Музей КАМАЗа
КАМАЗу полвека! Поздравить автогигант с юбилеем приезжал Президент России Владимир Путин. А «Татарстан» предлагает отметить это событие в небольшом и неожиданно уютном музее, который хранит историю грандиозной стройки и производственных подвигов. И это не просто история, а история в лицах.
Доверить сборку грузовика школьнику? Сложно представить. Сегодня, но не в 1970-е. Тогда в один из дней в сборочный цех КАМАЗа пришли на экскурсию двенадцать восьмиклассников.
– Как ваш бригадир, очень строгий? – спрашивают шёпотом у молодого оператора.
– Скорее мягкий, – улыбается тот.
– А можно и нам попробовать собирать валы? – осмелев, задают вопрос ребята бригадиру.
Отчего же нет? Растолковал им правила техники безопасности, объяснил, что да как, и вот за обеденный перерыв в актив бригады было записано двенадцать сверхплановых валов. Между прочим, хорошего качества.
ДЛЯ ТЕХ, КТО СТРОИТ
Стоит только взять в руки эту брошюрку, как начинает казаться, что перелистываешь страницы истории. В 1974 году её раздавали всем новичкам, прибывшим на главную стройку IX пятилетки. На выцветших листах чётко и последовательно, а главное – вдохновляюще рассказано о строительстве, о том, каким должен стать новый автогигант, о новом городе и, конечно же, о главном девизе строителей КАМАЗа: «Двое трудятся за троих». Всем этим грандиозным планам суждено было сбыться. Во многом благодаря девизу.
Историю эту вспомнил Николай Мальнев – тот самый «мягкий» бригадир наладчиков цеха карданных валов. К слову, лучший наставник молодёжи КАМАЗа. Таких «экспонатов-былин», проиллюстрированных чёрно-белыми снимками, в музее особенно много.
История КАМАЗа – это история страны. 1970‑е собрали тогда в ещё небольшом городке на Каме комсомольских романтиков со всего Советского Союза. Гигантский автозавод был сдан в рекордные сроки. Рядом, тоже молниеносно, вырос город. Такой ударной стройки не знал не только Советский Союз – весь мир.
Начало было положено 13 декабря 1969 года, когда в районе стройбазы был вынут первый ковш земли. Честь сделать это выпала экскаваторщику Михаилу Носкову. Он был лучшим из лучших машинистов Камгэсэнергостроя, а тогда, говорят, были такие умельцы, что могли тяжеленным ковшом экскаватора спичечный коробок с земли поднять. В музее хранятся фотографии легендарного события. А также воспоминания самого Михаила Носкова.
«Было это в декабре 1969 года. Поздним вечером 12-го числа погрузили мы с помощником экскаватор на трайлер и тронулись на будущую строительную площадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сторону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозеристы Данилов, Бухаров, Минигареев, скреперист Насыров. Чуть рассвело. Это уже 13-го числа. Прицепил я клин-бабу, взрыхлил мёрзлую землю. Подошли КрАЗы. Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам.
– Ну, Михаил Тимофеевич, начинай! – скомандовали мне.
Увеличил обороты дизеля. Завёл ковш в забой. Набрал грунт, поднял его и ссыпал в самосвал. Раздались аплодисменты, защёлкали фотоаппараты…»
Темпы строительства – не только завода, но и города – поражали. «Уходишь утром из дома одним путём, а возвращаешься уже в обход – на этом месте новый объект или котлован вырыт», – вспоминал Рим Халитов, несколько лет возглавлявший штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки. В пиковый период, пришедшийся на 1975–1976 годы, на одной строительной площадке здесь работали около 95 тысяч человек!
Особая страничка в истории – знаменитая челнинская… грязь. Сколько воспоминаний сохранилось в музее о ней, сколько од написано резиновым сапогам! Вот они, герои ударной стройки, утопают в жиже по колено. На снимке 1972 года работники СМУ КАМАЗа: один упал, двое по-дружески тянут его из лужи. Улыбку вызывает газетная заметка: «В том месте, где сейчас находится кинотеатр «Батыр», был котлован, – вспоминает в ней Александр Никиткин, директор ЦКиД. – Через него проложили мостки. Идёт по этим мосткам женщина с ребёнком на руках. А навстречу ей большая свадебная компания – жених и его друзья. Все в нарядных праздничных костюмах. И так эта шумная компания трап тот дощатый расшатала, что женщина не удержалась и выронила ребёнка из рук – прямо в эту грязь! Так вот из той компании, не задумавшись ни на секунду, как по команде, сразу несколько человек прыгнули за ребёнком прямо в костюмах своих парадных. Достали малыша, мамаше передали. А сами побежали обратно в своё общежитие. По всем комнатам носились, костюмы искали. Нашли, переоделись – и на свадьбу!»
