В Музее истории Набережных Челнов открылась выставка, посвящённая 100‑летию комсомола
Гигантский автозавод был сдан в рекордные сроки. Рядом, тоже молниеносно, вырос город. Такой ударной стройки не знал не только Советский Союз – весь мир.
СТРОЙКА ВЕКА
Это очень говорящая фотография. Девчонки в робах, испачканных краской, уверенной поступью идут куда‑то по своим делам. Спешат ли заступить на смену или торопятся на обед? Нам, наблюдателям из двухтысячных, осталось лишь гадать. И созерцать надписи на их куртках: «Вологда», «Брянск», «Киров»… 70‑е собрали в тогда ещё небольшом городке Набережные Челны комсомольских романтиков со всего Советского Союза. Сегодня об этом нам трогательно напоминают бульвар Романтиков и бульвар Энтузиастов, бульвар Молодёжный и переулок Юности…
В Музее истории Набережных Челнов открылась выставка, посвящённая 100‑летию комсомола. Первые вдохновляющие экспонаты – комсомольские путёвки, с которыми добровольцы приезжали на Всесоюзную ударную стройку. Вот, например, эта: «Товарищ Цай Сун‑Ок по призыву Коммунистической партии и Советского правительства добровольно изъявил желание самоотверженно трудиться на важнейших стройках… и направлен комсомольской организацией на строительство Камского автозавода».
Таких, как Цай Сун‑Ок, были целые «армии». Молодые люди ехали на КАМАЗ под впечатлением от грандиозного проекта, чтобы стать участниками истории, этой мечты по созданию автогиганта. Фаима Гиниятуллина прибыла на стройку в 1976‑м – накануне сдачи первой очереди завода. Учительницу иностранных языков, первого секретаря Рыбно-Слободского райкома комсомола, как и многих других, «подвела» неугомонная натура. Новое манящее слово «КАМАЗ» сделало своё дело. Вспоминает, что первым её впечатлением на новом месте стали транспаранты. «Не всем дано так щедро жить – на память людям города дарить». Или: «Трудность забудется, чудо свершится, сбудется всё, что сегодня лишь снится». Да, эти высказывания полностью отражали камазовский дух и настроение. В пиковый период, пришедшийся на 1975–1976 годы, на одной строительной площадке работали около 95 тысяч человек!
– С такой концентрацией строительства не могла сравниться ни одна стройка мира, – говорит Билял Канеев, энциклопедист и старший научный сотрудник Историко-краеведческого музея города Набережные Челны. – Даже строительство БАМа было более растянуто как по территории, так и по времени. Проектные мощности автогиганта также поражали – 150 тысяч автомобилей и 195 тысяч силовых агрегатов и двигателей в год!
…Начало было положено 13 января 1969 года, когда экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на площадке, определённой под будущий завод. За последующие одиннадцать лет стоимость введённых в эксплуатацию основных фондов КАМАЗа сравняется со стоимостью фондов ЗИЛа, ГАЗа, ВАЗа вместе взятых и составит 3,9 млрд рублей. Государственная комиссия примет обе очереди завода с оценкой «отлично».
«МЫ ПОСТРОИМ ГОРОД-САД»
Эти слова, огромными буквами выведенные на новёхоньком доме, отражаются в лужах распутицы. Спешат по своим делам рабочие, инженеры, учителя, врачи… Обувь для каждого, независимо от профессии, неизменна – резиновые сапоги. Грязи – по колено. И всё же слова Маяковского звучат как пророчество. Здесь будет город-сад. Но не через четыре года – темпы строительства Набережных Челнов поражают. «Уходишь утром из дома одним путём, а возвращаешься уже в обход – на этом месте новый объект или котлован вырыт», – вспоминал Рим Халитов, несколько лет возглавлявший штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
До начала строительства Челны были хоть и маленьким, но всё же городом – со своей историей и традициями. И всё же КАМАЗ подарил ему второе рождение. И новую историю тоже.
