Музей танкового училища

Музей танкового училища
В этом году в Казанском танковом училище отпраздновали 100-летие. Но это только официальная дата, которую отделяет от реальной аж 53 года! О витиеватой исторической хронологии престижного воен
 

В этом году в Казанском танковом училище отпраздновали 100-летие. Но это только официальная дата, которую отделяет от реальной аж 53 года! О витиеватой исторической хронологии престижного военного заведения и героических судьбах его учеников лучше всего расскажет музей училища.

 

 

– Сам музей здесь официально открылся 20 июня 1997 года. Когда я был курсантом, он представлял собой лишь небольшой кабинет, – встречает гостей заведующий Музеем боевой славы КВТККУ Альберт Гималетдинов.

 

Сегодня музей танкового учи­лища – это несколько аудиторий и длинных коридоров с оформ­ленными витринами, моделями, рисунками, бюстами героев и дио­рамами. Каждый, кто входит сюда, попадает на красную ковровую дорожку, которая уводит куда‑то в музейную бесконечность…

 

Альберт Минигаязович под­сказывает, в каком направлении двигаться:

 

– Музей можно разделить на че­тыре зоны. Первая – историческая, с 1 сентября 1866 года по 1919 год. Вторая рассказывает о периоде Великой Отечественной войны. Третья захватывает 1963 год и пе­реходит в наше время. Четвёртый и, пожалуй, самый главный зал по­свящён героям – выпускникам училища.

 

ТОВАРИЩИ ЮНКЕРА-МУСУЛЬМАНЕ

 

В истории училища действи­тельно стоит разобраться. Для на­чала выясняем, откуда взялись две даты его основания.

 

Так, 1 сентября 1866 года в Ка­занском кремле открылось Ка­занское пехотное юнкерское училище. Его казармы распо­лагались в двухэтажном здании (теперь здесь галерея «Хазинэ»). С того момента произошло более двадцати переименований и ре­организаций, которые привели к созданию ныне существующего Казанского высшего танкового командного Краснознамённого училища.

 

Поскольку в ноябре 1917-го это военное учебное заведение было расформировано, официальной датой основания принято счи­тать 22 февраля 1919 года. Тогда на базе бывшего училища откры­лись 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы.

 

 

 

В ОГНЕ ДИОРАМНЫХ БОЁВ

 

Среди экспонатов исторической зоны музея – распорядок дня юн­керского училища, документы о его создании, фарфоровая посу­да с клеймом-логотипом учили­ща, фотографии и самый ценный экспонат – китель Александра Демидова. Выпускник училища в звании прапорщика без вести пропал в 1918 году. Китель, нагруд­ный знак, фотоальбом, переписку и походную офицерскую кровать 1917 года передала в дар музею семья Демидова.

 

Та самая кровать разложена ря­дом с манекеном бойца Красной армии, склонившего буйную голову к своему черногривому коню. Фи­гур воинов в форме в оформлении музея много. Они демонстрируют быт штаба, отважно сражаются, оживляя собой диорамы, «выгули­вают» мундиры… У каждого из них

 

 своё, старательно прорисованное лицо, отражающее характер и со­ответствующие моменту эмоции. Это не Музей мадам Тюссо, а го­раздо интереснее: видно, что сами курсанты прикладывают руку к соз­данию музейных экспозиций.

 

На одной из зрелищных диорам – подвиг Героя Советского Союза майора Ивана Кобякова. Это фраг­мент боя за переправу у города Марьина Горка в июле 1944 года.

 

Извергающие огонь немецкие танки, колючая проволока, автомат и раненый герой – присыпанный песком боец в окопе. Инсталляция не создаёт ощущения реальности происходящего, но вызывает вос­хищение фантазией юных танки­стов и трудом, который вложен в диораму.

 

ПОБЕДИ ИЛИ УМРИ!

 

– Также особую ценность пред­ставляют вещи времён Великой Отечественной войны, найденные поисковыми отрядами на местах сражений. Это гильзы, шлемы, личные вещи солдат, воевавших по обе стороны фронта. Я всег­да замечаю по лицам людей, что именно эти экспонаты им осо­бенно интересны, – показывает на открытые витрины заведую­щий музеем.

 

Ружья и пробитые снарядами каски приковывают внимание своими покорёженными от сра­жений и времени текстурами. В тихом созерцании этих релик­вий по-особому воспринимает­ся исторический девиз училища «Победи или умри!».

 

ГЕРОИ УЧИЛИЩА

 

Ковровая дорожка ведёт даль­ше, становятся слышны взрывы – в следующих залах на экранах демонстрируются документаль­ные фильмы о героях училища. И сотни макетов бюстов извест­ных военных деятелей окружают посетителей.

