Старый Куклюк: Бизнес на страже традиций
Песни, танцы предков – что за красота!
В каждом их движении – удаль, доброта!
Деды завещали своё село любить,
Обычаи, традиции бережно хранить!
(слова из гимна села Старый Куклюк)
– Да, мы активные. А как иначе? Что, Путин приедет и всё за нас сделает? Есть, правда, деревни, которые сидят и ждут. Мы не такие…
Местный активист и школьный директор Иван Мельников ведёт меня на обзорную экскурсию по Старому Куклюку – единственному марийскому селу в Елабужском районе. У меня же задача своя – узнать, как в наше время экономических потрясений и глобализации этим людям удается сохранять не только своё село, но и родные традиции.
БАБУШКИНО НАСЛЕДИЕ
Так меня ещё нигде не встречали. Стоило подойти к сельскому клубу, как на улицу высыпала стайка женщин в нарядных фартуках и платках. Завели задорную песню, пустились в пляс.
– Это они вам поют: «Откуда вы приехали, такие хорошие? Мы вас ждём, встречаем!», – шепчет мне на ухо вольный перевод с марийского Иван Николаевич.
Вскоре по селу разносится моё одинокое «Браво!», и мы, довольные друг другом, заходим в тепло. С гордостью мне показывают сшитые своими руками национальные костюмы елабужских мари. А я глаз не могу оторвать от гармонистки – вот кто одет в настоящий раритет! Платью, что на ней, перевалило за век, а на груди – украшение из старинных монет.
– Бабушкино, – улыбается она. – Ниной Ивановной её звали. Я тоже Нина Ивановна. Наверное, поэтому бабушка именно мне своё наследство оставила. Сколько раз просили продать, но я всем отказываю – берегу.
Как оказалось, жители Старого Куклюка умеют хранить реликвии не только семейные.
– Наш ансамбль «Марийские зори» в этом году тридцатилетие справит, – рассказывает Алевтина. – Изначально создавали его с одной целью – сохранить язык, традиции, чтобы дети учили и не забывали, ведь наша марийская деревня – единственная такая на всю округу. А сегодня ни одно районное мероприятие без нас не обходится!
ДВА КУКЛЮКСКИХ «ЗАЙЦА»
– А вы откуда о нас узнали? – спрашивает меня Николай Мельников по дороге к местным достопримечательностям.
– Сарафанное радио привело!
Николай - сын Ивана Мельникова. Как и отец, работает в Старокуклюкской школе. Как и отец, является активистом села.
– А это наш главный петух, – показывает он мне сникшую на весеннем солнышке кучку снега. – Несколько метров в высоту был! Не верите?! Так в прошлом году мы такую гигантскую обезьяну слепили, что даже республиканский конкурс по новогоднему оформлению выиграли. Денежный приз пошёл на создание памятника труженикам тыла Великой Отечественной войны.
К слову, в Старом Куклюке не один – три памятника. А музеев на квадратный километр чуть ли не больше, чем в столице республики. Сегодня все они служат одной общей цели – увеличению турпотока.
Да, про сельский туризм здесь знают не понаслышке. Более того, видят в нём спасение не только села, но и народных традиций. Как говорится, одним выстрелом – сразу двух зайцев.
А началось всё с… шутки! Ровно десять лет назад Иван Николаевич изобрёл лошемобиль.
– Я в соседней деревне живу – нас там всего-то восемнадцать человек осталось, – рассказывает он. – Бывает, на работу надо, а машина сломалась. Вот и придумал из старого авто конструкцию для лошади. Запрягаю её и еду спокойно в чистом костюме и галстуке – директор всё-таки!
Фотография лошемобиля попала в интернет, проложив таким образом в Куклюк туристическую тропу. С тех пор понеслось! Немцы и китайцы, финны и японцы – кого только там не побывало. А местный Кулибин придумывает на радость селянам и туристам новые диковинки. И вот уже стоят в ряд у школы передвижные баня, домик Бабы-яги, туалет и даже мобильная ёлка… А рядом расположилась и главная достопримечательность Куклюка – Дом-музей «Марийская изба».
«НА КРЫШЕ ДОМА ТВОЕГО…»
– Что это там? Конструкция какая-то странная… – недоумеваю я, рассматривая соломенную крышу музея.
– Качели это! – смеётся Мельников-старший. – Летом кататься приезжайте.
Впрочем, в Куклюке не только на «небесных качелях» или лошемобиле покататься можно. Для туристов здесь предусмотрен полный арсенал национальных забав: примерить лапти и марийский костюм, научиться плести корзины, доить козу и даже помыться в баньке по-чёрному. Кстати, вон она – дымится в двух шагах от избы.
