Сергей Королёв: от Казани до космоса
1940-е. В казанской «шарашке» вместе с другими учёными трудится Сергей Королёв – основоположник практической космонавтики в нашей стране. Что он чувствует, о чём мечтает? Попробуем понять, прогулявшись спустя десятилетия по его, королёвским, местам.
«ЗДЕСЬ ЖИЛ КОРОЛЁВ»
Большую комнату заливает ослепительный, яркий свет. Очень много солнца! Из обстановки – кровать, стол кухонный с простынёй вместо скатерти, письменный стол, пара табуретов, тумбочка. Из утвари – три стеклянные банки, две бутылки, кружка да чайная ложка. Вот и всё богатство! Смешно? «Да мне и самому смешно. Но я не горюю… Это ведь не главное в жизни, и вообще, всё это пустяки», – так писал Королёв родным о своей – наконец-то! – вольной жизни.
Да, свободу он получил в Казани – был освобождён досрочно со снятием судимости вместе с другими обитателями «шарашки» 27 июля 1944 года. Впрочем, то была свобода условная: вместо паспорта – справка об освобождении и поражение в правах, без возможности участвовать в выборах, ходить на демонстрации, зато с обязательством еженедельно отмечаться на «Чёрном озере»… Но Королёв всё равно счастлив. «Я не ощущал раньше (до войны) всей прелести того, что нас окружает, а сейчас я знаю цену и лучу солнца, и глотку свежего воздуха, и корке сухого хлеба», – напишет он в том же письме.
Таким бессребреником он останется на всю жизнь. Никогда не будет уповать на сложный быт. Не будет ничего коллекционировать, не будет дорожить вещами. Но сохранит алюминиевую кружку, что привёз с Колымы. А что привёз он из Казани? Говорят, куда более ценное для себя самого и для этого мира – свои первые чертежи и расчёты по созданию межконтинентальной баллистической ракеты.
Улица Лядова, дом 5, квартира 100 – вот казанский адрес Королёва. Высокий вход в шестой подъезд сегодня закрыт на магнитный замок. Но мы представим, как шаг за шагом идём по парадной: те же ступени лестниц, перила… Пятый этаж, на площадке четыре квартиры – нам налево. Заходим в ту, сотую «двушку» – вот они окна! Всё так же «ловят» свет. И вид из них на те же детские сады, на арку, что напротив, – всё подлинное, всё сохранилось, разве что высокую берёзу под окном спилили…
В этой квартире Королёв занимал одну комнату. Кто жил во второй? Данные разнятся. Своей семье он пишет, что живёт «ещё с одним товарищем своим»; позднее в своей книге его дочь Наталья будет упоминать инженера Шнякина. Но среди старых жильцов дома о соседе конструктора сохранятся другие воспоминания, мол, был им сотрудник НКВД, правда, уже не столько конвоир, сколько охранник. В соседней квартире обитал Глушко. Да весь подъезд был отдан бывшим зекам «шарашки»! Впрочем, ничто сегодня не напоминает об этих звёздных именах – разве только побитая пластиковая табличка, установленная когда‑то активистами с торца дома. «Здесь жил Королёв». Говорят, что квартира под номером 100 сейчас пустует. Может быть, кто‑то предприимчиво выкупил её, с прицелом на будущее?
Улица Лядова, дом 5, квартира 100 – здесь жил Королёв!
ЗВЁЗДЫ ПРЕВЫШЕ СВОБОДЫ
Наши дни. Проходная моторостроительного завода. У самого входа – горельеф Королёва, отлитый руками рабочих КМПО. Основоположник советской практической космонавтики работал здесь в годы войны. Он стремился сюда сам, да так, что осознанно продлил свой тюремный срок!
После каторги на колымских золотых приисках «враг народа» Королёв трудился в туполевской «шараге» – закрытом КБ НКВД в Омске. Вместе с другими заключёнными конструкторами наладил выпуск бомбардировщика Ту‑2 и ожидал своего досрочного освобождения. Как вдруг узнал, что руководитель другой «шарашки» Валентин Глушко ходатайствует о его переводе в Казань. Там ведётся работа по созданию реактивного ракетного двигателя! Не об этом ли грезил Королёв всё это время? Невзирая на маячившую перед ним свободу, он выдвигает встречное ходатайство – рвётся в «шарашку» к Глушко. К его прибытию в Казань секретное изделие РД‑1 почти готово. Задача Королёва – адаптировать его к самолёту и провести испытания. За один только месяц под его руководством создаётся 900 чертежей! И все идут в работу…
Каждое утро четыре тысячи рабочих КМПО встречает горельеф Сергея Королёва. Как напоминание, что именно в этих стенах был создан первый советский реактивный ракетный двигатель и наша страна сделала свой первый шаг на пути к космическим далям.
