ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
ТУ`ПОЛЕВ Андрей Николаевич (29.10.1888, с. Пустомазово Тверской губ. — 23.12.1972, Москва), авиаконструктор, д. техн. наук (1933), акад. АН СССР (1953; чл.-корр. АН СССР с 1933), засл. деятель науки и техники РСФСР (1933), трижды Герой Соц. Труда (1945, 1957, 1972), генерал-полковник инж.-авиац. службы (1968). В 1918 окончил Моск. высш. техн. уч-ще. С 1909 под рук. проф. Н.Е.Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке (участвовал в постройке планёров и элементов самолётов, в 1910 совершил свой первый полёт на планёре). В 1916–18 работал в расчётно-испытательном бюро, где была разработана и построена первая в стране аэродинамическая труба. Один из основателей (1918) и руководителей Центр. аэрогидродинамического ин-та (ЦАГИ), в 1918–36 зам. начальника по опытному цельнометаллическому самолётостроению, организатор произ-ва лёгкого и прочного металла — кольчугалюминия (дюралюминий). В 1922 сформировал и возглавил ОКБ (в составе ЦАГИ) по проектированию и произ-ву цельнометаллических самолётов различных классов: смешанной конструкции АНТ-1 (1922), цельнометаллического АНТ-2 (1924), воен. АНТ-3 (принят на вооружение в Воен.-возд. силах Кр. Армии в 1925). Впервые в мир. практике Т. научно обосновал схему цельнометаллического самолёта со свободнонесущим монопланным крылом: установка двигателя на передней кромке крыла и топливных баков в его объёме приводит к разгрузке крыла и высокой весовой отдаче. По этой схеме были созд. бомбардировщики АНТ-4 в 1925, АНТ-6 в 1930, АНТ-40 в 1935 (внедрены в серийное произ-во на з-дах в Казани, Воронеже, Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре и др. городах). Т. ввёл в практику отеч. самолётостроения орг-цию филиалов осн. КБ и собств. лётно-доводочных баз на авиац. з-дах, что позволило сократить сроки проведения заводских испытаний и значительно ускорить выпуск машин. Т. — создатель первых отеч. многомоторных пасс. самолётов: 3-моторного АНТ-9 (1929), 5-моторного АНТ-14 (1931), самого большого для того времени пасс. самолёта АНТ-20 «Максим Горький» (1934), аналог к-рого — АНТ-20 бис был изготовлен на Казан. з-де. На самолётах АНТ (1922–41) и ТУ (с 1941) было установлено 78 мир. рекордов, совершено 28 уникальных перелётов, в т.ч.: спасение в 1934 участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин» (АНТ-4); беспосадочный перелёт в 1937 из Москвы в США через Сев. полюс экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова (АНТ-25); высадка в 1937 науч. экспедиции «Северный полюс» во главе с И.Д.Папаниным (АНТ-6); рекордный по дальности полёт, выполненный в 1938 жен. экипажем во главе с В.С.Гризодубовой (АНТ-37 бис «Родина»).
В 1937 Т. был репрессирован (реабилитирован в 1955). Находясь в заключении, возглавил группу конструкторов, работавших над проектом «103» (фронтовой бомбардировщик Ту-2) в спец. Центр. КБ-29 (Особое техн. бюро НКВД СССР). В 1941–43 ОКБ было эвакуировано в г.Омск, где Т. руководил серийным произ-вом Ту-2 и комплектацией авиаполков. В операциях Вел. Отеч. войны принимали участие также самолёты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7 (АНТ-42), разработанные совм. с В.М.Петляковым, торпедные катера Г-4 и Г-5. Т. — создатель первых отеч. цельнометаллических гидросамолётов АНТ-8, АНТ-22, АНТ-27 бис, самолёта-амфибии АНТ-44; в послевоен. годы — самолётов с поршневыми двигателями: боевого Ту-85, пасс. Ту-70, бомбардировщика Ту-4 (стратегического носителя атомного оружия). Т. одним из первых отеч. конструкторов внедрил в самолётостроение турбореактивные двигатели и стреловидные крылья (дальний бомбардировщик Ту-16, первый отеч. пасс. реактивный самолёт Ту-104). Под рук. Т. созд. первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и среднемагистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, первый в мире сверхзвуковой пасс. самолёт Ту-144 (совм. с А.А.Туполевым), ряд новых типов самолётов спец. назначения (дальнего радиолокационного обнаружения, противолодочной обороны, беспилотные разведчики). В Казан. авиац. ПО им. С.П.Горбунова было осуществлено серийное произ-во мн. видов самолётов, разработанных Т.; в 1943–44 он присутствовал при испытаниях модели Пе-2 в аэродинамической лаборатории Казан. авиац. ин-та. Т. воспитал плеяду талантливых конструкторов, впоследствии возглавивших ОКБ и НИИ самолёто- и ракетостроения (В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.А.Архангельский, М.Л.Миль, А.П.Голубков, И.Ф.Незваль и мн. другие). Чл. ЦИК СССР в 1935–37. Деп. ВС СССР в 1950–72. Лен. пр. (1957), Гос. пр. СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), пр. им. проф. Н.Е.Жуковского (1958). Награждён восемью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», другими (отеч. и иностр.) орденами и медалями. Герой Труда (1926). Почёт. чл. Королевского авиац. об-ва Великобритании и Амер. ин-та аэронавтики и астронавтики. Бронз. бюст Т. установлен в г.Кимры Тверской обл., его именем назв. набережная в Москве, улицы в гг. Киев, Ульяновск, Кимры, Жуковский. В Москве и Омске на зданиях пр-тий, в к-рых работал Т., установлены мемор. доски. Имя Т. присвоено Авиац. науч.-техн. комплексу в Москве, Казан. авиац. ин-ту (ныне Казан. техн. ун-т), острову в Обской губе Карского моря. К 120-летию авиаконструктора в Казани установлен памятник.
Лит.: Кербер Л.Л. Ту — человек и самолёт. М., 1973; Андрей Николаевич Туполев: Жизнь и деятельность. М., 1990; Матяж А.И., Мельников А.М. Его именем назван университет: А.Н. Туполев — жизнь и деятельность. К., 2008.
Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан