Экономическое развитие республики в середине 1940-х – 1980-х гг.

Экономическое развитие республики в середине 1940-х – 1980-х гг.

Во второй половине ХХ века в истории Советского Союза трудно найти примеры других областей и республик, где наблюдались бы аналогичные татарстанским высокие темпы промышленного роста. Интенсивный рост тяжелой промышленности определял главное направление развития экономики республики. Предприятия ВПК, входившие в состав Казанско-Зеленодольского промышленного узла, были вовлечены в процесс масштабной модернизации, который привёл к резкому повышению качества целого ряда изделий. На этих предприятиях активно внедрялись достижения научно-технического прогресса, создавались современные цеха. Возникли многочисленные новые конструкторские и технологические бюро, в которые были направлены сотни высококвалифицированных специалистов для выполнения важнейших правительственных заданий. Так, особое конструкторское бюро, организованное в системе авиационной промышленности, создавало специальную радиоизмерительную аппаратуру для радиолокационных станций. Оборонная тематика определяла планы Научно-исследовательского института авиационной техники, конструкторских бюро вакуумной техники, медико-физиологических приборов.

В 1950-е гг. Казанский авиационный завод освоил и начал массовое производство уникального по своим лётно-техническим характеристикам дальнего реактивного бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Его модификацией стал первый в мире реактивный пассажирский лайнер Ту-104Б. Казанские самолёты поставлялись в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. В 1957 г. завод выпустил многоместные пассажирские лайнеры ТУ-110 и ТУ-110А, антенные устройства для радиолокационных станций «Тюльпан» и «Дунай».

Динамично совершенствовалось производство на моторостроительном заводе. В год окончания войны его коллектив стал работать над созданием первого в стране реактивного двигателя с осевым компрессором. В 1948 г. началось изготовление двигателя конструкции В. М. Яковлева для истребителя Як-23. Упрощенный вариант этого двигателя использовался на первых управляемых самолётах-снарядах «Комета» класса «воздух-земля» и на ракетах системы «Сопка» класса «земля-море».

В 1950-е гг. на моторостроительном заводе стал производиться самый мощный в мире турбореактивный двигатель конструкции А. А. Микулина, создавшего затем и более совершенные моторы для самолета ТУ-16. С 1961 г. завод перешёл на выпуск двигателей конструкции Н. Д. Кузнецова для дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-62.

Через четыре года после начала строительства выпустил первую продукцию Казанский завод ЭВМ. В 1960 г. он приступил к освоению большой универсальной ламповой электронной вычислительной машины первого поколения М-20.

Сложнейшие заказы военно-морского ведомства получал Зеленодольский судостроительный завод. Его коллектив проектировал и строил корабли противолодочной обороны, способные поражать быстроходные и глубоководные субмарины потенциального противника.

Высокими темпами росло производство продукции военного предназначения на заводах точного машиностроения, моторостроительном, вертолетном, «Радиоприбор», им. Серго, заводе штепсельных разъемов, опытном заводе вакуумного машиностроения (со второй половины 1970-х гг. производственные объединения «Элекон», «Вакууммаш»), Чистопольском часовом и др. На предприятиях республики впервые в стране были созданы и изготовлены многие типы компрессоров, насосов, часов, медицинских аппаратов и других изделий. Некоторые машиностроительные заводы республики являлись уникальными в масштабе всей страны. Ряд из них производил продукцию на уровне международных стандартов.

В послевоенный период на юго-востоке республики появился новый промышленный регион в связи с открытием и широкомасштабной разработкой здесь крупных месторождений нефти. Это был её второй индустриальный центр. Объемы добываемой в Татарской республике нефти увеличивались более высокими темпами по сравнению с другими регионами страны. Так, если по Советскому Союзу в первой половине 1950-х гг. она выросла чуть более чем в 2 раза, то в Татарстане – почти в 21 раз. Это позволило республике уже в середине 1950-х гг. стать в нефтедобывающей отрасли бесспорным лидером. Впоследствии она из года в год наращивала добычу «черного золота» и прочно удерживала первое место в нефтедобывающей отрасли. Нефтяниками республики было внесено много нового в процесс нефтедобычи, что позволило добывать самую дешевую нефть в стране и сэкономить многие миллиарды рублей государственных средств.

