1920 / «Мы – синеблузники, мы – профсоюзники» 

1920 / «Мы – синеблузники, мы – профсоюзники» 

Уникальный снимок «синеблузников» (1927 год, г. Спасск) передал в музей истории профсоюзов Республики Татарстан Сергей Алексеевич Тунаков, внук Павла Дмитриевича Тунакова, работавшего в 50-х годах председателем Казанского горисполкома (ранее фонд музея фотографиями «синеблузников» не располагал).

«Синяя блуза» – агитационный эстрадный театральный коллектив, пропагандирующий революцию и новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Первый коллектив под названием «Синяя блуза» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «живой газеты», все участники которой выступали в синей блузе – обычной одежде и символе рабочих, отсюда и название. Инициатор движения, его создатель, автор и один из исполнителей – Борис Южанин.

Позднее аналогичные группы возникли в других городах. Эстрадные спектакли «Синей блузы» назывались «живыми газетами». «Живые газеты» преподносили слушателям в предельно лаконичной театрализованной форме политические новости дня, своеобразно обработанные факты из газетной информации, миниатюрные сценки-фельетоны. Репертуар «Синей блузы» состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Программа, рассчитанная на один час, точно хронометрированная, шла под рояль (либо гармонь) в стремительном ритме. Начиналась и заканчивалась общим маршем-парадом (антре), наиболее известный гимн:

«Мы синеблузники, мы профсоюзники,

Нам всё известно обо всём.

И вдоль по миру свою сатиру,

Как факел огненный, несём.

Мы, синеблузники, мы профсоюзники,

Мы не баяны–соловьи,

Мы только гайки в великой стайке

Одной трудящейся семьи…»

Информация «закладывалась» в частушки, монологи Деда-раешника, в литературные монтажи, для лучшего восприятия, сопровождавшиеся акробатическими перестроениями (пирамидами). Сильное впечатление производили хоровые мелодекламации, так называемые оратории, с их помощью «Синяя блуза» решала героические и патетические темы. Положенный на популярную мелодию куплет помогал осваивать несценичные темы, как «Денежная реформа», «Страхкассы», «Ликвидация безграмотности» и др. В сатирических сценках высмеивали бюрократизм, пьянство, протекционизм, хулиганство, различные недостатки современного быта.

В «Синей блузе» начинали творческую деятельность многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Cреди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги А.М.Арго, В.Е.Ардов, В.М.Гусев, В.Я.Типот, Семён Кирсанов, Николай Адуев, основатель театральной студии Мастерской Фореггера (Мастфор) на Арбате Николай Фореггер, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссёр Александр Роу, министр социального обеспечения СССР 1960-х Н.А.Муравьева, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Константин Листов (был музыкальным руководителем одного из отделений «Синей блузы»), М.И.Блантер, С.А.Кац (автор музыки гимна), Д.Я.Покрасс, поэт Саша Красный (настоящее имя Александр Брянский), актёры Эммануил Геллер, Георгий Тусузов, Елена Юнгер, Борис Тенин, Владимир Зельдин, художник Б.Р.Эрдман и ещё очень многие другие, ставшие ныне легендарными деятели советской культуры, а тогда только начинавшие свой путь в искусстве. Одним из идеологов «Синей блузы» был литературовед и литературный критик Осип Брик.

Под таким же названием – «Синяя блуза» в 1924-28 гг. в Москве выходило печатное издание Московского городского совета профсоюзов – что-то вроде альманаха; предназначалось для различных коллективов «синеблузников» и содержало тексты программ московских групп «Синей блузы», репертуарные материалы, методические разработки и режиссёрско-постановочные указания, комментарии, рекомендации и т.д.

Начало организации в Казани «живой газеты» «Синяя блуза» было положено в январе 1925 года профсоюзом Совторгслужащих. Вскоре после её создания появились «живые газеты» «Ком. спайка», «Красная блуза» Татпрофсовета, за ней «Синяя блуза» Заречного района. Затем появились «живые газеты» «Серая блуза», а также «Синяя блуза – Смычка» при Татсоюзе, «Синяя блуза» при месткоме частных предприятий и т.д.

Агитбригады «синеблузников» выступали перед рабочими, войсковыми частями. Выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам, сёлам. Выступали в клубах профсоюзов. «Живые газеты» как новая формы передачи общественных событий было приемлемой, массовой языком театра общественных событий, сбора и проработки сведений, информации, материалов. Постановка различных сюжетов пользовались популярностью среди широких слоёв населения. Понравившиеся номера выступлений повторялись несколько раз. Работа большинства коллективов «блузников была на общественных началах (кроме «Красной блузы»).

Татпрофсовет, Татотделы (так ранее назывались обкомы, рескомы профсоюзов) проводили обмен опытом коллективов, совещания, подбор участников, руководителей коллективов, материалов для инсценировок. Газеты печатали информации о выступлениях участников «живых газет», фотографии их участников.

Ольга Мокейчева, директор музея истории профсоюзов Республики Татарстан