Иди, товарищ, к нам в колхоз…
Какую цену заплатили за коллективизацию.
Крепкий середняк из татарской деревни Конь Мифтах Бикмухаметов опасался лишь двух бед – пожара и засухи. Пахал, как проклятый, зато и жил. Две лошади, корова, куры, а в доме – часы с гирями… Говорил: чужого не надо, а своё не отдам. Кто же знал, что есть ещё третья беда? Коллективизация…
Соседи, спасибо им, предупредили заранее, с вечера:
– Завтра, Мифтах абый, придут тебя раскулачивать. Прячь, что можешь…
А куда прятать-то? И не верил до последнего, что вот так запросто, ни за что ни про что могут записать в кулаки. Двух кур всё‑таки прирезал – никогда больше такого вкусного бульона не ели…
Уполномоченные нагрянули утром. Сунув хозяину бумажку, реквизировали скот. Потом взялись выносить из дома вещи. Забрали всё: подушки, утварь, часы, муку. Еду, какая была. Даже умач, кусочки теста, что приготовили для заправки супа… Когда дом опустел, выставили за порог и самих хозяев. С пятью детьми. Старшей, Разие, – двенадцать. Младшему, Закарие, – чуть больше года…
– И куда нам теперь? С голоду помирать?
– А куда хочешь. На все четыре, можешь и помирать…
На дворе лето 1932 года. В газетах, на стенах сельсоветов – плакаты в кроваво-красных тонах. На одних призывно улыбаются розовощёкие комсомолки: «Иди, товарищ, к нам в колхоз». На других крепкие парни цедят сквозь зубы: «Соединёнными усилиями батрака, бедняка и середняка мы раздавим кулака».
В новой жизни места для всех нет.
КУЛАК, СЕРЕДНЯК – КАКАЯ РАЗНИЦА?
Подумаешь, трагедия – вместо кулака пустили «под замес» семью многодетного середняка. Не факт, что помрут, может, и выкарабкаются. Тут не до отдельных личностей, когда на кону сплошная коллективизация. В Татреспублике краснеть перед ЦК ВКП(б) не привыкли. И задачу по вовлечению единоличников в колхозы решают с партийным рвением.
На местах рвение переходит в остервенение. Бьют своих, чтобы чужие боялись. Даже товарищи из Москвы, Френкель и Грушкин, готовя в оргбюро ЦК ВКП(б) докладную записку, морщатся, как от зубной боли: «В Новошешминском районе, в с. Ямаш (Ямаши. – Прим.ред.), к маломощному середняку Бухохарову Андрею (служил в Красной Армии с 1918 по 1921 г., два раза ранен, семья 4 чел.) явились секретарь партячейки и ещё 2 коммуниста и забрали у него 9 пудов хлеба, телегу… По селу Ямаш к кулацкому населению относят около 30% дворов. В слободе Волчьей было неправильно обложено твёрдым заданием 19 середняков, у которых изъяли имущество и выселили из домов. В Тумутукском районе в с. Сукояш 50% всех единоличников (их 60 дворов) обложили твёрдым заданием, наравне с кулацкими…»
Командированные в Татреспублику инструкторы ЦК, зафиксировавшие для истории факты некоторого извращения классовой линии, вряд ли могут всерьёз повлиять на ситуацию. Ну схлопочет кто‑то из местного начальства отеческий подзатыльник – выговор по партийной линии. Ну раздаст по инерции крутые подзатыльники подчинённым… Такие взыскания – как с гуся вода.
Казнят и милуют теперь за другое. За успехи и неудачи в колхозном строительстве. За хлебозаготовки. В стране индустриализация, городам нужно всё больше хлеба. А тут большевиков из Татарии упрекнуть не в чем. Френкель и Грушкин скрупулёзно отмечают «значительный рост хлебозаготовок»: в 1929 году заготовлено 7 миллионов пудов, в 1930‑м – 17 миллионов, в 1931‑м – уже 34 миллиона! Самое время сверлить на френчах дырочки под ордена…
Правда, каждый миллион пудов даётся всё труднее. Хлеб из богатых «закромов» выгребли подчистую большей частью ещё в 1930-м, когда в Татарии раскулачили почти 15 тысяч хозяйств. Оставшиеся пять тысяч «гнёзд» классового врага добили годом позже.