К концу 1960-х гг. нефтяная отрасль стала играть решающую роль в экспортных ресурсах страны. В 1970 г. Татарстан добился рекордного объема добычи нефти в 100 миллионов т в год. В начале 1970-х гг. лишь 5 стран мира (США, Саудовская Аравия, Иран, Венесуэла и Ирак) добывали нефти больше, чем Татарстан.

К середине 60-х гг. на юго-востоке республики сложился Альметьевско-Бугульминский промышленный узел. За двадцать лет на юго-востоке было построено около 30 промышленных предприятий. Извлекаемые при нефтедобыче попутные нефтяные газы послужили сырьевой основой для создания газовой промышленности. Её центром в союзном масштабе стал Альметьевск, близи которого был сооружен Миннибаевский газобензиновый завод. Первую свою продукцию предприятие выпустило в 1956 г. На выпуске нефтегазоперерабатывающего оборудования стал специализироваться Бугульминский механический завод.

Нефтяная отрасль значительно оживила и развитие химической промышленности в республике. На предприятиях химической промышленности было освоено производство новых видов синтетического каучука, рукавов высокого давления, пленки на негорючей основе, шестислойной кинофотопленки для широкоэкранных фильмов, других видов продукции. Тон в отрасли во многом задавали Казанский завод резиновых технических изделий, Казанский завод синтетического каучука, Казанский фотожелатиновый завод, Казанский химический завод. Грандиозной новостройкой химической промышленности был завод органического синтеза, сооружение которого началось в Казани в 1958 г. Через пять лет был получен первый продукт – фенол-ацетон, а затем заработали производства этилена-пропилена. Казанский полиэтилен нашёл многочисленных потребителей.

Рядом современных предприятий: хлебозаводов, молоко- и мясоперерабатывающих комбинатов пополнилась пищевая промышленность. Построенные в Нурлате и Буинске сахарные заводы положили начало развитию в республике сахарной промышленности.

Преобразования происходили в лёгкой промышленности. Были созданы производственные объединения «Восток», «Заря», мебельное объединение, слит с крупными предприятиями ряд мелких кожевенных, обувных, швейных фабрик. Предприятия мебельной и деревообрабатывающей начали массовый выпуск мебели.

В 1958 г. было принято решение о создании комплекса химических производств в нижнем течении р. Кама. Пять лет спустя началось строительство объектов промышленного назначения, обозначились контуры северо-восточного индустриального узла республики. Начало ему было положено строительством нефтехимического комбината и г. Нижнекамска. В 1967 г. предприятие, в оснащении которого использовались импортные агрегаты, приборы и технологические линии, выпустило первую продукцию.

Вторым крупнейшим нефтехимическим предприятием комплекса стал Нижнекамский шинный завод. С 1973 г. он начал выпускать камеры, а затем - покрышки для легковых автомобилей. Вскоре завод (с 1977 г. производственное объединение «Нижнекамскшина») стал основным поставщиком этих изделий для двух основных автомобильных заводов страны (АЗЛК и ВАЗ). Во второй половине 70-х гг. был построен оснащённый в основном импортным оборудованием завод и по производству шин для грузовых автомобилей.

В декабре 1969 г. началось сооружение комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и дизельных двигателей (КамАЗ), объявленное всесоюзной стройкой. Через семь лет его первая очередь была принята в эксплуатацию. К 1980 г. в Набережных Челнах было выпущено более 200 тысяч грузовых автомобилей восьми модификаций. Вскоре на дорогах страны появились полноприводные тягачи повышенной проходимости.

Формирование Нижнекамского территориально-промышленного комплекса существенно изменило индустриальный облик республики. На долю предприятий химии и нефтехимии стало приходиться 20 % промышленной продукции. С развитием автомобилестроения в Камском регионе в индустриальном потенциале республики значительно увеличивается доля машиностроительной отрасли. К середине 80-х гг. на долю машиностроения приходилось почти 40 % промышленного производства в республике.

Динамично развивавшаяся промышленность требовала резкого прироста энергетических мощностей. В значительной мере эту проблему удалось решить с вводом эксплуатацию в 1963 г. первого энергоблока Заинской ГРЭС, сооружённой в поселке Новый Зай. Отсюда ток пошёл на предприятия нового и старого промышленных узлов республики.

