Лекарево: болеть строго по расписанию!

Лекарево: болеть строго по расписанию!

Осенью в дождливый серый день… когда лужи заливаются в туфли и вытекают затем из носа, а небо, впитав в себя всё уныние земли, того и гляди свалится на макушку… когда жизнь не мила, уныла и сера, волею судьбы оказались мы в деревне Лекарево. И сразу же отправились в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), который своими жизнерадостными оранжевыми красками вселял в нас надежду на солнце, радость и скорую медицинскую помощь в виде какого-нибудь «Тизина-Називина-Санорина» или просто рецепта, написанного неразборчивым фельдшерским почерком.

ВЫХОДНОЕ ВРЕМЯ

Но оранжевый колер надежд не оправдал. На дверях заведе­ния висело замысловатое объяв­ление – людям с давно забытыми арифметическими познаниями и вновь приобретённым насмо­рком не подвластное. По всему выходило, что выходных дней и часов в Лекаревском ФАП было больше, чем рабочих. И мы как раз в такое выходное время попали. Насморк оказался внеплановым, внерабочим, лечить его по поне­дельникам с 12.39 было решитель­но некому. Хорошо ещё, что не в предродовом состоянии сюда приехали, а то пришлось бы при­тормозить процесс деторождения до означенного чёрным по белому в расписании времени. Хотя по­чему? Мы же в Лекарево – лекари здесь, наверное, в каждом доме живут. Не зря же село так назвали. Вытираем носы – и на поиски.

КУЛИКОВКА-28

Большинство улиц в Лекарево проименованы в именительном падеже: Шаталовка, Куликовка, Комаровка, Рябиновка, Большая дорога, Биржа, Курмыш, вме­сте с речкой Анзирка они уво­дят нас в противоположную от улиц-прилагательных (Садовая, Сельсоветская, Верхняя) сторону. Но нигде мы лекарей не находим. Зато на улице Куликовка-28 на­сморк временно сменяется удив­лением, переходящим в восторг от увиденного. Средь разлапистых каштанов со стен и ворот дома №28 смотрят на нас персона­жи разнокалиберной сказочной красоты, сотворённые какими-то золотыми руками из дерева: па­рят орлы, хитро подмигивают старички-лесовички, толстый кот гуляет по златой цепи, вместо Русалки – Баба Яга собственной персоной выглядывает из дупла рукотворного дуба… Резные за­гогулины на воротах совершенно неожиданно дополняет… кусочек весьма аппетитного женского тела (вид сзади), так же искусно вы­резанного чьей‑то умелой рукой из дерева.

МАСТЕР И ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА

– Это муж мой вырезал, – с гор­достью говорит Людмила Мо­розова. Она выглянула из дома посмотреть кто же это так безо­становочно фотографирует её дом то в фас, то в анфас.

За ней выходит и сам мастер – Александр Морозов. Золотые руки свои скромно прячет в карманы.

– Раньше-то мы в Мурманске жили, – рассказывает он. – А по­том, как на пенсию вышли, вер­нулись на родину. Это дом отца моего. Вот приехал и начал вос­станавливать.

На дворе 2019 год, а она всё стоит – не берёт её ни холод, ни зной, ни разрушительная деятельность атеистов, ни людское равнодушие.

Фотографировать­ся один на фоне своих произведе­ний Александр от­казывается. Зовёт жену. Называет её своей вдохнови­тельницей.

Резные загогулины на воротах совершенно неожиданно дополняет… кусочек весьма аппетитного женского тела (вид сзади), так же искусно вырезанного чьей-то умелой рукой из дерева.

Фотографироваться один на фоне своих произведений Александр отказывается. Зовёт жену. Называет её своей вдохно­вительницей.

Проведя экскурсию вокруг дома, супруги Морозовы, которые, кста­ти, недавно отметили золотой юбилей совместной жизни, заодно и про местную достопримечатель­ность – про церковь – рассказали.