Известно, что крестьянских хозяйств в Татарии в 1927 году было 518027, кулацкими считались четыре процента. Поучается, с классовым врагом на селе было покончено уже к началу 1932 года. С кем же тогда боролись потом? У кого изымали зерно, скот, землю, кого пускали по миру?
КОНЦЛАГЕРЬ, СПЕЦПОСЕЛЕНИЕ ИЛИ ВЫСШАЯ МЕРА?
Семь месяцев принудительных работ. Такой суровый приговор вынес в 1932‑м народный суд Казанского района гражданке Шмелёвой из села Каймары за невыполнение твёрдого задания. В колхозе не состоит, середнячка, могла бы и поднапрячься! А то, что приговорённая – слепая старуха, справедливый суд по причине своей революционной загруженности, простите, не углядел.
Скорее всего, отдала бы гражданка Шмелёва последние силы своей жизни на принудработах, но случай, на её счастье, оказался совсем уж вопиющим. Не по причине слепоты или немощи приговорённой. Вдруг выяснилось, что три её сына в Гражданскую добровольно вступили в Красную армию, двое из них сложили свои головы за светлое будущее, а именем одного из погибших «за большие заслуги перед революцией» даже назвали пассажирский пароход…
Этот факт нарушения революционной законности, в отличие от многих других, дошёл до верхов. Тех, кто не разглядел в немощной старухе мать красных бойцов, наверняка подвергли показательной порке, может, даже лишили ответственных должностей. Публично раскаиваясь в политической близорукости, проштрафившиеся бойцы за светлое будущее, конечно, с ностальгией вспоминали, как легко и без нервов можно было проводить политику партии на селе ещё двумя годами ранее.
Тогда Постановление ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» развязало руки самым беспощадным проводникам новой жизни. Партия приказала: поделить всех кулаков на три категории. В первую – контрреволюционный актив, во вторую – остальную часть контрреволюционного актива, из наиболее богатых, в третью – остальных кулаков… А дальше – всё просто, по инструкции и без сантиментов. Попавших в первую категорию ждал арест, их судьбу решали специальные тройки из представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Выбор вариантов был невелик: концлагерь, высшая мера… Семьи ждала высылка на Север, в Сибирь, на Урал, в Туркестан, в спецпоселения. Кулаков из категории «остальные», можно сказать, судьба миловала – отобрав у них всё нажитое, власть даже дозволяла им остаться в родной республике.
Точную цифру отправленных в лагеря и спецпоселения татарстанцев, причисленных к чуждому классу, назвать сложно. Известно лишь, что в масштабах страны поставленный партией план по «изъятию» 60 тысяч кулаков «первой категории» ОГПУ уже к октябрю 1930 года перевыполнило больше чем в два раза.
КОЗА, ТЕЛЕГА И ДРОВНИ КАК ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ
В Татарии не привыкли ходить в отстающих. План по раскулаченным здесь тоже перекрыт с лихвой – благо «записать» в кулаки при должной активности на местах можно было кого угодно.
В деревне Татарская Тумбарла активисты нашлись. 2 июля 1930 года на заседании президиума Бавлинского волисполкома был утверждён протокол о раскулачивании тумбарлинца И. Газизуллина. В приложенной к документу описи имущества «мироеда» названо самое ценное: «1.Изба 2.Амбар 3.Лошадь 4.Коза 5.Телега 6.Дровни». Отмечено: лошадь, коза, телега и дровни конфискованы в колхоз.
Зато сколько у власти рычагов воздействия на тех, кто не спешит приобщиться к коллективному труду! И результат налицо. К марту 1930 года в колхозах оказались более 83 процентов татарстанских крестьянских хозяйств. По темпам коллективизации Татария вышла на третье место в стране.
А потом случился провал. Стоило появиться в «Правде» сталинской статье «Головокружение от успехов» и Постановлению ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», как крестьяне побежали из колхозов с резвостью спринтеров. К 1 октября 1930 года в коллективные хозяйства Татарии были объединены лишь менее десяти процентов крестьянских хозяйств. Крестьяне, видимо, всерьёз поверили, что колхоз теперь – дело добровольное.
