В 1932 году Совет труда и обороны принял решение о строительстве в Казани авиационного завода

В 1932 году Совет труда и обороны принял решение о строительстве в Казани авиационного завода

Примечателен ответ секретаря обкома ВКП(б) ТАССР М. Разумова на вопрос И. Сталина во время обсуждения проекта о том, как в Казани обстоят дела с кадрами строителей, электроэнергией, дорожной сетью, жильем, стройматериалами и прочим. Секретарь ответил, что со всем этим плохо. Однако «есть совесть и честь народа, а также гордость за доверие». Стройка «авиакомбината» собрала около 100 тысяч рабочих, съехавшихся со всей страны, среди них оказался с семьей и отец первого Президента России Бориса Ельцина.

Жизнь завода изменила Великая Отечественная война, когда в августе 1941 года в Казань был эвакуирован Ленинградский авиазавод и начался совместный проект по строительству военного биплана У-2 (По-2). Легкие полотняные самолеты, шутливо прозванные «этажерками» или «кукурузниками», сыграли важную роль в истории военной и гражданской авиации страны. На них учились курсанты. На них доставляли грузы партизанам, эвакуировали раненых и бомбили немцев в ночных вылетах. На произведенных в Казани «небесных тихоходах» летали Герои Советского Союза М.Х. Сыртланова и М.П. Девятаев. После войны эти самолеты еще долго возили почту, обрабатывали поля. Увы, из тысяч построенных По-2, почти 40 лет несших боевую и трудовую службу, не сохранилось ни одного летного экземпляра. В экспозиции Государственного музея РТ долгое время выставлялся частично разукомплектованный По-2, но после пожара музея в 1987 году уникальный экспонат по сей день ждет реставрации.

Известен Казанский авиационный завод и десятками других гражданских и военных самолетов, по праву считающихся гордостью отечественного самолетостроения.

Журнал "Татарстан", июнь 2010