Город-музей Чистополь

Город-музей Чистополь
  В ближайшие несколько лет Чистополь ожидает новое рождение. На этот раз – в облике города-музея. Опережая события, «Татарстан» прошёлся по маршруту, который явит чистопольские ис

 

 

 

 

В ближайшие несколько лет Чистополь ожидает новое рождение. На этот раз – в облике города-музея. Опережая события, «Татарстан» прошёлся по маршруту, который явит чистопольские исторические и культурные сокровища миру.

 

 

%d1%81%d1%85%d0%b5%d0%bc%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%88%d1%80%d1%83%d1%82%d0%b0

 

 

«…Мы видим, что, помимо развития туризма, имеются другие «опорные точки» в развитии Чистополя. Считаем, что при такой комплексной реализации будет обеспечен эффект синергии, который, с одной стороны, обеспечит поток туристов из России, с другой – будут расти доходы жителей, а они, в свою очередь, больше станут тратить на развитие его инфраструктуры», – сказал главный специ­алист Нового банка развития по России господин Тянь Хе во время посещения города в 2018 году. Тогда банк оценивал обоснованность чистопольской заявки для включения в про­ект «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений».

 

 

Увиденное делегацию впечатлило. Из $220 млн, которые банк предоставил 9 российским малым историческим посе­лениям, $38 млн достались городу на Каме. На эти средства планируется реконструировать 10 объектов (15 зданий) Чи­стопольского государственного местного музея-заповедника и 21 объект (24 здания) исторической среды. Проектные работы завершатся в 2022 году, реконструкция – в 2025 году. Но посетить все 10 точек будущего туристического притя­жения мы можем прямо сейчас.

 

 

 

 

 

%e2%84%961-%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9-%d0%bd%d0%b5-%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb%d1%8c-%d0%be%d1%82%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d1%91%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9

 

 

№1 МУЗЕЙ, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЙ

 

 

В уютном, по-купечески благообраз­ном городке с первого взгляда ни за что не разглядишь застенок, тюрьму, расстрельный двор. Но такова его изнан­ка, жуткий реверс воздушного барочного фасада. Мы стоим около скромного двух­этажного здания начального училища (ул. К Маркса, д. 1), в котором будет открыт музей жертв политических ре­прессий и диссидентства.

 

 

Действующая чистопольская тюрьма была построена в середине XIX века. Пик её «востребованности» пришёлся на 40‑е годы ХХ века. В начале Великой Отечественной войны в город эваку­ируют не только заводы и творческую элиту, но и 1,5 тысячи заключённых, в том числе известных общественных деятелей, военных и учёных, осуждённых по 58‑й статье (за контрреволюционную деятельность. – Прим. ред.). В 1941‑м же году умирают около тысячи вновь прибывших осуждённых. Так, по мнению чистопольских историков, здесь погиб репрессированный хирург больницы ГПУ Сергей Осипович Пальк.

 

 

После войны тюрьма превращается в психиатрическую больницу особого на­значения. Потом – снова в тюрьму. В конце 70‑х сюда стали отправлять осуждённых за государственные преступления. Среди них – будущий глава МВД Израиля Натан Щаранский и участник Московской Хель­синкской группы Анатолий Марченко. Первый отсидит 9 лет в разных тюрьмах и в 1986 году будет передан Израилю в об­мен на советских разведчиков. Второй в том же 1986 году умрёт в Чистополе от последствий очередной голодовки.

 

 

Современная культура накопила большой опыт погружения аудитории в подобный непростой для восприятия и осмысления материал. В Москве, в Цен­тральной научной библиотеке Союза театральных деятелей России, с успехом идёт аудиоспектакль «Время, которое», о девушке, расследующей семейную историю 1930‑х годов. В Казани в теа­тральном пространстве «Угол» каждому зрителю спектакля «Свидетели» пред­лагают почувствовать себя близкими узников ГУЛАГа.

