Музей истории рыболовства в Тетюшском районе

Музей истории рыболовства в Тетюшском районе

Чудо‑юдо рыба-кит: о раритетах тетюшского музея

 

 

 

 

Горазды на выдумки татарстанцы и креативны – чего только не придумают, чтобы «поймать» туристический народ в свои музейные «сети». Особенно в этом поднаторели жители прибрежных районов: плести сети и ловить у тех, кто живёт на берегах Камы и Волги, – в крови.

 

 

 

 

 

 

 

Состояние души – рыбное

 

 

Именно такое состояние снизошло на наши души в уездном городке Тетюши. Рыба здесь везде: и в реке, и в магазинах, и в… музее.

 

 

ЧУДО-ЮДО РЫБА-КИТ

 

 

Местные жители называют его коротко – Музей рыбы. Более полное название – Музей истории рыболовства. Тетюшане придумали этот музей сами, а придумавши – не замедлили воплотить в реаль­ность. И теперь от туристов отбою нет. Встречает их у входа та самая знаменитая рыбина (в виде памят­ника в натуральную величину), пойманная тетюшскими рыбаками в местных водах.

 

 

ИСТОРИЯ БЕЛУГИ

 

 

История чудо‑рыбы белуги весом 960 кг за сто лет с момента её из­влечения из вод речных на поверх­ность увековечена в газетах-журна­лах-интернете, но увидеть её в на­туральную величину можно только на её родине – в Тетюшах, на под­ступах к музею рыбы. В экскурсию включены вкусные подробности столетней давности: саму‑то рыбу увезли в Казань, для голодающих Поволжья в качестве гуманитарной помощи, а вот чёрная икра из неё – аж 196 кг – досталась тетюшанам. Александр Илларионович Страшин, рыбак, выловивший гигантскую рыбину, принёс домой с того улова целое ведро чёрной икры! Эх, были времена…

 

 

К слову, та чудо‑юдо рыбина была далеко не единственным впечатляющим уловом в этих во­дах. В музее на стене рыбьего и ры­бацкого почёта висят фотографии белуги весом 415 кг, пойманной в том же 1921 году. А современные рыбаки с этой же стены хвастают­ся 120-килограммовыми сомами и 12-килограммовыми щуками, что тоже впечатляет особовпечатли­тельных. И только Александр Петру­нин, заведующий филиалом Музея истории рыболовства Тетюшского района, может дать правильную характеристику соответствия раз­меров и названий чудо-рыб:

 

 

– Белугами считались рыбы от 300 килограммов весом. Всё, что меньше – это белужата. Потому как белужий век – 100 лет!

 

 

Рыбак – это состояние души, – считает Александр. – А Тетюши – самое что ни на есть рыбацкое ме­сто, с древнейших времён здесь занимались ловлей рыбы. Первая рыбацкая стоянка была здесь ещё во IV-II тысячелетии до нашей эры, при раскопках были найде­ны инструменты для ловли – сети и коптилки, чтобы дольше сохра­нить улов.

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ПОДВОДНОГО МИРА

 

 

– Зачем куда‑то ехать, когда на родине так хорошо, а благода­ря активности и фантазии мест­ных жителей становится всё лучше и лучше? – отправляет свой вопрос в журналистские массы Александр.

 

 

Как оно лучше, мы смогли убе­диться в самом музее. Стеклянный пол под ногами, будто дно морское в окрестностях какого-нибудь Егип­та, демонстрирует любопытным историю подводного мира – и инте­ресно, и красиво, и дух захватывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да уж, вряд ли в XIX веке купец Полосухин, в доме которого рас­полагается теперь часть рыбной экспозиции, мог себе представить такой музей будущего. Даже совре­менным туристам подобные интерактивные экспонаты в новинку. Оригинальность идеи составляет отличную конкуренцию елабужской портомойне и музею археологии дерева в Свияжске. Экспонаты подводного мира под стеклянным полом дополняют зубы мамонта, аккуратно, как в стоматологии, рассортированные по полочкам, древние клады, исторические диорамы и половинки зеркал с изобра­жением рыб…

 

 

ИСТОРИЯ ВЛЮБЛЁННЫХ

 

 

– Такие подарки женихи дарили невестам, – рассказывает историю зеркальных половинок наш экс­курсовод. – А после смерти одного из влюблённых зеркальце разбива­ли пополам, и половинку отправля­ли в могилу к умершему. Следующая зеркальная половинка ждала своего хозяина до самой смерти – чтобы на том свете влюблённые воссое­динились. Чем хуже эта тетюшская история всемирно известных исто­рий о Ромео и Джульетте или о свя­том Валентине? Вот именно, ничем.