СРЕДСТВА – ОТ ЗАВОДА, ИМЯ – ОТ СВЯЩЕННИКА

– Это Крестовоздвиженская церковь, – объясняет Александр, указывая рукой на поросшие дере­вьями купола. – Её построил свя­щенник Василий Лекарев, который здесь служил в 1798‑1836 годах. Не сам, конечно. Денег на по­стройку добыл. И его отец, и его дед тоже были тут священниками. А церковь тогда была деревянная. На каменную вот Василий и выбил деньги у Ижевского оружейного за­вода, к которому было тогда наше село приписано. До этого оно на­зывалось Стырово. Получается, строить храм начали в 1812 году. Но строили долго, лет тридцать. То деньги не поступали, то под­рядчики недобросовестные по­падались… Но всё‑таки постро­или. Уж и священника не стало, в честь него село назвали. А уж потом, при советской власти, ког­да село переименовали в Лени­но, там то зерно хранили, то ещё чего… Как во всех церквах в то вре­мя, в общем. Лет 20 назад хотели её восстановить, но дальше реше­ния дело не пошло. Так и стоит. Попрощавшись с Морозовы­ми едем смотреть церковь. Она, конечно, видна с любого места в Лекарево, но чем ближе подъ­езжаешь, тем величественнее она смотрится, даже в таком по­луразрушенном состоянии пора­жает воображение и в который раз удивляемся – умели же люди строить на века! На дворе 2019 год, а она всё стоит – не берёт её ни холод, ни зной, ни разрушительная деятельность атеистов, ни людское равнодушие. Внутри, под купола­ми, кое‑где можно увидеть фраг­менты уцелевших фресок. Красиво очень.

ТАЛАНТЫ И ТРУЖЕНИКИ

Не смотря на осеннюю унылость и глобальную печаль по поводу за­брошенности прекрасного храма, следующие сведения нас порадо­вали. Узнали мы от жителей села, как много здесь проживает талант­ливых людей, это кроме известно­го уже нам Александра Морозова. Ни один праздник не обходится без выступлений ансамбля «Ковы­лёк» – про него нам рассказала ба­бушка с улицы Рябиновка – рябины на её улице так и горят, усыпанные красными ягодами.

Проживает в этих краях ещё на­стоящая поэтесса – Людмила Окунева не устаёт сочинять но­вые стихи и даже гимны ко всем юбилейным датам и торжествам села. Вот не далее как в прошлом году отмечали 310-летний юбилей Лекарево, и там лекаревцы в оче­редной раз блеснули своими талан­тами – даже газета «Новая Кама» про них писала и стихи Окуневой увековечила:

Среди живописных пейзажей,Где все мне знакомо до слез, Поля и дубравы родные,И Богом забытый колхоз……Любить и гордиться селеньем,Культуру и быт прославлять,И родиной малой гордиться,И трудности все побеждать…И стих завершая, скажу вам:Народ наш успешно живет.И лекаревцы вдохновенноШагают по жизни вперед!

ГАДЖЕТАМ НАЗЛО

К сожалению, ни артистов, ни поэтов, ни сельского библи­отекаря Светланы Почкалиной, которая может рассказать о зна­менитой женской тракторной бри­гаде Лекарево, чей стаж работы на тракторах в колхозе «Власть Советов» составил четверть века, мы не застали. Но остались под впечатлением от услышанного и увиденного. Подумать только – библиотека в этом селе появи­лась аж в 1896 году! И с той поры все поколения лекаревских чита­телей ей не изменяют, не смотря на засилье гаджетов.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Из Казани выезжаем по автодороге М‑7 в сторону Набережных Челнов. Через 32 км после моста через Вятку нужно повернуть налево по указателю «Лекарево».

ЧТО ПОСЛУШАТЬ:

В Лекарево чтят большую историю Государства Рос­сийского и могут рассказать вам множество малень­ких историй, из которой она состоит – эти истории либо начинались, либо продолжались, либо заканчи­вались в этом селе. По крайней мере, имеют к нему хоть косвенное отношение. Например, помнит Ле­карево Емельяна Пугачёва, который по Сибирскому тракту следовал через село в Казань. Многие госу­дарственные преступники этапировались по этому маршруту – вот в доме, на улице Большая Дорога, заключенные останавливались на ночлег.

 

Журнал "Татарстан", сентябрь 2019 года