 

 

 

 

№2 КУПЦЫ ИСЧЕЗЛИ, БЫТ ОСТАЛСЯ

 

 

Чтобы из холода и мрака 30‑х годов ХХ века перебраться в куда более светлые 30‑е годы века XIX, нужно всего лишь перейти улицу. И оказаться в усадь­бе купца Алексея Подуруева (ул. К. Маркса, д. 8). По плану реконструкции особняк будет целиком отдан под музей купе­ческого быта. Почти 100 лет – с начала XIX до начала ХХ века –именно коммерция определяла судьбу города. Готовая основа для купеческой версии игры «Монополия».

 

 

Чистополь в это время – сто­лица хлеботорговли Казанской губернии, обороты достигают 144 тыс. тонн зерна в год. За­правлявшие хлебным делом Челышевы и Шашины, как и другие местные купеческие династии, за исключением Чу­кашевых, – старообрядцы. Ку­печество активно инвестирует в инфраструктуру города. Так по­являются роскошные каменные особняки, больницы и гимна­зии. Эти здания и водонапор­ная башня в центре городского рынка и сегодня живые свиде­тели эпохи. Городские легенды о том времени здесь тоже живы: на истории о миллионном состо­янии Василия Челышева, спря­танном одними его наследника­ми от других, можно выстроить захватывающий квест. А побе­дителя наградить купеческим чаепитием…

 

 

%e2%84%963-%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%8c-%d0%b2%d1%81%d0%b5-%d1%8d%d0%bf%d0%be%d1%85%d0%b8

 

 

№3 СКВОЗЬ ВСЕ ЭПОХИ

 

 

Переходим на противоположную сторону улицы, в усадьбу Никиты и Гаврилы Чукашевых (ул. К. Маркса, д. 15). Сейчас здесь выставка, посвящённая Великой Отечественной войне. А планируется музей истории Чистополя, которому тесно в усадьбе Подуруева.

 

 

В просторном особняке Чукашевых с комплексом служебных по­мещений найдётся место и для детализированной реконструкции булгарского города Джукетау, стоявшего здесь за полтысячи лет до Чистополя, и для историй о выдающихся чистопольских татарах, о столетней мечети Нур, о доме семьи уникального композитора Софии Губайдулиной, и для инсталляций из индустриального насто­ящего города. Интересно будет увидеть, как устроены знаменитые «Командирские» часы, подержать в руках пульт управления дрона производства легендарной, в прошлом оборонной компании «Век­тор». И уже отсюда отправиться по следам большой литературы.

 

 

%e2%84%965-%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f-%d0%b4%d0%be-%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5-%d0%bd%d0%b0%d1%88%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8f

 

 

%e2%84%964-%d0%b4%d0%be-%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5-%d0%bd%d0%b0%d1%88%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8f

 

 

%e2%84%964-%d0%b4%d0%be-%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5-%d0%bd%d0%b0%d1%88%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8f

 

 

 

 

№6 В ПЛАМЕНИ ЗНАНИЙ

 

 

Физика, точнее химия, и лирика в Чистополе – две стороны одной медали. По ул. К. Маркса, д. 40, находится будущий музей выдающегося учёного Александра Бутлерова. Чистопольцы выяснили, что создатель теории хи­мического строения органических веществ родился именно в их городе.

 

 

Говорят, что отличительной чертой Бутлерова-преподавателя было обучение на практике. Студенты могли наблюдать, над чем и как работает профессор. Поэтому химический музей в Чистополе будет интерактивным. Каждый желающий сможет принять участие в экспериментах, а может быть, даже с помощью виртуальной реальности проникнуть в прошлое и подсмотреть за тем, как великий учёный получает из аммиака и фор­мальдегида сухое горючее.

 

 

1-2

 

 

№7 НЕИЗВЕСТНАЯ ВЕЛИЧИНА

 

 

Перевалочный пункт маршрута и визитная карточка города – дом со шпилем, особняк куп­ца Мельникова (ул. К. Маркса, д. 31). Здесь находится турист­ско-информационный центр. Его ожидает реконструкция, одинаково важная как в плане формы, так и содержания.