– Как в такой не угореть? – спрашиваю я, глотая чёрный дым. Приглашение попариться не приняла, но внутрь заглянула – не удержалась.
– Так ее дымом только протапливают, – рассказывает Николай. – Затем угли убирают, дым выгоняют. Жар стоит! Такие баньки в наших местах нередко встречались, и лечебные свойства их хорошо известны: очищают лёгкие, лечат кожные заболевания…
Баню и марийский дом в Старом Куклюке восстанавливали не по книжкам, а воспоминаниям – еще живы те, кто помнит, каким было истинное положение дел.
— Вот в таком-же доме я вырос, — говорит Мельников-старший. – Смотрите, под потолком полати – самое теплое место, потому что жар от печки наверх идет. А вот сюда – в проем между стеной и печью – в лютые зимы загоняли малый скот.
Я оглядываюсь. На мой, городской взгляд, тесновато, а между тем, в таких домиках когда-то одновременно по три поколения проживали. Длинные лавки и стол, широкая кровать, убранная лоскутным покрывалом, подвешенная к потолку люлька, а рядом с ней – небольшая лавочка и прялка. Вот так в давние времена женщины свои вечера и коротали: ногой ребенка в люльке качали, тут же пряли да песни колыбельные пели.
— А это что такое? – хитро спрашивает Иван Мельников, протягивая здоровенную и уже ржавую «стрелу» с металлическим оперением. – Подсказка: самая нужная вещь в хозяйстве!
Долго думаем с нашим фотографом, в итоге сдаемся. Оказывается, это светцы – держатель для лучины. По-марийски, изике, ичык. В старые времена острием светцы забивали в стену, с другой стороны закрепляли тонкую щепку из сосны или пихты, а снизу – для падающих угольков – обязательно ставили сосуд с водой.
На стенах марийской избы развешаны белые узорчатые полотенца, на столе – самовар… Мы стоим на домотканых ковриках, и ощущение такое, что хозяева где-то рядом: отец семейства за дровами для печки вышел, а мать – козьего парного молочка принести.
— Китайцы здесь у нас гостили, — хвалится Иван Николаевич. — Попарили их в баньке, в печке картошку испекли. «Караша! Караша!», — только и приговаривали.
ЯЗЫК – ВСЕМУ ГОЛОВА
Поро кече! Это по-марийски означает «Доброе утро!». Но в местную школу мы заглядываем уже в районе обеда, так что для нас больше подходит другое приветствие: «Поро кас!». Этому я учусь в школьном коридоре – незатейливый справочник висит прямо на стене. К слову, в Старом Куклюке, как в большом городе, частенько встречаются вывески: все они на трех языках – русском, татарском и марийском.
— Мы в этом вопросе даже Марий Эл опередили! – смеется Мельников-старший.- Они, как увидели, удивились! Решили перенять.
Собственно, в школу мы пришли, чтобы посетить еще один музей. Открываем дверь и… нас вновь встречают народными песнями и плясками. На сей раз маленькие артисты фольклорной группы «Ужара».
— Мы таким образом закрепляем знания языка, — рассказывает их руководитель и учитель марийского Татьяна Филиппова. – С него и начинается приобщение к культуре.
— А что же родители – не приобщают?
— Чисто марийских семей у нас уже мало осталось – много смешанных. На помощь им приходит сначала детский сад, где малышам дают азы марийского, а затем и школа. Так мы реализуем программу этнокультурного марийского образования в Елабужском муниципальном районе.
Одна из участниц группы «Ужара» Ангелина частенько выходит на сцену вместе со своей мамой – уже знакомой нам Ниной Ивановной.
— А дома на марийском общаетесь? – спрашиваю их.
— В основном на русском – наш папа татарин, но девушек должны быть свои секреты, и в этом нам помогает марийский, — смеется Нина. – А зять у меня – удмурт. Все вместе держимся! Всех приобщаем к своим традициям.
«МУЗЕЙ» – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Школьная краеведческая экспозиция музеем именуется вполне официально – этому и документальное подтверждение имеется: прямо у двери красуется Свидетельство. А юные экскурсоводы Кирилл и Эльза способны поразить гостей рассказами о родном крае аж на четырех языках. Вот и сейчас, водя указкой по макету местности, Эльза посвящает меня в историю Старого Куклюка.
— Образовали наше село еще в 17 веке марийцы, которые приплыли сюда по Вятке, а затем по реке Умяк. Раньше здесь были непроходимые леса и болота. Кстати, Куклюк так и переводится – «край болота».
