Карадуван — почтовая станция на дороге царь-бабушки

Карадуван — почтовая станция на дороге царь-бабушки

Говорят, через эту татарскую деревню, гремя кандалами, обречённо плелись в Сибирь каторжники…

Через Карадуван с середины XIX века проходил маршрут Сибирского тракта. Сегодня здесь – музей его истории. И хотя деревня с собственным музеем – не такая уж редкость в Татарстане (повидали мы много сельских музеев), этот всегда вызывал у «татарстанцев» особый интерес. Туда и отправились.

1-13

1-4

Карадуван встретил нас чистень­кими и аккуратными домиками. С последними осенними цветами в палисадниках и солнечными зайчиками на глади местного озера Баки-Куль. Кандалы и каторжни­ки как‑то не очень вписывались в яркий октябрьский ландшафт. Но ведь Сибирский тракт – не толь­ко путь на каторгу. По нему ещё и почту возили – ту самую, с бубен­цами – от одной почтовой станции до другой…

1-9

1-10

Сам же музей – двухэтажное зда­ние из белого камня ждал нас на центральной улице села. Мимо не пройдёшь – настолько его архи­тектура выбивается из местного колорита. А всё потому, что дом этот купеческий, доходный – куп­ца Муртазы-бая Мулюкова. Сейчас здесь на втором этаже расположен музей истории Сибирского тракта, а на первом – музей Мусы Джалиля.

1-2

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОШЛОЕ

– Сейчас погружу вас в прошлое, – обещает светловолосая женщина, приглашая нас в дом. Фирая Зият­динова – директор музея.

– После сильных дождей всё про­текло, – сокрушается она, показывая на расставленные на втором этаже тазы с водой. – Когда здесь проходи­ла дорога царя-батюшки, на первом этаже были магазин и склады, ме­сто‑то бойкое, а на втором – гости­ничные номера. Интересно, крыша тогда тоже протекала? – смеётся Фирая Муллазиевна и сама себя успокаивает: – Но вроде скоро ка­питальный ремонт обещают…

– Этот камень нашли между Ка­радуваном и Тау-Зары, – начинает свой рассказ Фирая Зиятдинова, показывая на фото, – арабской вязью на нём написано, что здесь проживали мусульмане. Датируется он 1541 годом. Очень возможно, что первыми местными поселен­цами стали жители Волжской Бул­гарии, бежавшие от монголо-татар на север. Так или иначе, но во вре­мена Казанского ханства Карадуван уже был известен.

1-14

Фирая Зиятдинова– директор музея.

А уж настоящая известность при­шла к деревне в восемнадцатом веке, когда по святейшему велению Екатерины II  (Великой) был по­строен Сибирский тракт. Местные называли его «Әби патша юлы» – дорога царь-бабушки.

Тогда деревенским даже часы не нужны были, они ориентиро­вались на звон кандалов – ровно в восемь утра арестантов выводили из этапной тюрьмы на дорогу.

ЛОШАДИНЫЕ УПРЯЖКИ «С МИГАЛКАМИ»

А работы в деревне всегда много было. Кроме прочей хозяйственной, предки нынешних карадуванцев мех и кожу обрабатывали, шили шапки и  тулупы.

Если выражаться современным языком, даже казанские купцы здесь своё производство разме­щали. Один из них – Абдрахман Ишмуратов. У него были рысистый конный завод, торговля чаем, саха­ром и мануфактурными товарами. Здесь, в Карадуване и Урняково, находилась красильная фабрика и усадьба. Говорят, дорогу купцу первой гильдии уступали не хуже, чем почтовым повозкам. Потому как сам государь Николай II позволил повесить на экипажи Иш­муратова такие же колокольчики, как у ямщиков. В благодарность за лучшего рысака, подаренного им Николаю II по случаю 300‑летия династии Романовых.

МУЗЕЙ, КНИГИ И… ОЗЕРО

– В  Карадуване располагалась крупная по  тем  временам почтовая станция, – продолжает директор. – Было здесь 32 лошади и кузница. Почтовая эстафета останавлива­лась только для смены лошадей, и  снова в  дорогу. А уж после ре­волюции в Карадуване осталось только почтовое отделение. Кстати, в этом самом доме. Потом здесь была школа, а теперь вот музей. Хорошо, что он есть, правда? Создал его Бакый Шаймуллович Зиятдинов в 1995 году. Заслуженный учитель России и Татарстана, математик и физик, директор Карадуванской средней школы, он настолько любил историю родной деревни, что всю свою жизнь занимался просветительской работой. А ког­да в 1994 году вышел на пенсию, отдался полностью музейному делу и сочинительству книг. Энергии был неуёмной! Это ведь по его за­думке мы, местные жители, сами расчистили озеро за музеем. Его так и называют теперь – Баки-Куль. Бакыя Шаймулловича уже нет в жи­вых, а дети там купаются всё лето, и взрослым приятно посидеть. А в музей к нам приходят не толь­ко туристы, но и жители деревни.

1-1

После посещения музея мы по­пробовали было поприставать к ка­радуванцам с излюбленным вопро­сом: почему деревня так называется да что её имя означает? Но ответ нашли уже в редакции, в книге Фир­даус Гариповой «Авыллар һәм ка­лалар тарихыннан». Согласно этой версии, слова, обозначающие цвета, совпадают в большинстве случа­ев со сторонами света. Так, «кара» значит «север». «Дуван» относится к тюркскому этнониму. Дуваны, вероятно, в наших краях появились вместе с кипчаками, в частности, с ногайцами. Этнос «дуван» уча­ствовал в формировании многих народов.

1-11

1-8

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Карадуван находится в семи километрах к запа­ду от районного центра Балтаси. От Казани до де­ревни 104 километра.

ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:

Следующие по Сибирскому тракту заключённые после двух дней изнуряющей дороги могли отдох­нуть в пересыльной тюрьме. Были также этапные избы, которые находились практически на всех почтовых станциях. Иногда, естественно, арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп укла­дывали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Отсюда и родилась поговор­ка: «Доставить живого или мёртвого».

1-6

КУДА УГЛУБИТЬСЯ:

Если информация про Сибирский тракт вас заинтересовала, то доба­вим, что сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая через Сибирь, имел множество названий: Московско-Сибирский тракт, Большой тракт, Московско-Иркутинский тракт, Главный Сибирский почтовый тракт. Царский указ, повелевавший обустроить путь, соединявший Москву с Сибирью, был издан в 1689 году. Однако только в 1730 году Россия взялась за строительство Сибирского тракта. Работы были закончены к середине XIX века.

Сухопутный маршрут от Москвы до Китая стал наиболее коротким пу­тём, соединившим центральную часть Российского государства с его вос­точными окраинами. Помимо налаживания связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России для организации государственной почтовой службы. С целью бесперебойной организации доставки на протяжении всего Сибирского тракта было построено множество почтовых станций.

Сибирский тракт – это ещё и кандальный путь с этапами через каждые 25–40 вёрст. Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по пути, разбитому на 61 этап.

 

Автор: Алсу Троицкая 

Фото: Ната Смирнова

Журнал "Татарстан", 2017.