Музей археологии дерева в Cвияжске

Музей археологии дерева в Cвияжске

На острове-граде Свияжске, чуть правее пристани, возвышается пригорок. Но стоитподойти поближе, и окажется, что это не просто холм. Внутри скрыт Музей археологического дерева.

БЕЛОЕ-КРАСНОЕ-ЧЁРНОЕ

Избы, маленькие и неказистые, стоят, прижавшись друг к другу. Не фасадами на улицу, как мы привыкли, а немного наискосок, так, чтобы каждый хозяин из своего окна видел всю улицу, – такая вот средневековая система обществен­ной безопасности. Окна из слюды гово­рят о том, что хозяева зажиточные: слю­да – материал привозной, и не каждый может себе позволить такую роскошь. Чаще всего встречаются окна из бычьего или рыбьего пузыря. Слава богу, рыби­ны в Свияге огромные водятся.

– Красное окно, «застеклённое», имело смысл прорубать только в крас­ной избе. Красной называлась та изба, в которой печь топилась по-белому. А вот если печь топилась по-чёрному, без дымохода, такая изба называлась курная. И в ней без такого вот средневе­кового кондиционера было не обойтись. Это волоковое окно. От слова «воло­чить». Похоже на шкаф-купе? В XVI веке повсеместно – и в домах, и в банях, и в храмах – применяли такие окна. А в курной избе их, как правило, было три: под потолком; там, где хозяйка го­товит еду, чтоб не угорела; и на уровне глаз хозяина. А где его место? Конечно, в красном углу – под иконами. Ведь он должен видеть, кто по улице идёт, кто в ворота заходит…

img_20191023_160005

%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8b-2

ВСЁ НА СВОИХ МЕСТАХ

Прекрасную возможность окунуться в Средневековье нам предоставляет Ольга Малахова, экскурсовод Государственного истори­ко-архитектурного и худо­жественного музея-запо­ведника «Остров-град Свияжск». Для полноты ощущений Ольга Анато­льевна предлагает нам пройтись по средневековой улице:

%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b3%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0

– Вот этот переулок диной 30 метров и шириной 2,6 метра существовал на этом самом месте в XVI веке. Архео­логи обнаружили здесь мощение корой и щепой. А выше подиум,по которому становится понятно, что в XVII веке улицу мостили уже плахами и тесина­ми. Понятно, что это вторичное их ис­пользование, в доме эти материалы отслужили, можно ими уже и улицы замостить.

– Как всего за 100 лет мог нарасти такой огромный культурный слой?

– На самом деле проблема в том, что здесь, в низовой части Свияжска, всегда была слишком влажная почва. И чтобы не месить грязь, люди мостили не только улицы, но и дворы, – объяс­няет наш гид. – А поскольку делалось это достаточно регулярно, постройки очень быстро уходили под землю. Через пару поколений уже нужно было возво­дить новый дом, потому что прежний превращался… в землянку. Вот и весь секрет. Особенность нашего музея в том, что здесь показаны все этапы развития города – от момента его ос­нования в середине XVI века до XVIII века. Срубы домов и хозяйственных построек, заборы и мостовые – всё ров­но на тех местах, где их нашли.

ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Музей археологии совсем ещё молод –ему лишь год с небольшим. Его кол­лекция сформировалась благодаря самой природе. Так называемому влажному археологическому культур­ному слою. «Влажным» он называется потому, что обильно насыщен водой и в нём происходит консервация всего органического материала, хрупкого в других обстоятельствах, – дерева, кожи, шерсти…

В музее удивительным образом со­седствуют футуризм и древность. От­сутствуют жёсткие музейные условно­сти, но нет и излишнего авангардного напора – получилось компромиссное пространство истории и модерна.

Снаружи музей можно принять за небольшой холм.

– Такая форма была выбрана не слу­чайно, – объясняет Ольга Малахо­ва, – эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти нетрадиционное архитектурное решение, которое к тому же вписалось бы в облик заповедника.

Музей расположен прямо на месте раскопа. Сам раскоп – в центре. Экс­понаты разведены по вертикальным уровням в зависимости от времени их находки. Самый нижний – это се­редина XVI века, момент застройки Свияжска, выше – начало XVII века, дальше, на подвесах, – конец XVII – начало XVIII века.

А по сторонам раскопа распо­лагаются витрины с экспонатами, в том числе и интерактивными. Так что посетители вполне могут обой­тись без экскурсовода и само­стоятельно найти много для себя интересного. С одной стороны – находки, рассказывающие о строи­тельных технологиях XVI–XVII сто­летий. С другой – многочисленные орудия труда, игрушки, ювелирные изделия, кухонная утварь, предметы из лыка, вооружение, монеты. Самые древние экспонаты – посуда булгар­ского типа и монеты того времени… Всего более 1600 экспонатов.

