Интерактивный музей ТУ‑144
Ничего не имею против, созерцание музейной старины – занятие достойное. И всё-таки, если вместо изучения пыльных реликвий вам предложат… полет за штурвалом первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера?.. Даже не раздумывайте – конечно небо!
…С нажатием кнопки «Запуск двигателя на земле» обстановка в пилотской кабине меняется стремительно. Грохот двигателей нарастает, вот он достигает максимума – и ты начинаешь ощущать себя космонавтом на ракетном старте. Шум рядового «аэрбаса» в сравнении с громовыми раскатами Ту‑144 – комариный писк.
ОТ ВИНТА!
Дальше разбег такой стремительный, что тебя вжимает в кресло всё сильнее и сильнее. Штурвал на себя, отрыв – и машина круто уходит вверх, словно иглой протыкая облака. Журавлиный нос «Туполева», опущенный на взлёте для лучшего обзора, пора ставить на место. Щелчок тумблера – и теперь самолёт напоминает ракету. Несколько коротких минут – и «ракета» разгоняется до скорости звука. Тысяча двести километров в час, тысяча триста, тысяча пятьсот, две тысячи…
Сумасшедшая скорость, а здесь, в пилотской кабине, о ней напоминают только показания приборов и вибрация корпуса. И ещё необычный шум за бортом – как будто вдоль фюзеляжа с шипением проносится поток спрессованного воздуха…
– Шум, перегрузки, которые вы ощущаете, – один в один те, что испытывали в полёте настоящие экипажи Ту-144, – возвращает с небес голос экскурсовода и по совместительству лётчика-инструктора…
КАК ШУМИТ ВЕТЕР В СТРАТОСФЕРЕ
Нет, действительно в пилотской кабине советского «Конкорда», только на земле – в Казани. В единственном в стране, да и, пожалуй, в мире, интерактивном музее сверхзвукового самолёта Ту-144, созданном в КНИТУ-КАИ. А возможность полетать «по-настоящему», сидя в командирском кресле за настоящим штурвалом, – конечно, и есть главная «фишка» лайнера-музея.
– Самолёт, кабина экипажа, приборы – всё настоящее. Больше того, в кабине у нас полный интерактив, вплоть до аэродинамической платформы, – рассказывает Алина Хабибуллина, заместитель начальника управления по связям с общественностью КНИТУ-КАИ. – Проще говоря, у севшего в пилотское кресло создаётся иллюзия того, что он управляет сверхзвуковым самолётом: взлёт, разворот над городом, посадка…
Действительно, иллюзия полная. А впечатления ни с чем не сравнимые. Пересесть из кресла какого-нибудь современного тихоходного «Боинга» в сверхзвуковой пассажирский Ту‑144 – всё равно что после детской карусели прокатиться на американских горках. И это не только «музейные» ощущения. Вот, например, как рассказывал про свой полёт на советском «суперсонике» один из пассажиров рейса Москва – Алма-Ата в далёком 1977-м: «Самое необычное – шум сверхзвукового воздушного потока, обтекающегосамолёт. Точнее, сжатого воздуха, «облизывающего» Ту-144. Кроме равномерного гула двигателей слышно довольно громкое шипение, которое как бы дополняет и даже где‑то вытесняет шум двигателей: «Ш-ш-ш-ш…» У него нет конкретного источника, оно идёт отовсюду: с бортов, сверху, снизу самолёта. С чем его можно сравнить? С выходом сжатого воздуха из баллона под небольшим давлением. Кто работал, например, на авиазаводе, где в цехах используется пневмоинструмент, тот знает этот шипящий звук…»
В ГОНКЕ СО ВРЕМЕНЕМ И КОНКУРЕНТАМИ
Сделанный в СССР сверхзвуковой Ту‑144 – самолёт, опередивший англо-французов (их пассажирский «Конкорд» поднялся в воздух позже) и своё время. Это же время оказалось к нему беспощадным. В мире сохранилось всего семь Ту-144. Один из них в Германии, в Зинсхайме, в местном музее. Там прорывной проект советских инженеров и конструкторов – один из наиболее ценных экспонатов.