 

 

На форуме, состоявшемся в Ка­зани в ноябре и посвящённом развитию национальных тури­стических маршрутов, директор Центра развития туризма Сверд­ловской области Эльмира Тука­нова озвучила требования, кото­рые предъявляют туроператоры и туристы к объектам посещения. Первые заинтересованы в раз­витой инфраструктуре, гибком времени посещения, специаль­ных тарифах для разных групп, а также событийной активности музея. Индивидуальным посети­телям нужна информация о му­зее, доступная среда, аудиогиды, навигация и сувениры. Всё это можно осуществить в обновлён­ном чистопольском ТИЦ. И через него же рассказывать о городе туристам, русским и иностран­ным, настоящим и будущим.

 

 

На том же форуме директор Национальной ассоциации ин­формационно-туристских орга­низаций Михаил Ушаков сказал: «Вы можете обладать ценней­шими экспонатами, но нужно уметь о них заявлять. Напишите в соцсетях, что в вашем музее представлена самая древняя прялка в мире, и люди поймут, для чего им ехать к вам».

 

 

Для Чистополя, пока не входя­щего ни в один национальный маршрут, подобное позицио­нирование очень важно. Ведь при всей своей культурно-исто­рической насыщенности город всё‑таки пока «широко известен в узких кругах» и то, что очевид­но нам, татарстанцам, для гостей из других регионов – открытие. Например, корреспондент газе­ты «Коммерсантъ» в декабрьской статье пишет: «Именно в Чисто­поле, оказывается, жил прототип доктора Живаго».

 

 

%e2%84%968-%d1%83%d1%81%d0%b0%d0%b4%d1%8c%d0%b1%d0%b5-%d0%ba%d1%83%d0%bf%d1%86%d0%b0-%d0%bf%d0%b5%d1%82%d1%80%d0%b0-%d1%88%d0%b0%d1%88%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d1%83%d0%bb-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80

 

 

 

 

№8 И №9 В ГОСТИ К ВЕЛИКИМ

 

 

Приехав сюда, начинаешь осознавать, что бессмысленно пытаться осмотреть весь Чистополь за день, да это и неуважитель­но по отношению к чинному городу с его не­спешным ритмом. Для одумавшихся тури­стов здесь, в усадьбе купца Петра Шашина (ул. Театральная, д. 5), будет гостиница, а также конференц-зал и выставочный зал.

 

 

Может быть, здесь появится галерея портре­тов известных стране и миру людей, несколь­ко месяцев или лет из детства которых прошли в чистопольской эвакуации. Это Георгий Эфрон, Тимур Гайдар, Алексей Баталов, Кир Булычёв, Ле­онид Рошаль и многие другие. В двухстах метрах от будущей гостиницы – огромный куб, обшитый сайдингом. Это усадьба купца Фёдора Зайцева (ул. Ленина, д. 68). Зданию будет возвращён благородный облик, здесь разместятся фондохра­нилище и реставрационные мастерские.

 

 

В 1990–2000‑е годы из Чистополя в централь­ные республиканские музеи были перемещены купеческие коллекции антикварных книг, картин, в том числе Николая Фешина, другие предметы старины. Реконструкция позволит создать условия для их достойного экспонирования на условиях передачи на временное хранение.

 

 

%d0%bf%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0%d0%b6%d0%b8%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%8c_%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c-1

 

 

 

 

 

 

 Обязательное условие гранта – софинансирование реконструкции со стороны региона. Татарстан выделил средства на замену коммуникаций в историческом центре города, а также взял на себя строительство причальной стенки и пассажирской пристани. На иллюстрации: вариант эскизного проекта Пассажирской пристани в Чистополе. Автор эскиза – художник-архитектор Александр Лопаткин.