ЦЕНА ГРУЗОВИКА
Проектные мощности автогиганта поражали – 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч силовых агрегатов и двигателей в год! Станки и оборудование для нового завода шли со всего мира. В музее хранятся документы, по которым можно составить географию этих поставок. Холодноштамповочные прессы приехали в Челны из ГДР, электропогрузчики из Болгарии. Чехословакия, Польша, Венгрия также приняли участие в укомплектовании завода… По словам директора музея Александра Чухонцева, бывали дни, когда на подъездных железнодорожных путях в районе Круглого Поля, Сидоровки скапливалось до тысячи вагонов! Поистине, КАМАЗ строила вся страна.
Занятное фото есть в музее автогиганта. Казалось бы, ничего привлекательного: дерево, дом, пара прохожих даже не смотрит в объектив. Что в нём примечательного? Но вглядитесь в лозунг, установленный на крыше подземного перехода перед ДК «Энергетик»: «Юноши и девушки! Боритесь за почётное право подписать рапорт Ленинского комсомола ХХ съезда ВЛКСМ». Получается, что за право подписи рапорта нужно было изрядно попотеть! А вот и сам рапорт ударных дел. Из него узнаём, что в борьбу за право носить звание «Коллектив имени ХХ съезда ВЛКСМ» включились 320 комсомольско-молодёжных коллективов. А в соревнованиях за звание «Лучший молодой рабочий по своей профессии» 60 тысяч молодых тружеников объединения совершенствовали своё рабочее мастерство, в 225 конкурсах профессионального мастерства приняли участие более 3 тысяч молодых рабочих, свыше 8 тысяч овладели смежными профессиями. Чем не WorldSkills?
А вот этот артефакт – справочное пособие для заводчан – нынешние предприятия могут взять на заметку. Подготовлено специально работниками отдела кадров КАМАЗа. Ещё бы, ведь ежедневно на автогигант прибывали десятки, а то и сотни работников. Из пособия новички узнавали об условиях труда, социальных льготах, о повышении квалификации и многом другом.
Из интересного: 1979‑й стал годом установления на заводе пятидневки – ранее суббота была рабочей, «малосемейку» можно было получить за полтора года, а в череде соцсоревнований было и такое – за звание «Цех высокой культуры и эстетики производства», где победивших ждала не только грамота, но и денежный приз.
10 июля 1979 года с главного сборочного конвейера сошёл 100-тысячный грузовик. Более 83 тысяч человек участвовали в соцсоревновании на право его сборки! Узнаём об этом из «Камазовской молнии», что хранится в фондах музея. Предыдущей вершиной был 50-тысячный большегруз, ключи от которого были вручёны Герою Соцтруда водителю Раису Загидуллину. В его выпуске участвовали более 80 передовиков производства.
К слову, юбилейный автомобиль переходил в вечное пользование тому, кому вручили ключи. До 1980 года такими счастливчиками становились прославленные водители. А после машину мог выиграть каждый, кто участвовал в конкурсе «Большой приз КАМАЗа». С собой победители забирали не только авто, но и символические ключи от него. Один из них – от миллионного КАМАЗа– всё же остался в музее.
Как думаете, сколько стоил такой грузовик в далёкие 70-е? И на этот вопрос в музее найдётся ответ. Итак, листаем отчёт: в 1976 году себестоимость модели 5320 составляла целых 29,2 тысячи рублей при оптовой цене на автомобиль всего 15,4 тысячи рублей. Спустя почти десять лет ситуация болееменее выровнялась: при ожидаемой себестоимости в 12,5 тысячи рублей оптовая цена составляла 13,7 тысячи. Как известно, круг покупателей КАМАЗов был строго ограничен предприятиями и организациями необъятного СССР. Продажи частникам, да за наличные, были разрешены только в 1988 году.
Редкое фото 1972 года. Причал, куда прибывало самое тяжёлое оборудование с неразделимыми частями до 500 тонн. Оно приходило в Набережные Челны по Каме.
8 июля 1979 года. Первый автокросс грузовых автомобилей в Набережных Челнах. Посвящён 60‑летию комсомольской организации Татарии
Трагический день в истории КАМАЗа – 14 апреля 1993 года. В считаные минуты пламя охватило завод двигателей, уничтожив производственный корпус и технологическое оборудование.
В музее хранится необычная кепка – негласный талисман КАМАЗа. Именно в ней на многих фотографиях можно увидеть первого гендиректора предприятия Льва Васильева.
«Новые, недавно с конвейера, большегрузные машины стояли на площадке автомагазина. Покупатель выбрал себе КАМАЗ с ярко-красной кабиной и вместительным кузовом под крышей-тентом, послушал двигатель и заявил: «Беру!» «Платите в кассу», – ответил продавец, и покупатель пошёл отсчитывать наличные…» Так начинается заметка в приложении к газете «Известия» от 21 августа 1988 года, что хранится в фондах музея. Из неё же узнаём, что первыми покупателями стали казанские кооператоры. Договорная цена на машину составила уже 70 тысяч рублей, что, впрчем, никак не расстроило новых владельцев. Им это было вполне по карману.
БЫЛЬ И БЫТ
Однажды на стол секретарю парткома ремонтно-инструментального завода Рудольфа Шуранова легла жалоба. Мол, как можно в наш прогрессивный век сверлить зубы старой бормашиной… Жалобу накатала активная молодая сотрудница. Потом она же караулила рабочих возле столовой: «Согласен, что в зубном кабинете устаревшее оборудование? Подписывай!» Триста человек подписали. «Так не отмахнётесь!» – заявила она Шуранову. А тот разузнал, где такие бормашины делают, да и послал её туда в командировку со словами: «И без новых бормашин не возвращайся!» Через некоторое время она приехала и привезла на РИЗ самую совершенную аппаратуру для зубного кабинета. С какими с тех пор улыбающимися лицами сидели в креслах стоматкабинета, можно увидеть на исторических снимках.
К слову, к бытовой части вопроса на КАМАЗе относились со всей серьёзностью. «Такого размаха строительства и таких сжатых сроков создания города не знает практика мирового градостроительства» – эти слова принадлежат Борису Рубаненко, известному советскому архитектору-градостроителю, разработчику проекта генплана города. Темпы строительства подстраивались под темпы роста населения – порой в один день на КАМАЗ прибывало до 500 тружеников. Об этом – втором – подвиге строителей сегодня напоминает символический деревянный ключ. На нем вырезана цифра 1 000 000 – именно столько квадратных метров жилья было сдано в Набережных Челнах к 7 августа 1976 года.
А что со снабжением? За четыре года, начиная с 1976-го, в городе было открыто почти 30 магазинов, включая 2 универсама. В фондах музея сохранились результаты маркетингового исследования покупательского спроса на товары УРСа, проведённого в болезненном 1991 году. Забавные, надо сказать, результаты. Ну как вам такое нравится: в товары пониженного спроса записали не только предметы роскоши, но и всю бытовую технику! Исследователи пишут, что причиной отсутствия спроса на технику является, прежде всего, низкая потребность в ней у населения и только потом её стоимость. Ещё один занимательный аспект – выявление «характерных черт культуры, присущих именно челнинцам». Пункт первый: «Женщины наши не франтихи, потребность красиво одеваться у них не выше, чем у мужчин». Второй: «Тяга к престижным вещам, особенно у молодых. Не индивидуальность, не вкус, а лишь бы модно и престижно».
Музей истории КАМАЗа очень похож на архив – здесь можно бесконечно копаться в документах, «рыть» факты, сопоставлять, удивляться, задаваться вопросами и находить ответы на них. Да, история подвига на Каме – это, действительно, история нашей страны. И как хорошо, что она сохранилась.
При подготовке материала также использовалась информация из блога директора Музея истории КАМАЗа А. Чухонцева.
Фото из блога директора Музея истории КАМАЗа А. Чухонцева
Журнал "Татарстан", 2019.