Спасское. «Мой маленький Рим»
Попив чаю, Елена Денисьевна привычно присела в кресло с вязанием. Пётр Иванович же с тревогой стал вглядываться в кухонное окно на резвый родник:
– Глянь, матушка дорогая. Ничто этому ключу не помеха – ни ветер, ни февральская метель. Течёт себе круглый год и бед не ведает. Я же, напротив, озабочен сильно – как ехать в такую погоду в Симбирск? Но любое старание употреблю, дабы людям нашим спасским доброе дело сделать.
– Не беспокойся, милый, авось до пятницы разведрится. Дело‑то благое, Бог не оставит…
Такой диалог вполне себе мог состояться в Спасском, в усадьбе Рычковых, 1 февраля 1770 года между Петром Ивановичем и его второй супругой Еленой Денисьевной накануне его отъезда в Симбирск. Именно оттуда, с завода Глазкова, он привёз в своё село для колокольни храма Вознесения Господня колокол в 9 пудов, заплатив литейщикам 9 рублей.
8 августа 1743 года видному учёному XVIII века, первому среди «природных» (этнических) русских члену-корреспонденту Петербургской академии наук, зачинателю экономической географии в России, историку Петру Ивановичу Рычкову за исследования природных богатств Башкирии и Южного Урала была определена в вечное пользование земля в размере 1040 десятин в Оренбургской губернии. Именно на этой земле было основано село Ключи, позже его назвали Спасское, потому как именно в этот день отмечается Медовый Спас. Спасский период оказался для него самым плодотворным и многоплановым. «Мой маленький Рим» – так называл Спасское Пётр Иванович. Сегодня от построенного им здесь винокуренного и медеплавильного заводов, пасеки ничего уже, к сожалению, не сохранилось. Но главное, каждый житель села знает, что его основал человек «великого разума». Вначале хозяин бывал в селе наездами, а с 1760 по 1770 год стал здесь жить постоянно. На его средства по проекту оренбургского архитектора Иоганна Вернера Мюллера в селе была построена церковь.
Сегодня то, что осталось от храма Вознесения Господня, стоит молчаливым укором потомкам в середине села Спасское. И лишь благодаря пожертвованиям прихожан удаётся сохранять церковь от дальнейшего разрушения.
ВСЕМ ГОСТЯМ – ПО ТЫКВЕ
Село Спасское – удивительно красивое место в Бугульминском районе, раскинулось у подножия холмов Бугульминской возвышенности. Даже в дни поздней осени, когда на деревьях уже ни листочка и солнце не одаривает хотя бы одним лучиком, здесь светло и спокойно. Встретив нас у входа в церковь и отпирая дверь, Антонина Ишкова, глава Спасского сельского поселения, и Екатерина Фархутдинова, её заместитель, рассказывают:
– Восстановительные работы в церкви ведутся на пожертвования, здесь даже купель появилась. Летом 2016 года впервые за 100 последних лет прошло крещение, и венчание одно было. А на праздники здесь народу – не протолкнуться. Оживает наша церковь…
На лавке у арки, отделяющей трапезную часть церкви от основной, в той самой зале, где захоронены Пётр Иванович Рычков и его сын Андрей, лежат яркие огромные тыквы. Это местные огородники принесли, объясняют наши гиды:
– Здесь так принято. У кого богатый урожай, делится с другими прихожанами. Хотите – и вы можете взять с собой в Казань.
СПАССКАЯ ЗАГАДКА
– Да, церковь сильно разрушена, а вот встаньте-ка сюда, и вы сможете увидеть на сводах купола несколько ликов Иисуса Христа. Настоящая загадка – со дня начала восстановления они проявляются всё ярче. Раньше их вообще не было видно, – говорит Екатерина Евгеньевна.
– А акустика какая, слышите? – Антонина Васильевна шепчет, но её прекрасно слышно из другой залы. – Приезжали тут к нам несколько лет назад учёные из Санкт-Петербурга. Так они плакали, всё гладили стены церкви, приговаривая, что место это особенное – намоленное и светлое.