 

 

 

 

 

 

 На средства Фонда развития малых городов и по республиканской программе «Парки и скверы» обновлён центральный бульвар. Работы почти закончены, не хватает лишь придающей завершённый вид металлическим конструкциям реечной обшивки, такой, как на эскизе проекта.

 

 

 

 

 

 

1-3

 

 

 

 

 

№10 КОМНАТА ОЗАРЕНИЙ

 

 

Последний пункт нашей программы (после ко­торого чувствуешь себя если не чистополеведом, то точно чистополефилом, а может быть, и чисто­полеманом) – это Мемориальный музей Бориса Пастернака (ул. Ленина, д. 81). Очевидцы утвер­ждают, что министр культуры России Владимир Мединский, посетивший Чистополь в 2014 году, самое сильное впечатление получил именно здесь, в доме, пройдясь по тем же комнатам и ступеням, по которым почти два года ходил Пастернак.

 

 

Комната с рабочим столом и печатной машин­кой, на которой писатель набирал текст перевода «Ромео и Джульетты» и сидя за которой превращал доктора Дмитрия Авдеева в доктора Живаго, будет сохранена. А остальную экспозицию, посвящённую по собственной воле несостоявшемуся нобелев­скому лауреату, обновят и расширят.

 

 

«Спасибо хранителям истории Чистополя! Же­лаю городу процветания, достатка, жителям – гордости за свою малую Родину!» – написал Вла­димир Мединский в книге отзывов музея. Между тем для исполнения пожелания министра усилий одних только музейщиков может не хватить.

 

 

 

 

 

 

 

 

САМЫЙ ВАЖНЫЙ №

 

 

«В Чистополе творится страш­ное», – написала 25 ноября на своей странице в «Фейсбуке» помощник Президента Татарстана Олеся Бал­тусова, имея в виду бесконтрольное разрушение расселённых аварий­ных домов средовой застройки XIX–XX веков. В программу рекон­струкции эти здания (всего их 162) не вошли, потому что на момент составления заявки БРИКС рассе­лялись и не имели статуса. Кро­ме того, в городе насчитывается 144 объекта культурного наследия (ОКН). Часть из них будет передана в аренду бизнесу на льготных усло­виях, но это длительный процесс. Ещё по нескольким десяткам идёт экспертиза.

 

 

– Если эксперты решат вы­вести их из списка ОКН с целью дальнейшего сноса, то это гро­зит утратой такого же масштаба, как то, что произошло в Казани в 2000‑е годы, когда центр резко лишился исторической среды –не только трущоб, но и красивей­ших особняков, – говорит Олеся Балтусова. – Но до БРИКСа могут не дожить даже памятники из про­граммы. Они не охраняются. Ма­родёры вынимают двери, окна, швеллеры перекрытий, выбирают паркеты, печи и так далее. Нужно остановить это варварство. Сейчас совместными усилиями Татарстан­ского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРОВООПИИК), членом которого я являюсь, администрации города, Чистопольского государственного музея-заповедника и волонтёров мы проводим акции по консерва­ции домов. Ставятся заборы, веша­ются таблички, ведётся дежурство. Оказать поддержку в любой форме можно обратившись в дирекцию музея.

 

 

P.S. В этом году Международный совет музеев предложил ввести но­вое определение музея. Часть этой формулировки звучит так: «Музеи — это демократизирующие, инклю­зивные и полифонические про­странства, созданные для крити­ческого осмысления и обсуждения прошлого и будущего». Идеальные площадки для такого обсуждения – подлинные исторические здания, места значимых событий. Кроме того, восстановление исторической среды перспективно для локаль­ной экономики. В города, подобные Чистополю, туристы едут в первую очередь за атмосферой старины, и современная экспозиция, какой бы качественной она не была, не сможет заменить утраченные ау­тентичные здания. К счастью, город на Каме ещё может их сохранить.

 

 

 

 

 

Журнал "Татарстан", 2019.