 

– Недавно по такому макету мы установили в казанской гимна­зии № 7 памятник нашему общему с ними выпускнику. Алексей Ко­зин получил звание Героя России в 1999 году. Тогда, после окончания училища, он был назначен коман­диром танкового взвода и погиб при исполнении долга в Дагестане.

 

 

 

 

 Макеты бюстов известных российских военных деятелей.

 

 

 

 

 

 Экспонаты музея рассказывают об истории военной формы XVII–XIX веков.

 

 

 

 

 

ПРИСЯГА ПЕРЕД КРЕМЛЁМ

 

Красная дорожка ведёт нас в другое крыло музея – в ко­ридор истории военной формы, здесь представлены экспонаты с XVII по XIX век. Разноцвет­ные кители красиво подсвече­ны на витринах, переливаются медали и ордена. Тут же рядом боеприпасы разных лет, оружие

 

 и станции связи. За всей этой реальной историей наблюдают с портретов начальники училища разных времён.

 

– Мы постоянно находимся в поиске новых экспонатов. Сей­час тоже ищем, что именно, пока секрет. Как появится, вы первыми узнаете, – смеётся Альберт Мини­гаязович.

 

Беседуя, мы идём вдоль ряда исторических кителей, и вдруг в конце коридора откры­вается знакомый до боли вид: на фоне Спасской башни Казан­ского кремля юные курсанты при­нимают присягу. Церемония пе­ред Кремлём проводилась вплоть до 1947 года. После чего Казанское Краснознамённое танкотехни­ческое училище им. Верховного Совета Татарской АССР было рас­формировано.

 

А 31 мая 1963 года учебное заведение вновь открылось как Казанское высшее танко­вое командное Краснознамён­ное училище им. Президиума Верховного Совета Татарской АССР. И на новом месте –на базе Каргопольского военного городка, где находится и сейчас.

 

Картина присяги – во всю по­лукруглую стену, а прямо за ней –вход в зал героев.

 

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЗАЛ

 

– Здесь мы собрали всех наших выпускников, которые были удо­стоены звания Героя Советского Союза, – 43 человека, 14 Героев РФ и 3 Героя Соцтруда. Про каждый из подвигов рассказывают анно­тации, а сами герои, чтобы нико­му не было обидно, перечислены в алфавитном порядке, – продол­жает экскурсию наш проводник.

 

Стены зала увешаны фотогра­фиями, под которыми располо­жены личные вещи героев: гитара, аккордеон, боксёрские перчатки, радиоприёмник ВЭФ-207…

 

Рядом макет, посвящённый подвигу выпускников училища в Дагестане. Сражение происходит в горной деревушке. На лобовом стекле толщиной в полсантиме­тра – четыре отверстия от пуль, а на капоте машины аккуратно выведена её марка. Рассматрива­ние деталей поневоле захватывает и переносит на место боя...

 

 

 

 

 

 

Боевой танк ИС‑3 имени тан­киста Зиновия Колобанова.

 

 

 

 

Макет, посвящённый подвигу выпускников училища в горах Республики Дагестан.

 

 

 

 

 

ПАРАДНЫЕ ТАНКИ

 

Завершив экскурсию, Альберт Минигаязович предлагает вни­мательнее присмотреться к тан­ку, который стоит у Вечного огня на территории училища.

 

– Это действующий танк Т-34. Раньше тут был нерабочий танк, а теперь поставили тот, который на ходу, и назвали его в честь Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск Ивана Кобякова. Он был начальником танкового учи­лища с 1963 по 1975 год. Рядом стоят именные СУ-100, ИС‑3 и «катюша». Они уже два раза участвовали в параде Победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня музей танкового училища – это несколько аудиторий и длинных коридоров, оформленных витринами, моделями, рисунками, бюстами героев и диорамами.

 

 

 

 

 

КАК ЖЕЛАЮЩИЕ МОГУТ УВИДЕТЬ ЭКСПОЗИЦИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО МУЗЕЯ, КОТОРЫЙ К ТОМУ ЖЕ НАХОДИТСЯ В ЗАКРЫТОМ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЙ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ?

 

 

 

 

Вариант 1: стать курсантом училища и перед принятием присяги в День танкиста попасть на экскурсию в музей.

 

 

Вариант 2: найти курсанта среди родственников, попасть на присягу или выпускной и посетить музей.

 

 

Вариант 3: написать письмо на имя начальника училища. С его разрешения можно посе­тить музей лично или в составе группы школьников, юнармей­цев или ветеранов.

 

 

Вариант 4: дождаться «Музейной весны» и следить за днями открытых дверей и другими мероприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алёна Кутыркина

 

 

Фото: Алёна Кутыркина

 

 

Журнал "Татарстан", 2019.