Турки : культура и обычаи

Турки : культура и обычаи

Культура и обычаи в Турции складывались тысячелетиями из традиций разных религий и народов от тюркских государств до современной Турецкой Республики. Части каждой из них сплелись в единое целое, что дало основу для творческих поисков художников, поэтов, музыкантов – как древних, так и современных.

Alanya Turkey

Культура в Турции не часто является объектом изучения для россиян и других иностранных туристов, но уже при первом посещении этой страны сразу становится понятно, что она имеет глубокие корни и достаточно своеобразна. Отдыхающих привлекает и поражает искреннее гостеприимство турок, которое, правда, порой кажется навязчивым.

У местных жителей принято чтить родственные связи, поэтому они часто ходят в гости друг к другу, помогают молодым членам семьи и поддерживают старшее поколение.

Большую роль играет этикет, поэтому особенности турецкой культуры – это вежливость и пунктуальность. При этом жители Турции ведут размеренный образ жизни и не любят спешить. Культура в Турции во многом состоит из религиозных обычаев, отсюда берут корни манеры общения, приветствия и теплые пожелания при встречах. Однако в больших и в особенности курортных городах общество является уже по-европейски светским.

Культура в Турции тесно связана с родственными отношениями и традициями. Важнейшую роль в жизни турок играет семья. Вступать в брак здесь принято достаточно рано. При этом будущий муж не может снизить достаток и обеспеченность супруги, поэтому редко заключаются браки среди представителей разных социальных слоев.

И какие бы европейские веяния не привносила современность, народ чтит и хранит традиции и обычаи своих предков – это и есть то, из чего состоит культура в Турции.

История культуры Турции с древних времен до современности

Малая Азия, на которой находится большая часть Турции, имеет богатую и противоречивую историю, а также считается местом зарождения первой цивилизации Земли. С древнейших времен этнос, населяющий эту историческую область, впитал в себя культурные веяния различных народностей, которые легли в основу сложной современной системы ценностей и традиций Турции.
История культуры в Турции поистине интересна и начав с ней знакомиться, сложно остановиться, изучение традиций и обычаев затягивает и завораживает.
Чтобы не попасть впросак во время отдыха, следует знать некоторые тонкости и манеры поведения. Современная культура Турции не приветствует изображение человека. Поэтому перед тем, как сфотографировать кого-то, следует спросить разрешения (это больше относится к провинциальным территориям, в крупных городах проблем не бывает) или не делать снимок вообще. Также культура в Турции негативно относится к распитию спиртных напитков на улицах. А вступая на территорию мечети или частного дома, перед входом нужно снять обувь. Определенные жесты могут неправильно понять, так что стоит внимательно относиться к своей мимике и жестикуляции. История турецкой культуры уходит корнями в османский период развития страны (1299-1923). Турецкая литература — это литература и письменные источники на турецком языке. Османская литература имела, по большей части, религиозный характер и была ограничена требованиями ислама. На ее развитие оказали огромное влияние древние традиции персидской и арабской литературы. Но есть и национальные особенности — наличие богатой фольклорной традиции, которая включала в себя, в частности, байки и анекдотические рассказы о Ходже Насреддине; устный и письменный героический эпос, рассказывающий о подвигах предков.

Несколько турецких писателей – Сулейман Назыф, Назым Хикмет, Орхан Памук и некоторые другие, приобрели известность не только в Турции, но и во всем мире.

Историю же турецкой архитектуры можно условно разделить на три основных периода: Сельджукский период (XII −XIII века), Османский период (XIV — XIX века) и современный период (XX век — начало XXI века). Говоря о турецкой архитектуре, обычно имеют в виду ее наиболее яркие и выдающиеся образцы, представленные в наиболее знаменитых сооружениях, таких, как мечети, караван-сараи, медресе, правительственные сооружения, а также общественные бани- хамамы, прославившие Турцию не меньше, нежели римские термы.

Для сельджукского стиля характерны простота, элегантность и гармоничные пропорции всего здания, а также особая изысканность и богатство деталей входных ворот и парадных дверей. Многие сельджукские сооружения имели небольшой внутренний дворик. Здесь сильно сказывается влияние иранской (персидской) культуры.