– Когда начинают говорить, что Набережные Челны строились буквально в пустом поле, я начинаю заводиться! – говорит Гульзада Рзаева, почётный гражданин города, долгие годы возглавлявшая ДК «Энергетик». – Город уже был, и история у него своя была. Первый секретарь горкома партии Раис Киямович Беляев ставил перед каждым приезжающим цель: полюбить эту землю. Именно полюбить, а не так, что, мол, мы приехали строить КАМАЗ, а вы здесь кто такие?
Один из экспонатов выставки челнинского музея – банальный и привычный сегодня строительный вибратор для бетона. Чем же он так примечателен для КАМАЗа?
– Когда вырыли первый котлован в Челнах, поняли, что местная почва очень разная – где‑то даже пески плывучие встречаются, – рассказывает Светлана Бабич, заведующая сектором музея. – Поэтому именно здесь, на стройке, впервые стали применять метод буронабивных свай, когда вместо котлована бурят скважину, делают опалубку, заливают её бетоном, а затем возводят здание. А такие строительные вибраторы рабочие использовали для уплотнения бетона. Метод себя оправдал – он оказался быстрым, удобным и дешёвым.
«Такого размаха строительства и таких сжатых сроков создания города не знает практика мирового градостроительства» – эти слова принадлежат Борису Рафаиловичу Рубаненко, известнейшему советскому архитектору-градостроителю. Именно он разрабатывал проект застройки и Генплан города. Темпы строительства вынужденно подстраивались под темпы роста населения. А население разрасталось в геометрической прогрессии: с 30 до 500 тысяч человек! Порой в один день на КАМАЗ прибывало до пятисот тружеников.
Говорят, именно в Челнах впервые возник знакомый многим термин «малосемейка». Им обозначали комнату, в которой жила целая семья. Нередко в одной квартире соседствовали три семьи.
От идеи временного жилья отказались сразу, ведь нет ничего более постоянного, чем временное. Вновь прибывших нередко селили в вагончиках, близлежащих деревнях, общежитиях. Но именно в Челнах в те годы было проще всего получить своё жильё. Что скрывать, многие ехали на стройку именно за ним. Кстати, говорят, что именно здесь впервые возник знакомый многим термин «малосемейка». Им обозначали комнату, в которой жила целая семья. Нередко в одной квартире соседствовали три семьи. До сих пор многие из них хранят ту дружбу, которая завязалась на общих кухнях во времена строительства КАМАЗа.
ПРОПАДАЮ Я!
Обычно, получая государственную награду, люди того времени произносили, как нам сейчас может показаться, пафосные слова благодарности советской власти, давали обещания трудиться на благо Родины и дальше. Но были исключения. В 1976 году на КАМАЗе орден Трудового Красного Знамени получал один бригадир. Слова, которые он произнёс со сцены, были простыми, но тронули многих. «Этот орден не только мой, он принадлежит также моей жене и моим детям. Потому что они ждали меня днём и ночью, пока я пропадал на работе…» – сказал он.
Свидетелем того случая был Виктор Ластовка – тоже орденоносец. Он прибыл на строительство КАМАЗа уже как опытный инженер-строитель, а затем дослужился до первого замначальника «Камгэсэнергостроя».
– Когда я приехал в Набережные Челны, сразу же ощутил: это настоящая ударная комсомольская стройка! – вспоминал Ластовка. – Комсомол был вездесущ. Его, по правде говоря, нередко эксплуатировали: как только где прорыв – комсомол, даёшь! И комсомол давал, да ещё и весело, без надрыва.
Раис Киямович Беляев, первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС, так поставил дело, что никто не мог отмахнуться от мнения комсомольских организаций, их инициатив и претензий, вспоминал Уел Хусаинов, последующий первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС, начинавший свою карьеру на стройке КАМАЗа с простого мастера.
– Зато и требовательность была высокая. Когда возникали сбои, Беляев спрашивал: «А куда комсомол смотрел?» И никто никогда не говорил: «Это не наше дело». Настоящий комсомольский работник вообще не знал, что такое нормальный рабочий день, а уж на нашей стройке тем более в порядке вещей была работа и денно и нощно.
Говорят, что в те времена практически любой мог зайти к Беляеву и сказать, что, мол, бетон задержали, сроки срывают! Да и сами руководители стройки не сидели в кабинетах. Надевали сапоги и шли на объект. Любая критика воспринималась спокойно. Комсомольцы – они такие: чуть что – сразу «Молния»! Кстати, «Молнии» были на каждом шагу.
– У нас практически везде висели плакаты «Не пищать!», – вспоминает Гульзада Рзаева. – Кто пищал – тому дорога домой. Это же были чистой воды энтузиазм и комсомольский задор.
То было время постоянных соревнований. Все хотели носить звание комсомольско-молодёжной бригады. Это было почётно. Благодаря своему труду люди становились известными. Передовиков показывало всесоюзное телевидение, о них говорили по радио, писали в газетах. А известные журналы и вовсе учредили для строителей КАМАЗа свои призы. Так, престижный переходящий приз «Красная гвоздика» учредил журнал ЦК ВЛКСМ «Молодой коммунист». А журнал «Огонёк» вручал лучшим бригадам по итогам года Кубок. За него шла нешуточная борьба, ведь победители становились героями не только труда, но и репортажей, размещённых на страницах журнала. После публикаций о них знала вся страна. Но и это не всё. Обладатели Кубка приглашались в Москву – специально для них готовилась интересная культурная программа.
Первыми получили Кубок «Огонька» ребята из бригады Александра Зотова. Они строили в городе школы. Говорят, что в каждый угол своего объекта Зотов закладывал… 5-копеечную монетку. Чтобы школьники были передовиками, как и он, но только учёбы, получая за свои знания лишь пятёрки. Кстати, вот она – ещё одна говорящая фотография того времени: на линейке первого сентября выстроились представители одной параллели с буквами своих классов – от А до Н! Учились так же, как и работали родители, – в три смены.
Уже в 1973 году 8 тысяч комсомольцев – участников Всероссийской ударной комсомольской стройки в Набережных Челнах носили звание ударников коммунистического труда. Но здесь было учреждено и своё звание – «Ударник строительства КАМАза». По словам Биляла Канеева, ни один знак, даже в масштабе всего Советского Союза, не имел такой значимости: его камазовцы принимали как «Золотую Звезду» Героя. Для них она была высшей. Кроме престижа звание давало и ряд преференций: награждённый имел преимуществона получение жилплощади, получение отпуска в наиболее удобное для него время, льготные путёвки в санатории и бесплатный проезд в транспорте. Звание это получили более 5 тысяч передовиков челнинской стройки.
Слава о подвиге героев труда на Каме быстро облетела Советский Союз. Людей, желающих посмотреть на стройку века, оказалось слишком много. Но, как вы понимаете, профессиональных экскурсоводов и краеведов в городе в то время не было. И в 1972 году решили создать челнинский филиал Казанского бюро путешествий и экскурсий. Задача эта была возложена на простую учительницу географии Валентину Забродину. Ей предстояло создать интересные туры по стройке. Ход будущих экскурсий нужно было согласовывать с руководителями объектов. В одной из таких рабочих поездок в только что вырытом котловане Валентина Андреевна обнаружила необычный «экспонат» – лося. Да, на стойке могло приключиться что угодно! Но это была история со счастливым концом – животное спасли, а экскурсия была составлена. Ежедневно желание отправиться вот по таким маршрутам высказывали десятки, а то и сотни людей – город встречал по восемь – девять пароходов с туристами.
Ещё одна говорящая фотография того времени: на линейке 1 сентября выстроились представители одной параллели с буквами своих классов – от А до Н! Дети учились так же, как и работали родители, – в три смены.
