуктор. Всего их в Печищах в тот год было два: один – в сельсовете, второй – в распоряжении поэта. Каждый день, разве что кроме зимних, Купала выставлял его в окно. Чтобы все могли слушать и сводки с фронта, и музыкальные передачи.

 

 

 

 

 

 

 

Янка Купала. 1916 г.

 

 

 

 

 

ЗАГАДКА ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ

 

 

Хоть и был Ясь дворянского рода, из шляхтичей, а вырос на сказках и поверьях, играл на жалейке и балалайке, пас животных и сам учился читать при лучине… Всё детство Янки Купалы отражало народный быт. Небольшая экспозиция образно представляет ранние годы его жизни. В ней – белорусские костюмы, подаренные музею Центром национальных культур Минска, головные уборы и венки, чугунки и крынки, домотканые коврики и, конечно же, изящные поделки из соломки! В общем, это и правда настоящий кусочек Беларуси на татарстанской земле.

 

 

К слову, Купала – псевдоним, взятый поэтом неспроста. Таинственная и праздничная ночь Ивана Купалы с 24 на 25 июня 1882 года по старинному календарю – время рождения Ивана Луцевича. И когда он напишет своё первое стихотворение и решится отнести его в газету «Северно-западный край», то подпишется «Янка Купала». «Что я мужик, да все тут знают, Повсюду, белый свет велик, Смеются, паны, презирают, – Ведь я мужик, простой мужик…» – именно эти дебютные строчки по счастливой случайности прочтёт Максим Горький. Вдохновившись, не только переведёт их на русский язык, но и даст совет автору – продолжать писать. Горький не ошибся: Купалу назовут белорусским Пушкиным, его стихи переведут на 117 языков, пьесы будут ставить во многих театрах, а песни будут жить и в исполнении советских ансамблей, и в композициях новых рокеров.

 

 

В жизни же самого Луцевича будет ещё много загадочных моментов и невероятных стечений обстоятельств, которые он будет связывать с мистической датой своего рождения. В печищенском музее об этом не забывают – празднование волшебной ночи Ивана Купалы здесь имеет свой особый колорит.

 

 

 

 

 

КОМНАТА С ВИДОМ НА ВОЛГУ КОМНАТА С ВИДОМ НА ВОЛГУ

 

 

11 ноября 1941 года на берегу Волги напротив Казани собралась огромная очередь из машин. В тот промозглый день желающих попасть на переправу было много. Внимание военного коменданта Григорьева, проводившего досмотр, привлёк легковой «Шевроле». Подошёл, cпросил документы. Незнакомец протянул удостоверение на имя депутата Верховного Совета Белорусской ССР Ивана Домениковича Луцевича. «Это ж Янка Купала!» – только и воскликнул комендант.

 

 

Григорьев успел сообщить директору хлебокомбината Ивану Наякшину, что в длинной очереди на переправу стоит известный на всю страну поэт. Наякшин захотел познакомиться с ним лично. Вышел к Волге, но в машине Купалу не застал – тот уже любовался на реку со знаменитого печищинского геологического разреза. Пригласил к себе в дом, на чай. Угощал настоечкой и бесподобными пирожками с яблоками из муки печищенского помола. «Может быть, у нас останетесь? Квартира соседняя пустует – главный инженер ушёл на фронт», – предложил Наякшин гостю. Но Луцевичу предписано прибыть в Казань. От возможности въехать на паром в обход очереди он отказался.

 

 

Впрочем, на этом белорусская история в Печищах не закончилась. Предложение Наякшина устроило всех – в Казани с жильём было плохо. Так Янка Купала вместе со своей женой Владиславой Францевной Луцевич поселился в старинном доме у мельницы.

 

 

Купала писал по ночам, но просыпался рано. В шесть утра на комбинат приходили рабочие. Спускался к ним, угощал табаком из своего спецснабжения. Посидят, покурят, послушают рассказы… А днём уезжал к коллегам в Казань – когда на пароме, когда через реку на лыжах. Владислава Францевна тоже не скучала – трудилась в местной школе не покладая рук. Будучи педагогом от бога, здесь, в Печищах, нашла своих приятельниц, единомышленников, коллег- учителей. Занятость не позволила ей поехать вместе с мужем по приглашению Союза писателей в Москву. Всего несколько дней, а дорога сложная. Для него эта поездка стала последней.

 

 

«Владка, я устроился в гостинице «Москва», в номере 414», – писал он оттуда. Следующим посланием из столицы стала трагическая телеграмма. Его нашли мёртвым в гостиничном лестничном пролёте. Версий той загадочной смерти много. Официальный документ всё ещё засекречен.

 

 

Гостиницы «Москва» уже нет. Но дверь от 414‑го номера, перила лестницы, «через которые он ушёл в вечность», – всё хранится в музее поэта в Минске. Есть там и фрагмент его печищенской жизни. Кстати, легковой «Шевроле» оставался у нас вплоть до 1948-го. Затем его забрали в Москву, и лишь в 2012 году – в Беларусь. Сейчас он на даче поэта в Левках.

 

 

Владислава Францевна уехала отсюда не сразу. Вернувшись в Минск, она – не только сердечный друг, но и первый литературный критик Янки Купалы – сразу же принялась собирать экспозицию для будущего музея. Печищи тоже не забыла – это место было дорого ей. «Несмотря на то, что мы жили вдали от родины, здесь мы были по-своему счастливы. Здесь наше последнее место жительства», – писала Владислава Францевна.

 

 

Своих приятельниц из сельской школы она навещала каждые пять лет. Именно Владислава Станкевич предложила создать здесь музей, и эта идея, пусть спустя годы, но всё же нашла своё воплощение. Оба музея сегодня тесно сотрудничают. Белорусы гордятся, что в далёких татарстанских Печищах бережно хранят память об их кумире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ольга Туманская / Фотограф: Александр Ефремов

 

 

Журнал "Татарстан", июнь 2019 г.