С середины 1970-х гг. развернулось внедрение автоматизированных систем управления. На предприятиях ВПК находили применение лазерная, плазменная, энергосберегающие и безотходные технологии. Широкое распространение получили научно-производственные объединения. Татарстан, свыше 70% промышленной продукции которого вывозилось за его пределы, стал одним из наиболее индустриально развитых регионов страны.

Только в одной Казани, награждённой в 1984 г. орденом Ленина, было сосредоточено 150 крупных промышленных предприятий. Большая их часть участвовала в изготовлении продукции оборонного значения. Так, в Казанском авиационном производственном объединении, уже перешедшего к производству дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-62, в конце 1960-х гг. был освоен серийный выпуск стратегического бомбардировщика Ту-22М, который использовался для ведения боевых действий в Афганистане. В начале 80-х гг. началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолётов – Ту-160. Эти самолёты затем стали основным носителем ядерного оружия воздушного базирования стратегических сил страны. На знамени объединения появилось две награды – орден Ленина и орден Октябрьской Революции. Орденом Октябрьской революции был награждён и коллектив Казанского вертолётного завода. Он освоил производство многоцелевого вертолёта Ми-8, который с середины 1960-х гг. стал самой распространённой винтокрылой машиной в мире, а затем - вертолёта Ми-14, предназначенного и для военно-морских частей. К середине 1980-х гг. продукция Татарстана экспортировалась в 80 стран мира.

Существенно изменилась и картина размещения городского и сельского населения в республике. В 1950-е – 1960-е гг. особенно значительные перемены произошли на юго-востоке Татарстана. Этот регион наряду с традиционным Казанско-Зеленодольским промышленным узлом стал представлять второй промышленный центр республики с многонациональным городским населением. Здесь появились новые города Альметьевск, Лениногорск, рабочие поселки Азнакаево, Актюбинский, Бавлы, Джалиль, Карабаш и другие.

В 1970-е гг. аналогичные процессы происходили на северо-востоке республики в район Камского ТПК. Строительство КамАЗа в Набережных Челнах, нефтехимических предприятий в Нижнекамске вовлекло в урбанизационный процесс огромную территорию сельской глубинки. За счет этого темпы роста городского населения в республике более чем в 1,5 раза превышали среднесоюзный показатель. Причем, если население Казани выросло, например, в 1970-1989 гг. всего на 10 %, Альметьевска – на 18 %, то Набережных Челнов – на 66 %, Нижнекамска – на 42 %.

Высокая урбанизированность Татарской республики прямо сказывалась на аграрной отрасли. В 1940 - 1980-е гг. огромные массивы наиболее плодородных земель были превращены с гигантские строительные площадки в результате интенсивного наращивания нефтедобычи, создания Камской промышленной зоны, сооружения Нижнекамского водохранилища, прокладки крупнейших нефте- и газопроводов по ее территории. Положение аграрной отрасли осложнялось и приведшим к изъятию огромного массива чернозёмов юго-востока. Не менее плодородные земли попали под затопление в связи со строительством Куйбышевского водохранилища. Десятки тысяч работников отрасли пополнили трудовые коллективы предприятий нефтяной индустрии, нефтехимии.

В этой связи сельскохозяйственная отрасль республики нуждалась в интенсификации, мощный импульс которой дала аграрная реформа 1965 г. За 1970-1980-е гг. было многое сделано для наращивания производственного потенциала колхозов и совхозов. Усилилась механизация сельскохозяйственного производства: на полях появились мощные трактора и комбайны, из значительной части трудоёмких процессов был вытеснен ручной труд. В широких масштабах осуществлялись химизация отрасли, мелиорация земель. Строились механизированные молочные, птицеводческие комплексы. В пригородных зонах активно развивалось тепличное хозяйство. Зримые черты обретали агропромышленная интеграция, межхозяйственная кооперация. Для Татарской республики это было жизненно необходимо в силу того, что интенсивным методам ведения сельскохозяйственного производства альтернативы не было.

К концу 1980-х гг. по своему производственному и научно-техническому потенциалу ТАССР обгоняла ряд союзных республик и входила в число наиболее развитых экономических регионов РСФСР.

Автор: Альфия Габдульнуровна Галлямова, доктор исторических наук, ВНС отдела новейшей истории Института им. Ш. Марджани, заслуженный деятель науки РТ.