ЖИЛИ-БЫЛИ…
Анатолий Васильев прилетел в Челны с другом в 1972 году. До города добрались только к ночи. Думали, сразу в гостиницу, но попутчики по автобусу подсказали: дело безнадёжное. На сиденье рядом с ними сидела парочка – тоже из аэропорта. Полгода не виделись! И вдруг эти влюблённые предлагают: «Давайте к нам, у нас комната есть в общежитии!»
– Ну, думаю, куда это мы попали – святые на эту ударную стройку съехались, что ли? – вспоминал свои первые впечатления от Челнов тогда ещё будущий начальник района городских электросетей.
– Условия жизни? Проблем хватало, как и везде, да мы на них старались не обращать внимания, – рассказывает Гульзада Рзаева. – Резиновые сапоги, кусок хлеба – и тот пополам. Если перед Новым годом баночка майонеза есть, значит, будет оливье! Вскладчину найдутся и лук, и картошка… Все праздники вместе! То была настоящая дружба.
Средний возраст челнинцев того времени составлял 24 года. Романтика больших строек была не чужда и женской половине населения. Челны нередко называли городом невест, а затем и городом… беременных женщин. Своего роддома здесь вначале не было – рожать ездили в Заинск. Но в 1973 году всё же озаботились этой проблемой, и местный роддом был построен. За первые полгода в его стенах родились свыше 5 тысяч детей. Детских садов на всех не хватало, поэтому часто за детьми следили по очереди – спасала всё та же комсомольская дружба. Но далеко не все из тех, кто смог построить автогигант и целый город, сумели построить собственную семью.
– Знаете, многие люди из‑за этой стройки остались одинокими, – рассказывает Гульзада Рзаева. – Уходили на работу – возвращались уставшие. Тут уж не до поиска невесты! В итоге детей нет, родные остались далеко. Так что всякое было. КАМАЗ много судеб переколол.
…Однажды, проходя мимо общежития, Гульзада Рзаева увидела непривычную картину: сидят два парня-комсомольца, играют на гармони и чуть ли не плачут. Подошла к ним, спросила, мол, что приуныли – не по-камазовски! Оказалось, какой бы воодушевляющей ни была стройка, а домашнего тепла всё равно не хватает. «А если мы вам такие вечерние гулянья, как в деревнях кичке уен, организуем?» – спрашивает их. «Вот это будет хорошо!»
– Буквально за неделю мы в своём Доме культуры собрали огромное количество гармонистов, – рассказывает Гульзада Рзаева. – Первое такое мероприятие сделали в четверг, по аналогии с татарским атнакич – днём перед выходным. И ребята поплыли к нам! Им нужно было пар выпустить, девушек увидеть! Наши вечера даже ТАСС снимал. Уже на сегодняшних мероприятиях спрашиваю: «Кто ходил на кичкэ уен?» Многие поднимают руки.
К слову, тот ДК «Энергетик», который мы можем увидеть сегодня, был воздвигнут в 1973-м. Силами тех же комсомольцев. «Мы строим гигантский завод и красивый город, и в нём должны жить люди с красивой душой», – говорил Раис Беляев.
– Мы работали на голом энтузиазме – на субботниках и воскресниках. Не спали, урывая у себя, – вспоминает Гульзада Рзаева. – Лимит средств выделялся только на завод и город. Всё! Но наши руководители ухищрялись найти деньги и на строительство Дворца культуры. Ведь кто только к нам не приезжал! Мы слушали Евтушенко и Рождественского, обнимались с Высоцким и Зыкиной…
… На самом видном месте в экспозиции музея истории Челнов, в окружении стеклянных витрин, стоит эстафетный факел всесоюзных ударных комсомольских строек страны. На нём эмблемы с названиями тех трудовых героических мест, где он побывал. Чиркеевская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Волжский автозавод в Тольятти… Набережные Челны стали последним пунктом этой всесоюзной эстафеты.
Фото из архива Историко-краеведческого музея города Набережные Челны; Александр Ефремов