 

 

ИСТОРИЯ СКАЗКИ

 

 

Во время экскурсии за туриста­ми задумчиво наблюдает восста­новленная по черепу, найденному в одном из захоронений, голова тетюшанина XV века. А ещё маль­чик, устроившийся рыбачить прямо под потолком, того и гляди поймает вас на крючок, как небольшого бе­лужонка. И симпатичные карпы, кои из бурлящего аквариума не сво­дят с посетителей глаз. Мерцающая голубая подсветка делает из всего окружающего сказку. Вот ключи­ки кто‑то забыл на подоконнике – на брелоке синим по белому напи­сано «русалка»…

 

 

– У вас и русалки есть? – интере­суемся у экскурсовода.

 

 

Александр лишь улыбается:

 

 

– Тетюшский музей самый боль­шой в Татарстане по количеству экспонатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из чего делаем вывод, что ло­вились раньше в местных водах не только белуги, но и эти прелест­ные сказочные создания. Они ведь тоже наполовину рыбные. Непонят­но только, как их готовить и вкус­ные ли получаются?

 

 

– Самая вкусная рыба в этой местности – берш, – отвечает на наши мысли Александр.

 

 

И именно его мы покупаем в тетюшском рыбном магазинчи­ке в качестве кучтенеч (гостинца). А ещё берём лещей и карпов. После чего нашу экскурсию можно счи­тать оконченной. Ведь кто в Тетю­шах не бывал, тот и рыбы не ви­дал! – гласит народная тетюшская мудрость. Ну и, кроме полугодового запаса рыбы: свежей, копчёной, солёной – мы обогатились самыми различными знаниями, о которых до сего времени знать не знали и ведать не ведали:

 

 

 

Рыба растёт вместе с чешуёй. На каждой её чешуйке есть кольца, как на спиле дерева, по которым можно определить возраст рыбы.

 

В XVII веке рыбными ресурсами заведовали монастыри и церкви, поэтому всю ценную рыбу ловцы должны были отдавать государю и церкви. Копия соответствую­щего приказа имеется в тетюш­ском музее рыбы.

 

В XIX веке вниз по Волге ходили беляны – корабли, не уступаю­щие по размерам современным лайнерам, сложенные из 200 еловых брусьев. Служили они всего один сезон и в конеч­ном пункте полностью разбира­лись и продавались по частям.

 

Гора Вшиха в Тетюшах была названа так благодаря бурлакам, которые во время стоянки судна, которое они тянули, отправля­лись в бани на этой горе, где из­бавлялись от вшей.

 

У каждого бурлака в бригаде была своя кличка, соответству­ющая его «занимаемой долж­ности». У ведущего была кличка Шишка. Два его «заместителя», следующие в бригаде за ним, назывались Подшишельные. Ломовыми звались самые креп­кие мужики, сдвигавшие судно с места. А Забегающий шёл впе­реди, убирая ветки с пути сле­дования бурлаков и предупре­ждая встречные плоты и лодки о своём движении. Подневоль­ными именовались те бурлаки, которые пропивали жалованье в начале пути и после работали в бригаде за еду.

 

До разлива Камского водохра­нилища Волга в районе Тетюш была шириной всего 900 метров. После уровень воды поднялся на 28 метров и русло стало шире на 6 километров. После чего нередко рыбаки вылавли­вали на удочку дворовую утварь из затопленных домов.

 

Шалдер – лучший транспорт для местного рыбака. В народе его называют кишкотряс. Дела­ется он местными умельцами на основе мотоцикла «Иж» и дополняется тремя камерами от трактора или «КАМАЗа». Шал­дер – транспорт вездеходный, не тонет в воде, но запрещён по закону, так как его нельзя за­регистрировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Алёна Кутыркина

 

 

Журнал "Татарстан", февраль 2019 года.