Эльза показывает, где неподалеку от их села расположен екатерининский мост (говорят, по нему проезжала сама императрица) и окопы времен гражданской войны. Рассказывает не только о главном марийском празднике Семык, но и праздниках своих соседей. Так я узнаю, что на Петров день чуть ли не весь Старый Куклюк отправляется в русскую деревню Умяк, Троицу справляет в Большом Елове, а на Сабантуе веселится в Татарском Дюм-дюме… Но вот экскурсоводческую эстафету у нее перехватывает Кирилл, и мы продолжаем путешествие во времени. Первый крупный экспонат – старинный ткацкий станок.
— Если девушка не умела прясть, ее не брали даже замуж! – строго сообщает мне Кирилл.
Рядом на большом стенде красуются утюги, колокольчики для скота, лапти и глиняные кувшины. «В таких молоко три дня не прокисало. Без холодильника! А в погребе – так вообще целую неделю хранилось».
— Проверено лично, – кивает Иван Николаевич.
На импровизированном «чайном столе» высится самовар, а вот привычного для нас чая не видать: мелиса, зверобой, смородина, боярышник и любимый марийцами шиповник – таков был запас витаминов на зиму.
Я еще долго хожу по музею. Трогаю суровые самотканые материи, разглядываю раритеты времен гражданской войны, всматриваюсь в старые фотографии…
— Скажите честно, трудно вам сегодня сохранять свою национальную культуру? – напоследок спрашиваю директора.
— Трудно, — сразу грустнеет он. – Все же на энтузиазме держится. Говорю всем: «Скоро язык свой знать не будете!». Вот кончится школа, и все… Она, как опора! Только бы ее сохранить…Сегодня у нас учится двадцать детей. На следующий год придут еще шестеро, а вот в старших классах – провал. А между тем, перспективы есть и большие. Вы же сами видите, сколько у нас интересного!
СИМВОЛ МУЖСКОЙ СИЛЫ
— Я сейчас полотенце для сына вышиваю. С оберегом мужской силы. Есть у нас традиция: будет в армию собираться, накинет на плечи полотенце и пойдет по всем друзьям да родственникам…
Местный учитель технологии Надежда Кузьмина – знаток традиционной марийской вышивки. Умение свое передает ученицам школы, но утверждает: осилить его дано не каждой. Я же внимательно разглядываю ее работы и дивлюсь их искусности.
— Это специальный марийский шов, — поясняет Надежда. — Ох и долго я ему училась! Наша вышивка имеет свои символы. Чистая геометрия! Розетки, углы, квадраты – все они считаются оберегами. Вот, например, распространенная воронка собирает нечисть со всего дома…
В руках она держит вымпел с надписью «Ош Поро Кугу Юмо…» («Светлый Добрый Белый Бог…»). К слову, в старину марийцы поклонялись силам природы. Такими вышивками украшали священную рощу Кюсото, когда собирались в ней на молебен. Старожилы Старого Куклюка еще помнят, как их бабушки приносили свои нехитрые жертвоприношения, призывая в зной дождь, и прося стихию обойти их село стороной. Еще в 2003 году возродить священные обряды в селе помог Леонид Шабалин – выходец из Старого Куклюка. Он же стал местным картом – жрецом традиционной религии марийцев.
— Основная наша задача – познакомить молодежь со всеми своими традициями, — говорит Николай. — Чтобы за столом на праздниках не западную попсу слушали, а свои национальные песни пели.
— А нужно ли им это в наш современный век? Глобализация наступает – не легче ли просто смириться?
— Чтобы ничем друг от друга не отличаться? Отойти от своих корней, не знать языка?! – возмущается Мельников-младший, и я понимаю: нет, в Куклюке этого определенно не допустят.
У САМОГО КАСПИЙСКОГО МОРЯ
Всего в Старом Куклюке зарегистрировано около пятисот человек, но реально проживают чуть больше двухсот. Дом за домом проезжаем село. Немало среди них опустевших…
— Молодежь поступает в институты, привыкает к городу и не возвращается, — сетует Николай.
— А вам самому здесь не скучно?
— Мне? – удивляется он неожиданному вопросу. – Нет! Я живу в деревне, но это не мешает вести активную деятельность, участвовать в республиканских молодежных форумах.
Он везет нас к себе в гости, в соседнее Черкасово. У калитки ждет собака, рядом припаркован лошемобиль…
— Вон соседский дом – тоже наш. Выкупили под сельский туризм. В прошлом году первые постояльцы приезжали. Хотим еще один арендовать – сделать из него такой деревенский отель в «три колоска». В 2016 году Старый Куклюк и Черкасово посетило больше 500 человек.
Недалеко высится большой поклонный крест. Мы спускаемся, минуя сугробы, к роднику. Моем руки в чистой воде. Здесь берет начало… Каспийское море. Во всяком случае, так утверждают Мельниковы.
— У меня еще есть идея соорудить тут кресло – чтобы турист сел, загадал желание, — улыбается младший из них. – В общем, движется мысль в нужном направлении!