Несколько лет назад храм был признан памятником культурного наследия регионального значения. По факту это обернулось тем, что хозяина у него сегодня нет. И стоит он никому, кроме прихожан, ненужный. Интересно, во времена Рычкова было бы такое возможно?
ОТЕЦ СРЕДНЕРУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА
Пётр Иванович, кроме теоретических наук, в Спасском всерьёз увлһкся прикладной наукой. В частности, изучением пчёл. Да, в России и до него о пчёлах печатались статьи зарубежных авторов, но они не всегда соответствовали действительности, потому как в Татарстане и Оренбургской области «работала» другая – среднерусская порода пчёл. Пётр Иванович через наблюдательные окна в экспериментальном улье изучал жизнь маленьких тружениц и их уклад. В 1767 году была даже опубликована его большая статья «О содержании пчёл», затем вышли три добавления к ней. В своих работах учёный подвергал критике существовавшие о пчёлах предрассудки и опровергал их: «Сие есть, что я в рассуждениях пчёл от простых пчеляков получить мог. Не могу умолчать, что о cтоль чудном животном осталось весьма ещё много достаточно к рассмотрению и удивлению».
ЛЕГЕНДА ПОДЗЕМНОГО ХОДА
Говорят, что церковь и почти разрушенную часовню на местном кладбище, в которой захоронены представители женского рода Рычковых, соединяет 900-метровый подземный ход. Уроженец Спасского, доктор педагогических наук, академик, писатель и краевед Анатолий Ефремов даже привозил в село Виктора Ситникова, очевидца, который ещё ребёнком с друзьями через этот ход проходил. А потом описал его рассказ: «Своды в некоторых места были деревянными, в иных – даже кирпичными, позволяли идти, не сгибаясь. Всюду была глина, но сухо. Кое‑где попадались ниши, похоже приготовленные для захоронений. Пробираясь всё дальше и дальше, мальчики стали побаиваться… Они прошли около километра, когда вышел из строя фонарик, да и свеча тоже догорала. И тут появились ступеньки, которые вели вверх. Пройдя по ступенькам метров 8 или 10, ребята оказались в склепе, в котором находились три гроба, установленные на постаментах из кирпича. Подростки вспоминали, что доски гробов были очень толстые и как будто просмоленные чем-то. Один обит зелёным бархатом, просматривалось шитьё золотой нитью. Из склепа ещё 3‑4 ступеньки вели вверх, к часовне, но вход в неё оказался забит досками. Ребята оторвали доски и выбрались на поверхность. В интернат при школе, где они тогда жили и учились, шли напрямую, оставляя на снегу следы. Утром по этим следам учителя и обнаружили, что произошло».
Тогда же привезённой с карьера щебёнкой мужики засыпали вход в подземелье… Так что существование подземного перехода из старой церкви на кладбище- не слух, считают сельчане.
Изначально село Спасское носило название Ключи. По середине села протекал ручей, самый мощный на всей Бугульминской возвышенности. Говорят, под его водой даже колёса телеги полностью скрывались. Теперь, конечно, Спасские ключи не такие полноводные, однако не менее красивые.
По этой винтовой лестнице поднимался звонарь, чтобы собрать сельчан на службу, возвестить о литургии или великом празднике.
– Понятно, что эта мини-арфа не из крестьянского дома. Предположительно, она принадлежала семье Рычковых. Детей у них было много, и большое внимание уделялось их воспитанию, в том числе музыкальному, — рассказывает руководитель школьного историко-краеведческого музея Рузалия Низамова.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Выезд из Бугульмы в юго-восточном направлении, в сторону Бавлов и Оренбурга. На перекрёстке с круговым движением с объездной вокруг города (автодорога Р-239) повернуть направо, а через 500 метров – налево, по указателю «Спасское, Татарская Дымская». После этого через 9 км – налево, в центр села Спасское, ещё через 800 метров – направо. Церковь будет слева от дороги.
ЧТО ПОСЕТИТЬ:
Непременно церковь Вознесения Господня, часовенку на местном кладбище, Спасские ключи и историко-краеведческий музей имени Петра Рычкова в Спасской начальной школе.
Журнал "Татарстан", 2018.