Фото предоставлено Казанским авиационным заводом
Вот он – «монстр» с жилами из проводов! Легендарная установка РД‑1 в музее КМПО.
Фото предоставлено Казанским авиационным заводом
Очевидцы вспоминают, что спецтюрьма НКВД для учёных-конструкторов, или «шарашка», располагалась в здании заводоуправления Казанского авиационного завода. На четвёртом этаже – конструкторское бюро. На третьем – тюремное общежитие.
Перед моими глазами – в музее КМПО – та легендарная установка; «монстр» с жилами из проводов. А за ней – фотографии тех, благодаря кому она появилась на свет. Заключённые особого конструкторского бюро тюремного типа НКВД СССР. Что не имя, то звёздная величина – Глушко, Королёв, Жирицкий, Севрук, Лист, Чаромский, Стечкин… О них заведущая музеем Гузель Багаутдинова может рассказывать часами.
К слову, двигатель РД‑1 был испытан не только на Пе-2, но и на винтовых самолётах Лавочкина, Сухого, Яковлева. «Я думал, что беру кота в мешке, а в мешке оказался тигр», – отзывался о нём Лавочкин.
«ЖИВУТ ЭТИ ЗЕКИ…»
Казанский авиационный завод. Здание заводоуправления. Давайте мысленно поднимемся по мраморной лестнице на четвёртый этаж и повернём налево. Свидетели утверждают, что в годы войны именно здесь располагалась «шарашка».
Новый заключённый Королёв прибывает в неё 19 ноября 1942 года. «Широкоплечий человек среднего роста, с большой круглой головой, посаженной на короткую шею, благодаря чему кажется сутулым. На лице – большие тёмные, светящиеся умом глаза», – так вспоминал Королёва в своих записках инженер-ракетчик Эдельман. К тому моменту Королёв уже оправился от кошмаров каторги, отъелся в туполевской «шараге», а главное – вернулся к своему делу и потому вызывал впечатление человека «любезного, общительного и галантного с женщинами». Коллеги вспоминали, что его отличала «весёлая» энергия, умение организовать людей на решение задачи, отзывчивость и внимательность к ним. «Властные черты характера, проявившиеся впоследствии, в Казани не наблюдались».
Жили заключённые этажом ниже. В комнате с Королёвым соседствовали 23 человека. Перемещались не самостоятельно, повсюду за ними неизменно следовали вооружённые сотрудники НКВД – «свечки». На всех «свечек» не хватало, так что иногда приходилось ждать, пока охранник освободится и сопроводит туда, куда нужно.
Но, несмотря на внутренний распорядок спецтюрьмы, ОКБ Глушко обладало массой возможностей. Алексею Исаеву, конструктору двигателей, удалось посетить «шарашку» в 1942 году. «Живут эти зеки лучше нас, – делился он с другим учёным-конструктором Борисом Чертоком. – Имеют стенды, лаборатории, производство, о которых мы и мечтать не смеем. Охраняют их так, что откровенного разговора о жизни не получилось. Но зато и кормят намного лучше, чем нас, свободных. Самое главное – двигатели у них работают куда надёжнее».
Даже страдая от неволи, обитатели казанской «шарашки» старались воссоздать, пусть призрачный, но всё же свой, привычный мир. В командирской столовой, в которую в 1943 году перевели Королёва и Севрука, кормили скудно, зато выдавали отличную пайку хлеба – целых 800 граммов в сутки! Их Севрук обменивал на кофейные зерна, а по вечерам собирал в своём «ресторане» близких товарищей. Так и говорили: «Пойдём в «Рио»?» Кофе могли пить до отбоя. В перерывах устраивали шуточные спортивные поединки – кто кого затолкает под кровать, а после – читали. И книги, и кофе доставали через вольнонаёмных, которые помогали им против всех правил. Люди понимали, что за стенами «шарашки» заключены вовсе не враги народа, а самоотверженные учёные. Как говорил Исаев, за два дня общения с обитателями казанской «шарашки» он узнал о жидкостных реактивных двигателях куда больше, чем за весь предыдущий период общения с Ракетным научно-исследовательским институтом.