СЕРМЯГА – НАСТОЯЩАЯ, НАРОДНАЯ

– Прежде чем стать музейным экспонатом, любая археологическая находка проходит через руки реставраторов, очень терпеливых и скромных волшебни­ков, – Ольга Малахова подводит нас к витринам с реставрационным инстру­ментарием. – Реставраторы остаются в тени научных открытий, больших имён. Хотя и владеют не только историческим и культурологическим контекстом, но ещё и на «ты» с физикой и химией. Представляете, нашли такой комочек, поколдовали-поколдовали – и в результате перед нами ткань. Мы говорим «сермяжная правда», а многие даже не знают, что такое сермяга. На самом деле это домотканое полотно из шерстяных и льняных нитей. Вот оно, перед нами! 400 – 500 лет назад наши предки, самые обычные люди, носили одежду именно из такой ткани.

%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8-%d0%bd%d0%b0-%d1%88%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8f%d1%85

Скобяные изделия – петли, скобы, а ещё гвозди в ту эпоху стоили недёшево, и умельцы научились обходиться без них. Эта дверь, например, изготовлена без петель. Внизу двери – пята, как штырёк, а в косяке – паз. Вот оно, ноу‑хау XVI века! И сегодня в наших квартирах и домах по тому же принципу, на штырях, стоят металлические входные двери. Всё новое – хорошо забытое старое.

%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8b

img_20191023_160329

img_20191023_155838

img_20191023_155335

img_20191023_154520

Мы узнаём, как древние мастера самыми разными способами руби­ли срубы, очищали брёвна от коры, без помощи пилы разбивали их на до­ски, изготавливали тесину… Автор современной реконструкции строи­тельных технологий – Александр По­пов, авторитетный специалист в об­ласти средневековой архитектуры, реставратор по дереву из Вологодской области. Мы видим топоры, скобе­ли для очистки коры, долота, свёрла, конопатки и даже пилы. Из рассказа нашего гида узнаём, что последними русские мастера пользовались мало. Почему?

– Пила расщепляет волокно древеси­ны, дерево от этого быстрее загнивает. Тогда как топор, делая скол, сминает микропоры дерева и осуществляет естественную консервацию. Пред­ки наши, конечно, ничего не знали о микропорах, они до всего доходили опытным путём.

«ГОРОД ЖИВЁТ СЧАСТЬЕМ СВОИХ ЛЮДЕЙ…»

Нагулявшись в Средневековье, дви­гаемся к выходу из музея. И здесь нас ожидает совершенно заворажи­вающая картина. Древний град Сви­яжск живёт своей жизнью. Вот едет гружённая бочками телега, паром пошёл на другой берег. Здесь же, у берега, прачки стирают бельё. Ранее деревянная церковь Святых Равно­апостольных Константина и Елены перестраивается в каменную, а на од­ной из соседних улиц тушат пожар. Тут свадьба, а там крёстный ход. Здесь чистят рыбу, а чуть дальше стоит за­думчиво верблюд…

Всё это действо происходит на 21-метровом панно с воссоздан­ным бытом Свияжска XVII века. На нём ожили 450 персонажей в 120 мизансценах. Конечно, это не исто­рический документ, но великолепная иллюстрация, настоящее художе­ственное произведение, созданное свияжским художником Рашидом Сафиуллиным совместно со специ­алистами творческого объединения «Самрух». Весь средневековый анту­раж: строения, предметы, ремёсла, одежда и сами сюжеты – реконстру­ированы по рисункам и описаниям в исторических источниках.

%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be

Загадка: откуда в средневековом Свияжске взялся верблюд?

%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%bb%d1%8e%d0%b4-%d0%bd%d0%b0-%d1%83%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%b0%d1%85-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%b8-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%be-20-%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0

Отгадка: всё очень просто. Казанское ханство имело серьёзные торговые связи со Средней Азией и странами Востока. Присоединив эту территорию, кто же будет рубить такую ниточку? Более того, есть фотографии начала XX века, где на казанских улицах стоят верблюды.

img_20191023_155838

%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b5%d1%82-%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b8%d1%86%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%b2%d0%b8

Подобных музеев в мире до этого существовало только два. Это шведский музей корабля «Васа» в Стокгольме и музей «Берестье» в Бресте (Беларусь). Свияжский стал третьим в мире и единственным в России.Археологический раскоп в Свияжске был заложен в 2010 году. А три года спустя решили создать музей – когда стало ясно, что артефактов в раскопе много. К тому же появились технологии их консервации.

1-2

У входа в основной зал музея посетителей встречает такая вот стена с углубляющейся хронологией. Самый нижний слой – XVI век.

Вот что увидели археологи, которые пришли сюда на раскопки. Огромное количество щепы, среди которой постройки, утварь, игрушки, обувь, одежда… Заглянув в окошечки, мы застаём специалистов за работой.

dsc_1368

ГДЕ:

Свияжск, улица Московская, д. 6

КОГДА:

Открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 часов.

ЧТО:

Музей археологического дерева «Татарская слободка»

Источник: журнал «Татарстан»