Османский период характеризуется значительным влиянием византийской архитектуры, а также строительных традиций мамелюкского Египта. Так, знаменитый Собор Святой Софии в Констнтинополе (Стамбуле), ярчайший образчик византийской архитектуры, стал примером для подражания для строителей многих сооружений османского периода. Для архитектуры османского периода в целом типичны величественные купола, своды и арки. Она характеризуется необычайным разнообразием и богатством стилей, в которых отражается синтез архитектурных традиций Ближнего Востока и всего  Средиземноморья.

На современную турецкую архитектуру огромное влияние оказала политика секуляризации, начатая Кемалем Ататюрком. Если ранее мечети и медресе являлись основными образцами национальной архитектуры, то с середины 1920-х годов строительство мечетей, медресе и других культовых сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной светской европейской (особенно немецкой) архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920-х годов основными образцами архитектуры становятся офисы, музеи, гостиницы, правительственные сооружения и т. п. Главными чертами стиля становятся функциональность, простота, модернизм.

Начиная с XVI века, в Османской империи особую популярность приобрёл театр теней («Карагёз»), возникший под влиянием культуры Индии и Египта. В пьесах использовались куклы и марионетки, а также специальные световые эффекты и декорации, позволявшие создавать иллюзию многомерного сценического пространства. Куклы озвучивались актерами, остававшимися за занавесом.

С середины XIX века Османская империя начала быстро осваивать и внедрять многие явления культуры, пришедшие с Запада. С этим связано возникновение современного театра — с актерами, пьесами и драматургами. Основателем турецкой драматургии считается Ибрахим Шинаси, написавший в 1860 г. первую пьесу на турецком языке — «Şair Evlenmesi» (Сватовство поэта).

Турки в Татарстане

Национально-культурная автономия турок города Казани «Анадолу» образовалась в середине 2005 года и сразу влилась в этнокультурную жизнь Татарстана. Турецкая община насчитывает более 500 человек, и это только те, кто получил гражданство и остается жить в России. Естественно, для организации и проведения мероприятий автономия привлекает и тех сограждан, которые приехали в республику временно, на работу или обучение.

Автономия наладила тесные связи с общиной турок-месхетинцев, почти одновременно появившейся в Казани, и уже в год своего образования они провели совместное мероприятие — Ураза-Байрам, праздник завершения священного месяца Рамадан. С 2006 года традицией стало празднование всей диаспорой Курбан-байрама.

Установлены контакты с казанской начальной школой с турецким этнокультурным компонентом «Радуга», с ее руководством,родителями обучающихся в ней детей. Первым совместным мероприятием,которое провели турецкая община и школа, стало празднование Дня детей 23 апреля 2006 года. В 1920 году в Турции дата 23 апреля была объявлена Международным днем мира и детей. Этот день каждый год широко празднуется в Турецкой Республике.

Турки, проживающие в столице Татарстана, решили продолжить эту традицию в нашей республике и организовали большой праздник для детей в Молодежном центре «Ак Барс». Программа вечера состояла из множества номеров, исполненных учащимися татаро-турецких лицеев и начальной школы с турецким этнокультурным компонентом, входящими в состав просветительско -образовательного общества «Эртугрул Гази». Со сцены звучали песни и стихотворения на татарском, русском, турецком и английском языках, разыгрывались сценки по мотивам детских произведений татарских и турецких писателей,исполнялись народные танцы. Особенно понравилась зрителям инсценировка старинного турецкого обряда «Кына кичэсе» — девичья вечеринка накануне свадьбы. Подарком от Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан и Дома Дружбы народов Татарстана стал зажигательный грузинский танец, исполненный участниками художественного хореографического коллектива «Оцнеба» НКА грузин РТ.

Всех детей поздравили с праздником Генеральный консул Турецкой Республики в Республике Татарстан Мустафа Кемал Демирчилер, заместитель генерального директора  ЗАО Просветительско-образовательного общества «Эртугрул  Гази» Мустафа-бей, директор Дома Дружбы народов Татарстана Чулпан Хабибуллина, председатель Национально-культурной автономии турок г. Казани «Анадолу». Среди почетных гостей вечера были заведующий сектором межнациональных отношений Аппарата Президента Республики Татарстан Вячеслав Никифоров, председатель Правления АНКО  РТ Сагит  Джаксыбаев, руководители национальных общин города и республики.

