У «ворот» большой татарской нефти. Из истории АО «Транснефть — Прикамье»
Лето 1943 года ознаменовалось открытием на территории ТАССР мирового нефтяного гиганта – Ромашкинского месторождения нефти. Высокие темпы добычи потребовали скорейшей доставки татарской нефти к железнодорожным артериям страны. Небольшая станция Клявлино стала перевалочным пунктом для дальнейшей отправки черного золота на нефтеперерабатывающие заводы. До станции был проложен первый в истории ТАССР нефтепровод «Шугурово - Клявлино», возведены нефтеналивная эстакада и первый резервуарный парк.
16 августа 1949 года приказом № 1046 министра нефтяной промышленности СССР Н.К. Байбакова в Клявлино была создана Татарская нефтепроводная контора. Именно эта дата считается днем образования сегодняшнего акционерного общества «Транснефть - Прикамье».
Тёплый майский день 1978 года. Короткая передышка в работе передовой комсомольско-молодежной бригады молодых наливщиков. За ними - нефтеналивная эстакада Клявлинской базы. Сюда по первому в Татарии шугуровскому нефтепроводу транспортировались тонны татарской нефти. Состав, наполненный нефтью, ждет порт Новороссийск, дальше – море и зарубежные потребители. Задор и жажда жизни в глазах ребят, опыт и мудрость за плечами бригадира. С теплотой и уважением смотрят Анатолий Дмитриев, Василий Таябин, Александр Борзов и Михаил Свеженцев на своего наставника Александра Трунина. Каждый из них осознает причастность к важному делу - вахте на «воротах» большой нефти Советской Татарии.
Один из парней – Василий Таябин - на нефтеперевалочную базу устроился по совету друзей сразу после женитьбы. Как выяснилось, плохого не посоветовали - зарплата на базе была хорошая. К тому же, работники круглый год обеспечивались спецодеждой и обувью. Руководил базой Владимир Кудряшов, главным инженером был Александр Гуськов. На предприятии строжайше соблюдалась дисциплина труда, курить категорически запрещалось. Бригадир Александр Васильевич и по возрасту, и по отношению был ребятам вторым отцом, отличался требовательностью и строгостью. Работали дружно, любили и спешили жить, друг к другу относились по-доброму.
Всего на наливе в три смены работали четыре бригады, в каждой по 10 человек. График, мягко говоря, непростой, поэтому в нефтеналивном «строю» оставались самые сильные, выносливые, трудолюбивые. Молодёжь параллельно еще и училась.
Наливщик в ту пору был главной фигурой нефтеперевалочной базы. Нефть на эстакаду подавалась самотёком из резервуаров на горе. Состав из 60 цистерн в два ряда. Эстакаду с люками связывали перекидные мостики на шарнирах. Наливщики взбирались по ним, открывали крышку, отбегали назад и открывали задвижку на эстакаде. Не допустить перелива считалось высшим мастерством. Ориентировались, в основном, на слух. Нефть в полной цистерне булькала по-особенному. Один наливщик обслуживал до шести цистерн, весь состав наполняли за полтора часа. В течение смены, как правило, приходили три состава. Уходили с заботливо и споро налитым в цистерны татарским «золотом».
К тому моменту, когда уже в полную мощь функционировали нефтепроводы «Дружба-1» и «Дружба-2», коллектив базы был присоединен к нефтеперекачивающей станции «Елизаветинка» Ромашкинского районного нефтепроводного управления. Каждому из её работников была предоставлена возможность продолжить работу в аварийно-восстановительных бригадах «Елизаветинки». Судьбы наливщиков сложились по-разному. А на фотографии и по сей день - сильные духом и телом ребята, «провожавшие» тонны черного золота Советской Татарии в дорогу по необъятной стране и за ее пределы.
Источник материала: realnoevremya.ru