Казанский же Ту-144, парадокс, больше 30 лет скучал за бетонным забором на окраине города. Лишь несколько лет назад было решено перевезти лайнер на новое место жительства и выставить на всеобщее обозрение. Легко сказать – перевезти: многотонная машина с гигантским размахом крыльев в городские улицы никак не вписывалась.
И тогда в КНИТУ‑КАИ разработали специальную операцию, стоившую немалых денег… Потом, когда Ту‑144 «приземлился» в заданном районе, его «одели» в традиционную аэрофлотовскую «форму» советского времени. А когда самолёт предстал перед городом во всей красе, выяснилось, что он, как магнит, притягивает казанцев и гостей города.
Селфи на фоне лайнера, бывшего гордостью великой страны, стали стремительно разлетаться по Сети. Поэтому решение авиационного вуза превратить новую казанскую достопримечательность в интерактивный музей Ту‑144 стало логическим продолжением истории. Вот только реализовать замысел целиком на свои средства КНИТУ‑КАИ оказалось не под силу. Тупик?
Когда Владимир Путин встречался в Казани с представителями общественности, ректор вуза Альберт Гильмутдинов обратился к нему за помощью. Президент заключил: «Идея хорошая, и конечно, нужно поддержать». Правда, попутно процитировал Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, который на вопрос о цене Ту‑144 ответил: «Это знаю только я, но я никому не скажу…» «Я это говорю к тому, чтобы реализация вашего проекта была в рамках здравого смысла», – пояснил Владимир Путин.
ДОСЬЕ
Казанский Ту‑144 с бортовым номером 77107 (заводской номер 05-1) – представитель семьи первых в мире сверхзвуковых пассажирских самолётов, разработанных в Советском Союзе в ОКБ Туполева. Впервые поднялся в небо в 1975 году. Использовался для испытательных полётов. Практическая дальность полёта на сверхзвуке при взлётной массе 195 тонн (и коммерческой нагрузке 15 тонн) составила 3080 км. Бортовой номер 77107 имеет самый большой налёт среди парка самолётов Ту-144: 830 часов и 455 посадок.
БАРЬЕР ЗВУКОВОЙ. И ФИНАНСОВЫЙ
В рамках здравого смысла интерактивный музей в принципе мог заработать уже летом. В документе, подписанном Президентом РФ Владимиром Путиным в конце мая, сказано: «Министерству науки и высшего образования Российской Федерации оказать содействие созданию на базе Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева – КАИ интерактивного музея техники, посвящённого отечественному авиастроению, и обеспечить его открытие к началу мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани в 2019 году…»
Но с содействием министерства сразу, видимо, как‑то не сложилось, так что пока ваш корреспондент – один из немногих, кто смог «полетать» в пилотской кабине самолёта-музея, восстановленной и оснащённой технологией виртуальной реальности с помощью Фонда президентских грантов. Впрочем, среди тех, кто уже совершил «полёт» на специальном симуляторе от Казани до столицы России, и министр науки и высшего образования Михаил Котюков. Впечатлённый увиденным, он пообещал: работа над реализацией проекта будет продолжена.
Что ещё появится в самолёте-музее к его официальному открытию? В части салона Ту‑144 в мельчайших деталях воссоздадут прежнюю обстановку, вернут на свои места пассажирские кресла. А в другой части устроят интерактивную зону, где все желающие смогут изучать законы физики. Не по учебникам – вживую. Здесь, например, предполагается установить небольшую аэродинамическую трубу. А рядом с самолётом построят музейное здание. Внутри – уникальный двигатель «суперсоника», макеты самолётов, панорамный кинотеатр… Здесь можно будет узнать всё про историю сверхзвукового Ту-144, впервые преодолевшего звуковой барьер 5 июня 1969 года, – раньше англо-французского конкурента.
КСТАТИ
Первым с идеей открыть в Ту‑144 интерактивный музей выступил журнал «Татарстан». В публикации «Полёты в мечтах и наяву» (см. «Татарстан», июль 2016 г.) было подробно рассказано, каким мог бы быть музей Ту‑144 в Казани. Удивительно, но очень многое из того нашего репортажа из будущего спустя три года стало реальностью.