Фото предоставлено Казанским авиационным заводом
Кажется, что вот‑вот ворота цеха откроются и на улицу выкатится легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2! Именно здесь, на Казанском авиационном заводе, в годы войны проходили испытания новой ускорительной установки РД-1. В них принимал участие Королёв.
«ПЕШКА» ВЫХОДИТ В ФЕРЗИ
Стоя перед сборочным цехом Казанского авиационного завода, несложно представить, как открываются эти большие раздвижные ворота и на улицу выкатывают… самолёт. Вот он, пикирующий бомбардировщик Пе-2! А следом за самолётом из цеха выбегают рабочие – все хотят видеть, как их родная «Пешка» выходит в ферзи.
В хвосте серийной машины смонтирована новая ускорительная установка с реактивным двигателем РД-1. Благодаря ей самолёт получает огромное преимущество – летает быстрее и выше, стоит лишь специальную кнопку нажать! В кабине пилота молодой лётчик-испытатель Александр Васильченко – в будущем Герой Советского Союза. Рядом с ним инженер-экспериментатор, некий заключённый Сергеев. Только после 1966‑го заводчане узнают, кто именно был засекречен под этой фамилией – увидят «Сергеева» по телевизору! Конечно, в записи – Королёва тогда уже не будет в живых…
Серия экспериментальных полётов началась 1 октября 1943 года. Однажды на высоте 7 тысяч метров у самолёта взорвался двигатель. Загорелось хвостовое оперение, и пламя быстро подобралось к кабине. «Прыгай!» – снижая высоту, кричал пилот инженеру, но тот отказался – ему важно было установить причину аварии. Васильченко удалось посадить пылающую машину. Он сильно обгорел. У Королёва пострадали шея, руки, лицо и глаза – конструктор ослеп. Темнота окружала его несколько дней, но, к счастью, зрение вернулось. Говорят, после этого Лаврентий Берия, который лично контролировал работы по созданию реактивного двигателя и ракетного ускорителя, запретил Королёву летать.
КРЫЛЬЯ КОНСТРУКТОРУ!
После каторги и жизни в спецтюрьме получивший свободу Королёв наслаждается одиночеством в квартире на Лядова. «Прихожу, что-нибудь немудрёное приготовлю себе на ужин, а затем ложусь на койку и незаметно от дум и мыслей перехожу ко сну. Хорошо!» – пишет он матери. Но его работа в специальном конструкторском бюро продолжается – Королёв трудится по 15–18 часов в день.
Добираться до места он мог на трамвае №9 – тот останавливался рядом с домом. Но, как вспоминал Королёв, «сообщение было неважное, так как трамвай ежечасно портился». Если ему нужно было в город, то двухчасовое путешествие из Соцгорода до Казани было обеспечено. Но в городе он бывал редко, а до работы рукой подать; можно и пешком, без трамвая – всего‑то 15 минут ходьбы!
Каким путём он шёл? Давайте представим! Из подъезда по дорожке – в арку, что в доме напротив. Затем в парк «Крылья Советов». Часть пути – по центральной аллее, потом чуть влево. Красивый во все времена года, тенистый, наполненный птичьими трелями парк вдохновлял. Сегодня Королёва здесь «помнят» разве что только деревья. О чём думал конструктор, когда гулял в одиночестве по аллеям? Что обсуждал с товарищами, когда они вместе возвращались домой?
Когда-то, в 1929 году, он прочёл книгу Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и понял, что можно летать не только на планерах и самолётах. Можно выйти даже за пределы атмосферы! Эта идея – вывести человечество на новую высоту – не покидала Королёва долгие годы. Но здесь, в Казани, она наконец перестала казаться ему далёкой.
От дома до работы Королёву было всего-то 15 минут спокойной ходьбы!
Сегодня Королёва здесь «помнят» разве что только деревья. О чём думал конструктор, когда гулял по аллеям парка «Крылья Советов»?
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала музей АО «КМПО» и Наталью Урейскую, исследователя истории Соцгорода.
Автором были использованы материалы из документального фильма Николая Морозова «Предчувствие космической эры», воспоминаний Анатолия Эдельмана «Записки инженера-ракетчика», книги Натальи Королёвой «Отец», сборника писем Королёва к жене Нине «Королёв. Горизонт событий. Нежные письма сурового человека», воспоминаний Бориса Чертока «Ракеты и люди».
Автор: Ольга Туманская
Фотограф: Александр Ефремов