Большевики и вправду сделали акцент на силу убеждения и экономические методы. Последние оказываются даже эффективнее, чем репрессии, которые, к слову, никто и не отменял. Особенно расстарались в Тумутукском районе, повысив единоличникам сельхозналог в 5‑10 раз. Большая часть единоличных хозяйств налог оплатить не смогла, и их распродали – в счёт уплаты долга. Осенью единоличникам не дали собрать урожай – им распорядились колхозники. А потом единоличников и вовсе лишили земли, лошадей. Куда после этого было податься новоявленной нищете? Так легко и непринуждённо в районе добились стопроцентной коллективизации.
Что же касается силы убеждения, то едва ли не в каждом районе старались использовать свои железные аргументы. Уполномоченный Альметьевского райисполкома Шариф Булгаков, например, был уверен: лучше любых слов убеждают берёзовая лоза и вожжи. По его распоряжению в Сулеево выпороли почти половину крестьян.
К осени 1931 года 62 процента индивидуальных хозяйств были объединены в коллективные. Нетрудно догадаться: новый колхозный рывок совпал с очередным этапом массового раскулачивания.
ДЕРЕВНЯ СТАЛА ДЛЯ КРЕСТЬЯНИНА ХУЖЕ МАЧЕХИ
Февраль 1932 года. На родину, в Бугульминский район, спешит красный командир Иван Дмитриев – помкомвзвода стрелкового полка. У Дмитриева первый за три года отпуск, очень хочется увидеть родных, а заодно своими глазами посмотреть, как идёт колхозное строительство. В то, что будущее села – это коллективизация, он верит так же искренне, как и в Советскую власть. Но увиденное становится для бойца шоком. В письме на имя Сталина, которое Дмитриев отправляет в «Правду», – откровенная растерянность: «Семья моя находится в Татреспублике, в Бугульминском районе, в колхозе «Красный доброволец». Получая письмо из дома, я не мог верить и никогда не верил, что они сидят без хлеба, почти голодные… Но, когда я получил отпуск с 27/02 по 7/04 1932 г., приехал в гор. Бугульму, то там встретил отца, приехавшего за семенами. Я едва мог узнать его… Приезжаю домой, смотрю, чем меня будет кормить мать. Я даже не мог представить, что у них была заготовлена какая‑то болтушка из какого-то отброса. Спрашиваю: «Чем же вы кормитесь?» – «Да вот этим и кормимся, и то не всегда бывает…» Работа, проводимая районными организациями, превышает даже военный коммунизм. Лазят по сундукам, по горшкам, по печам, отбирают у крестьянина последнюю одежду, самовары, подушки, ломают постройку на дрова, выгоняют из домов… В Бугульминском районе, и вообще во многих районах Татреспублики, деревня стала для крестьянина хуже мачехи. Народ бежит кто куда, бросает свои холупы…»
Прогнав с земли, репрессировав одних крепких хозяев, насильно объединив в колхозы оставшихся, власть получила то, что и должна была получить. Массу недовольных, полуголодных людей, не готовых работать на «ничьей» земле. Не желающих выращивать хлеб, который всё равно весь отберут – чтобы выполнить план хлебозаготовок. Отсюда и реакция: бегство в города, массовые протесты.
ГОЛОД И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В феврале 1932 года прокурор Альметьевского района направляет в Наркомат юстиции ТАССР секретную сводку. Один из фактов: в деревне Кудашево единоличники «во главе толпы в 70‑80 чел. пошли ломать колхозный амбар и распределять семена. Толпа, сломав дверь, пыталась захватить все семена и избить председателя с/совета. По этому делу осуждено всего 6 чел., из которых 4 женщины. Двум середнякам по ст. 74‑й избрана мера социальной защиты по 1 году и 8 месяцев, женщинам – принудительные работы».
Сообщив о применённых репрессивных мерах, прокурор тем не менее расписывается в собственном бессилии: «Сбор семян, как я уже информировал раньше, никаких положительных результатов не дал. По району собрано всего 35%. Я лично созывал общее собрание в 12 селениях и поставил вопрос о семенах. Все граждане не только не сдают, но и конкретно заявляют, что если государство не поможет, то они останутся без хлеба. В дер. Кудашево бедняки и середняки начали резать лошадей, мотивируя, что они голодные».
И что же дальше? А дальше – по накатанной. В неудачах колхозного строительства разумнее всего винить контрреволюцию и кулаков.