В конце праздничной программы всем детям-участникам вечера были вручены подарки от турецкого Консульства, Ассамблеи народов Татарстана,общества «Эртугрул  Гази» и турецкой общины.

Три года турки, проживающие в Казани, продолжают эту традицию в Татарстане и проводят большой, незабываемый праздник для детей на разных концертных площадках. В 2008 году, например, свою сцену предоставил Татарский государственный академический театр им. Г.Камала. Программа мероприятия всегда состоит из множества номеров, в которых с удовольствием участвуют дети.

Турецкая община также оказывает всестороннюю помощь деятельности школы«Радуга», родители-члены автономии организовывают поездки за город,различные конкурсы и спортивные состязания, празднуют день первоклассника, день учителя, Новый год.

29 октября 2008 года при участии Национально-культурной автономии турок г. Казани «Анадолу» в общеобразовательной школе «Радуга» был проведён Праздник Осени, приуроченный ко Дню Республики Турции. Учащиеся  подготовили концерт, состоящий из музыкальных и вокальных номеров,театральной постановки и чтения стихов на татарском, турецком и русском языках. После концерта гостей ждало угощение из блюд национальной турецкой кухни.

От имени Ассамблеи народов Татарстана детей и членов турецкой автономии поздравил с праздником руководитель Исполнительного комитета Совета Ассамблеи Николай Владимиров. Это мероприятие также обещает стать ежегодным.

В работе турецкой автономии одно из главных мест занимает благотворительная деятельность, в частности проведение регулярных ярмарок-продаж изделий ручной работы, изготовленных членами общины, с передачей вырученных средств детским домам, детям-сиротам.

25 марта 2006 года в течение дня в галерее «Артэко» проходила первая благотворительная ярмарка-продажа, организованная при содействии Дома Дружбы народов Татарстана. На ярмарке были представлены уникальные изделия: вышитые подушки, полотенца и покрывала, изящные платки, вышитые картины, расшитые вручную сумки, расписанные лампы,всевозможные сувениры и бижутерия. В ассортименте – одежда для детей. Большинство изделий было выполнено руками турецких женщин Татарстана и учащихся татарско- турецких колледжей Казани. В одном из залов были выставлены на продажу блюда турецкой кухни, в основном знаменитые восточные сладости.

На открытии выставки присутствовало много почетных гостей, среди которых депутаты Госсовета Республики Татарстан Разиль Валеев и Туфан Миннуллин, глава администрации Московского района г.Казани Гузель Минкина, заведующий кафедрой татарского языка и литературы Казанского государственного университета Хатып  Миннегулов,председатель Правления Ассоциации национально-культурных объединений РТСагит  Джаксыбаев, директор Дома Дружбы народов Татарстана Чулпан Хабибуллина, а также генеральный секретарь Организации городов Всемирного наследия Дени Рикар, координатор европейских проектов ОГВН,заместитель мэру г. Родос Ли Минаидис и представитель американского Фонда Гетти  Франсуаза Декан.

Все средства, вырученные от продажи изделий, члены автономии отдали детям-сиротам. В Турции подобные акции — традиционный шанс неработающим женщинам проявить свое милосердие к сиротам. И на земле Татарстана турецкие женщины, следуя этой традиции, нашли горячую поддержку со стороны татарстанских женщин. Подобные ярмарки прошли в 2007 и 2008 годах.

В 2008 году в ознаменование священного мусульманского праздника Курбан-байрам турецкая община провела благотворительную акцию по раздаче мяса жертвенных животных тысяче инвалидов, пожилых людей и членов малообеспеченных семей, состоящих на учёте в центре социального обслуживания населения Управления социальной защиты г. Казани.

Помимо мероприятий внутри общины, турецкая автономия активно участвует и в жизни Ассамблеи, её представители выступают с номерами на общегородских фестивалях национальных культур, на Дне Республики и Казани. В 2007 году команда НКА турок принимала участие в первом турнире по мини-футболу среди национальных общественных объединений Казани и Татарстана.

Члены автономии и её председатель Саглам  Юсуф помогают своим соотечественникам, оказавшимся в трудной ситуации, решают миграционные вопросы, связанные с регистрацией и пребыванием граждан Турции в Татарстане. Саглам  Юсуф принимает участие в совещаниях руководства Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан с председателями национальных общин. Развивается и взаимодействие с консульством Республики Турции в Татарстане.

Источник: Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана