Музей истории Свияжска
Да, умели в XIX веке красиво кокетничать, расставаться. А ещё любили писать письма. Особым, милым почерком. Это что‑то такое… очень личное. Чтобы получатель ощутил прикосновение отправившего. Галантный век…
История пронзительно-трогательная. Он воспитанник учительского института Александр Артемьев. Она выпускница Мариинской гимназии Елизавета Слободская. И их невесомые, сентиментальные, нежные письма друг другу…
Пара сотен писем семьи Артемьевых-Слободских и 77 дневников Александра Артемьева хранятся сегодня в Музее истории Свияжска. Они вели свою переписку 30 лет! Удивительно, но дом этой семьи на улице Никольской сохранился до наших дней. Хотя практически вся гражданская застройка Свияжска была утрачена в годы создания волжских водохранилищ...
Кстати, в самом начале отношений переписка влюблённой пары была тайной.
Почему, спросите?
«Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей; лучше всего, если ни строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей родственником или который ещё не совершенно стар».
Это цитата из правил этикета, предназначенных для высших слоёв российского общества конца XIX века. «Жизнь в свете, дома и при дворе» из серии «Библиотека практических сведений», впервые изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге, содержит также этикет письма, тонкости переписки, рассказывает о приличиях, которые следует соблюдать. Несмотря на то что книга обращена к представителям дворянского сословия, содержащиеся в ней правила воспринимались как образец изящества, изысканности, утончённости, свойственных периоду Серебряного века русской культуры.
О ЖИЗНИ УЕЗДНОГО ДВОРЯНСТВА
– Этот фасад дома тех самых Артемьевых-Слободских воссоздан на основе реально существующего дома в Свияжске, – рассказывает Ольга Малахова, экскурсовод Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
– А это и есть Елизавета Слободская? – спрашиваем, любуясь прекрасной дамой, что смотрит на нас из окна. Хорошо сложена, открытый взгляд умных глаз, красивое строгое платье изумительного синего цвета, а в руках, конечно же, книга…
– Да, во многом благодаря её письмам создатели музея смогли воссоздать даже интерьер их дома. Представляете, какие тогда писали пространные письма! Как видите, представители уездного дворянства жили довольно-таки скромно. Но со вкусом…
Воспользовавшись разрешением, заглядываем в окно дома Артемьевых-Слободских. В музейных стенах, надеемся, такое любопытство неприличным не назовут.
Те, кто поскромнее, разглядывают фасад дома снаружи и обнаруживают на нём табличку, датированную 1885 годом. Она означает, что сей дом застрахован от пожара. Подобные таблички можно увидеть на улицах многих старинных городов России и сегодня. Где‑то они керамические, где‑то металлические, но суть одна.
ПО СЛЕДУ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
– А теперь мы в почтовой конторе уездного города Свияжска. Вы можете присесть, написать что-нибудь своим близким, – продолжает Ольга Анатольевна. – Вообще, прибывая в любой мало-мальски значимый городок Российской империи, человек должен был обязательно зарегистрироваться именно в почтовой конторе. И письмецо домой черкнуть, ведь эсэмэсок раньше не было. Кстати, принцип работы российской почты практически не изменился. И тогда письма взвешивались, правда, не на электронных весах. Много написал – дороже будет стоить, мало – дешевле обойдётся. Так же клеились и гасились марки, чтобы не было их повторного использования.
По одной из версий, за систему почтовых станций мы должны благодарить татаро-монгол. Ямы были учреждены в период Золотой Орды для её связи с окраинами. В России система, при которой на определённом расстоянии находились станции, где курьер мог получить свежих лошадей, пищу, кров, отдохнуть и двигаться дальше, сохранилась. Со временем слово «ям» выйдет из оборота, но «должность» ямщика будет существовать ещё очень долго…
Подобные таблички можно увидеть на улицах многих старинных российских городов исегодня. Где‑то они керамические, где‑то металлические, но суть одна: они говорят о том, что дом застрахован от пожара.
ШЕДЕВРЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ
Вы заметили, что на улицах наших городов почти не найти почтовых ящиков? Теперь письмо или открытку лучше отправлять непосредственно в почтовом отделении. А как их было приятно писать и особенно получать! Мы ещё помним это чувство. А дети? Хорошо, если короткое бумажное письмецо черкнут перед Новым годом Деду Морозу.
То ли в ностальгии дело, то ли в чём другом, но открывшаяся в Музее истории Свияжска в конце октября выставка «Более всего люблю я форму писем…» увлекает. Всё‑таки письмо – это шедевр ручной работы. Здесь представлены предметы из собрания Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», имеющие отношение к культуре написания писем и системе их отправления.
С нами вновь Ольга Малахова. Не зная устали, она продолжает:
– Ещё со школьных лет знаем о знаменитых новгородских посланиях на бересте. Но более широкое распространение культура написания писем получила в XIX–XX веках благодаря развитию транспортной инфраструктуры. И надо сказать, что общение письменное, в эпистолярном жанре, было своего рода элитарным, потому что далеко не все в России были грамотными и владели письмом. Кроме того, существовала определённая культура письма и даже отчётливые рекомендации были в учебниках – как правильно писать письма. Сам почерк, манера сложить письмо, форма письма, качество бумаги говорили о статусе человека, уровне его образования и воспитания. Ну а содержание, слог – об уровне такта и светскости.
ПИШИТЕ ДРУГ ДРУГУ. ОТ ЭТОГО ТЕПЛО
Кстати, на выставке кроме письменных принадлежностей XIX века и элементов советского «письменного» быта представлены реальные письма и открытки из семейного архива всё тех же Артемьевых-Слободских. Здесь, в Свияжске, проживало несколько поколений этой семьи.
Бумажные письма можно хранить годами. Перечитывать их, чувствуя прикосновение написавшей руки. Наш век информационных технологий создал принципиально иной мир коммуникаций. Но хочется ли перечитывать сухие электронные сообщения?
«В переписке нужно избегать острот и двусмысленностей и весьма смягчать выражения; письменная передача мыслей имеет большой недостаток, не обладая свойством передачи интонации голоса и выражения лица пишущего. А каждому известно, какое огромное значение имеет в разговоре тон и взгляд. Можно прочитать одну и ту же фразу с десятью разными интонациями, и каждый раз она будет иметь новый смысл.
Поэтому нужно писать с величайшей осмотрительностью и весьма снисходительно относиться к сведениям, сообщаемым в получаемых письмах.
Нужно всегда помнить, что устные слова говорятся на ветер и от них не остаётся следов, а то, «что написано пером, не вырубишь топором». Осторожный человек никогда не решится письменно злословить о ком‑либо и никогда не позволит себе высказать слишком резкие мнения, могущие впоследствии обратиться ему во вред. Сплетни и пересуды должны быть полностью исключены из переписки; трудно представить себе, сколько неприятностей и даже несчастий может наделать одно какое-нибудь неосторожное слово, ибо замечание в одном письме тотчас порождает комментарии и передаётся в другом уже как нечто совершенно достоверное. Если бы люди были благоразумны, то, прежде чем отослать письмо, каждый спрашивал бы себя, может ли оно быть прочитано вслух всенародно без того, чтобы ему не пришлось краснеть за что-нибудь, написанное в нём. Слишком много писания губит людей ещё чаще, чем слишком большая болтовня. Поэтому хитрецы всегда пишут очень мало, а откровенные и простые люди пишут много, за что им иногда приходится расплачиваться...»
Из книги «Жизнь в свете, дома и при дворе»
Без такого бравого парня- почтальона вряд ли бы состоялся роман в письмах Елизаветы Слободской и Александра Артемьева. В наследство от них музею- заповеднику кроме писем достались настоящие сокровища – детские рисунки, дореволюционные игры и предметы быта.
Первые так называемые открытые письма появляются в России в 1870‑е годы. В 1909 году специальным распоряжением наименование «Открытое письмо» будет заменено надписью «Почтовая карточка». В самом начале открытка, или открытое письмо, являло собой некий типовой листок почтовой бумаги серо-белого цвета размером 9 на 12 см. С одной стороны – герб, марка, адрес, а с другой – место для письма. Интересно, что поначалу на открытке мелким шрифтом печаталось: «Почтовое отделение ответственности за содержание письма не несёт». Оформлением открыток занимались многие известные живописцы. Очень известны работы художницы Елизаветы Бём. Её работы пользовались популярностью не только в России. Работали в этом жанре и другие представители мира искусств. На выставке вы можете увидеть открытку авторства Бориса Кустодиева.
Почтовая контора Казани на углу улиц Покровской и Театральной. Сегодня это пятый корпус КНИТУ-КАИ, что на площади Свободы. Именно это место в ХIХ веке считалось географическим центром Казани, откуда шли верстовые столбы. Свой нынешний вид здание приобрело в 1957 году после кардинальной его перестройки.
Практически печатные буквы этого письма говорят о том, что адресовано оно ребёнку от отца, находящегося где‑то далеко по долгу службы. Между строк явно читается настоящая отцовская любовь и забота.
Это была всего лишь одна короткая экскурсия по выставке, связанной с забытым нами эпистолярным жанром. Хотите ещё душевных и познавательных рассказов об истории острова-града Свияжск и его людях? Тогда вам в Музей истории Свияжска!
Алсу Троицкая
Фото: Александр Гайнутдинов
Журнал "Татарстан", 2019.