ГЛАЗУНЬЯ НА КРЫЛЕ
А теперь попробуем представить, как всё будет выглядеть в действительности. Вот вы поднимаетесь по трапу, дотрагиваетесь до фюзеляжа – он чуть тёплый от полуденного солнца. Бортпроводник, выполняющий обязанности экскурсовода, поясняет:
– Говорили, что сразу после полёта на крыле «суперсоника» можно было жарить яичницу – мол, так оно разогревалось. Это, конечно, шутка, но очень правдоподобная. На высоте под 20 тысяч метров при скорости 2500 км/ч обшивка раскалялась до 150 градусов!
Корпус корабля выдерживал почти космические перепады температур.
Дальше – добро пожаловать в салон Ту-144! Пять рядов кресел, белые подголовники, кнопки вызова бортпроводников (работающие!) и советские газеты прошлого века – на откидных столиках. Обстановка – точь-в-точь как в салоне знаменитого аэрофлотовского флагмана.
Ту-144 первым среди пассажирских лайнеров преодолел звуковой барьер, но вот с началом регулярных рейсов СССР отстал. Только после того как генсек Леонид Брежнев в заграничном турне увидел «Конкорд» в деле, была дана команда начать «наши» пассажирские полёты. Притом что советский сверхзвуковой самолёт и аэродромные службы по большому счёту ещё были к этому не совсем готовы. Рассказывают, после первого рекламного вылета из Внукова сажать лайнер пришлось на другом аэродроме, так как раскалённые газы от двигателей повредили взлётную полосу. А каждый регулярный полёт из столицы в Алма‑Ату лётчики называли «поцелуем тигра» – дело в том, что у Ту‑144 практически не было резервного запаса топлива и в случае непогоды в столице Казахстана до запасного аэродрома самолёт мог просто не дотянуть…
Пока экскурсовод рассказывает про чудо-самолёт, мы, «пассажиры», расположившись в креслах, дегустируем фирменное бортовое питание – точно такое, с бокалом каберне или рислинга, предлагали на рейсе Москва – Алма-Ата больше 40 лет назад. Это, кстати, был единственный регулярный пассажирский рейс, который в 1977-м, всего год, выполнял Ту-144. Расстояние до столицы Казахстана самолёт преодолевал за два часа, а билет стоил 80 рублей – ненамного меньше средней месячной зарплаты в СССР.
Есть легенда, что каждому, кто пользовался этим рейсом, в паспорт ставили штампик: «Летал на Ту-144!» Кстати, почему бы и здесь каждому, кто побывал на борту, не ставить специальный штампик на открытке с изображением советского конкурента англо-французского «Конкорда» – на долгую память?
ЭФФЕКТ СВОБОДНОГО ПОЛЁТА
Самое увлекательное – «на десерт». Пилотская кабина. Здесь вам расскажут, что первые экипажи сверхзвуковых пассажирских лайнеров летали в специальных высотных костюмах – на случай внезапной разгерметизации…
Вам позволят «порулить» небольшими крыльями в носовой части – это особенность конструкции Ту-144, которая добавляла машине устойчивости при взлёте и посадке. А потом дадут добро на «вылет»…
Когда «полёт» будет подходить к концу, послушный вашим командам лайнер опустит журавлиный нос и плавно коснётся бетонки. Гул двигателей постепенно затихнет, но вы ещё долго будете находиться под впечатлением – ощущение от полёта будет абсолютным!
Среди тех, кто уже совершил «полёт» на специальном симуляторе от Казани до столицы России, и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.
Пилотская кабина. Здесь вам расскажут, что первые экипажи сверхзвуковых пассажирских лайнеров летали в специальных высотных костюмах – на случай внезапной разгерметизации…
Несколько лет назад было решено перевезти лайнер на новое место жительства и выставить на всеобщее обозрение.
Легко сказать – перевезти: многотонная машина с гигантским размахом крыльев в городские улицы никак не вписывалась.
Когда Ту‑144 «приземлился» в заданном районе, его «одели» в традиционную аэрофлотовскую «форму» советского времени.
ЧТО:
Интерактивный музей техники на базе самолёта Ту-144
ГДЕ:
Казань, улица Четаева, д. 18а
КОГДА:
Музей официально не открыт, но полюбоваться поставленным на постамент лайнером может любой желающий. Лучший вид – с проспекта Фатиха Амирхана.
Автор: Аскар Сабиров
Фото предоставлены пресс-службой КНИТУ‑КАИ имени Туполева
Журнал "Татарстан", 2019.