В районе спешно создаётся судебно-следственная бригада, «которая выявляет злостно истребляющих скот и отказавшихся от сдачи семян кулаков и проводит показательные процессы».
Впрочем, даже ослеплённый коммунистической идеей не может не видеть бедственное положение деревни. Скорый на революционную расправу прокурор, доложив наверх о том, что в Сулееве, Кудашеве, Урсали люди голодают, а скот мрёт от бескормицы, сообщает: «По моему предложению в Сулеево отправлены солома, сено. Сейчас РИК занимается регулированием кормов. Принимаются меры к переброске кормов остро нуждающимся колхозам от других более или менее обеспеченных».
А много ли их, «более или менее обеспеченных»? Но у большевиков назад пути нет. Нужно как‑то заставить работать тех, кого затащили в колхозы, заинтересовать. Иначе – крах.
ПАТЕФОН УДАРНОГО ТРУДА
Год 1935-й, осень, Ютазинский район. Колхозник Захар Егорович Тимошин светится от счастья. За умелую подготовку к севу и «хороший ремонт сбруи» ему вручают часы стоимостью 60 рублей. Комбайнер Шитов теперь тоже состоятельный человек. За уборку 270 гектаров пшеницы он получает предмет невиданной роскоши – патефон. Колхозница Шамсия Хасанова за хорошую подготовку к весеннему севу премируется вещью ещё более ценной – швейной машиной…
Прошло не так много со времени массовых репрессий, крестьянских волнений и обнищания села, но перемены в колхозах налицо. Изменив тактику действий, большевики сумели-таки сделать коллективные хозяйства гарантированными поставщиками продовольствия для государства. За счёт чего удалось переломить ситуацию? Наверное, сыграли свою роль и движение двадцатипятитысячников, когда в Татарию для организации работы в колхозах были направлены 400 рабочих, и усилия партийных колхозников-агитаторов. И газеты, неустанно рассказывавшие о преимуществах колхозного строя. Но важнее другое: на смену сплошному принуждению пришла более продуманная политика кнута и пряника.
У крестьян появилось право скромного выбора. В стране тотальный дефицит и карточная система, а за хорошую работу теперь можно получить отрез на платье, часы или посуду, на трудодень – несколько килограммов зерна. За плохую работу, за потери зерна – клеймо вредителя или расхитителя колхозной собственности и отправиться лет на десять в места не столь отдалённые…
Ещё один стимул – социалистическое соревнование (которое, правда, так и не смогло сравниться по эффективности с капиталистической конкуренцией). Но главное, теперь у села не только отбирают. Организованы машинно-тракторные станции, растёт число тракторов и комбайнов. Между Татарией и Московской областью действует договор, по которому над колхозами и совхозами шефствуют крупные предприятия. Помогают техникой, деньгами, кадрами. Не безвозмездно – вся сельскохозяйственная продукция (за исключением той, что идёт на собственные нужды и на экспорт) отправляется в Московскую область.
В январе 1934 года Татарию награждают орденом Ленина. Как сообщается в постановлении Президиума ЦИК СССР: «За выдающиеся успехи в деле проведения основных сельскохозяйственных работ (сев, уборка урожая, засыпка семян), по укреплению колхозов и совхозов и выполнению обязательств перед государством».
К концу второй пятилетки в республике насчитывается более 3,8 тысячи коллективных хозяйств.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Мой дед, Мифтах Бикмухаметов, середняк, попавший под раскулачивание в 1932 году, вытянул счастливый билет. Добравшись до Казани, смог устроиться на работу в милицию и добился, что ему вернули отобранное имущество – вернее, то, что не успели растащить… Документ об этом до сих пор хранится в семейном архиве. В деревню дед больше не вернулся, хотя до конца жизни тосковал по земле, по крестьянскому труду. Наверное, так же, как десятки тысяч согнанных со своей земли крепких хозяев. Тех, что гибли в гулаговских лагерях, выживали в спецпоселениях, строили «Магнитку». Великий социальный эксперимент исковеркал множество судеб и закончился в итоге ничем: в девяностые колхозы исчезли так же стремительно, как были созданы в тридцатые… А настоящих хозяев нашей земле до сих пор катастрофически не хватает.
Автор Аскар Сабиров