Татарское село - хранитель традиций
Татары, особенно поволжские, издавна были оседлым народом с постоянными поселениями, стационарными жилищами, богатыми традициями домостроительства.
Местоположение, размеры, планировка и другие особенности традиционных сельских поселений татар зависели от природных, этнотерриториальных, социальных и других причин. Татары предпочитали селиться у воды, поэтому наиболее часто встречающийся тип их поселений – приречный (овражно-речной, долинный, приозёрный). Менее распространённый, но встречающийся на всей территории их проживания – притрактовый тип. Внешний облик поселений был разнообразен.
К началу ХХ столетия большинство татарских деревень имели в той или иной степени упорядоченную уличную, а также рядную, радиальную или квартальную планировку. Улицы прерывались переулками. Бытовал и круговой тип планировки, связанный с наличием в центре селения озера, оврага. Ранние поселения татар имели весьма путаную планировку, в них узкие улочки разбегались от центра, часто от мечети, и оканчивались тупиками, а группы усадеб родственников отделялись переулками. Застройка дворов была бессистемной, дома располагались в разных частях участка, и всё это было закрыто от посторонних глаз высокими заборами. Более поздние сельские поселения, уже с уличной или квартальной планировкой, представляли собой рядную постановку усадебных построек.
Двор татарской усадьбы в дер. Новые Челны Спасского кантона. Конец XIX – начало XX в.
Мечеть в дер. Верески Арского кантона. Начало XX в.
В ХIХ – начале ХХ в. в планировке татарских поселений прослеживались определённые закономерности. В центральной части располагались административные здания, лавки, продовольственные магазины, пожарные сараи. Приблизительно в центре каждой сотни дворов на небольшой площади располагалась мечеть, в зависимости от размера деревни их могло быть несколько. К центру группировались усадьбы зажиточных селян, отличавшиеся добротными, в том числе двухэтажными, домами, многочисленными надворными постройками. В татарских деревнях высаживали большое количество деревьев, кустарников и цветов. Крестьянская усадьба в большинстве случаев делилась на переднюю часть двора и заднюю. В первой половине усадьбы размещались жилая изба, кладовые, скотные и хозяйственные постройки, во второй – огород и нередко баня – мунча, которой татары придавали особое, почти ритуальное значение, а также гумно с овином, током и мякинником. Встречались одночастные дворы, особенно у малоимущих крестьян или там, где усадебной земли было недостаточно, а огороды, гумна располагались за околицей. У зажиточных селян могли быть и трёхчастные усадьбы: передний, чистый двор с домом; вторая часть, где располагались животноводческие постройки, и третья, занятая огородом. В передней части двора, справа или слева от ворот, ставили жилую избу, с которой нередко через сени соединялась клеть, далее, на небольшом расстоянии, – остальные хозяйственные постройки. Клеть или амбар чаще помещали напротив дома, по другую сторону ворот. Вдоль задней стороны двора ставились животноводческие постройки: хлева, конюшни, сараи для мелкого скота, птицы и иных хозяйственных нужд. Через вторые ворота или калитку можно было пройти в огород.
Зимний дворик. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2010 г.
Дом богатого татарина в деревне. Начало XX в.
В лесной и лесостепной зонах вся усадьба по периметру была обычно огорожена: с боковых сторон – строениями и забором из плетня, тёса или брёвен, выполненным в закладной (пазовой) технике; со стороны огорода – пряслом или плетнём, тычинником с воротами для выезда на околицу. Передняя часть ограничивалась клетью, центральными воротами и фасадом избы, перед которой высаживали цветник и декоративные деревья. Если дом располагался в глубине усадьбы, то со стороны улицы устанавливали высокий глухой забор с воротами.
Ворота со стороны улицы были разных типов: из одной-двух створок из жердей и представляющие собой часть прясла, жерди которого между двумя соседними столбами сдвигались в сторону. Распространёнными прежде и популярными сегодня являются «татарские» ворота из сплошного тёсового полотна или двух полотен и калитки, укреплённых на столбах. В городах встречались ворота с каменными (кирпичными) столбами и шаровидными навершиями. Сплошные ворота и заборы по линии улицы до начала ХХ в. у зажиточных домохозяев покрывались орнаментом и раскрашивались в разные цвета. Этим татары издавна отличались от соседей. Ворота на заднем дворе, огороде, на выезде из деревни обычно были плетнёвые или из жердей.
Деревянный дом на ул. Татарской. Томск
Дом Исанбаевых. Казань
Большинство простых одноэтажных сельских жилых домов в лесной и лесостепной природных зонах были бревенчатыми, выполненными в срубной технике, с количеством венцов в срубе от 10 до 17. В лесной полосе для строительства обычно использовали сосну, реже – ель, пихту, лиственницу, в Сибири – кедр; по мере продвижения на юг их сменяли липа, осина. Для татар нехарактерной в домостроительстве была берёза, так как бытовало мнение, что она приносит несчастье. Если древесина была некачественная, брёвна – тонкие, искривлённые, то пазы между ними или весь сруб промазывали глиной. Сруб рубили «в чашку» или «в угол», редко – «в лапу». Оставшийся между брёвнами промежуток прокладывали мхом, соломой, а снаружи конопатили паклей. В безлесных районах Окско-Сурского междуречья, в Южном Приуралье, в южных уездах Самарской, в Оренбургской и Астраханской губерниях, иногда в Сибири не только для хозяйственных построек, но и нередко для жилого дома применялся саман, иногда стены сооружались глинобитными.
Пример оформления ворот. Дер. Куюк Балтасинского района РТ
Жилой дом в с. Ембаево Тюменской обл.
Распространённым явлением были кирпичные дома и лавки. Иногда из кирпича строили нижний этаж, а второй был срубным. Особенно развитым кирпичное домостроение с архитектурой, близкой к городской, было у зажиточных касимовских татар.
По типу строительства традиционное жилище принято делить на горизонтальное и вертикальное. По первому типу у татар были широко распространены жилые дома с конструкцией «изба-сени»: четырёх стенное утеплённое однокамерное жилое помещение с пристроенными неотапливаемыми сенями. Более зажиточные или многолюдные семьи жили в доме «изба-сени-изба». Белая половина предназначалась для старших членов семьи, во второй – кухонной, чёрной – размещались остальные домочадцы. Обе избы объединялись общей крышей и сообщались через холодные срубные или тёсовые сени. Трёхкамерные жилища «изба-сени-клеть» конструктивно и функционально напоминали предыдущий тип. Клеть применялась по прямому назначению – для хранения продуктов, предметов домашнего обихода, нередко в летнее время и в качестве жилого помещения. Если клеть была с подклетью или двухэтажной, то нижняя часть использовалась для хозяйственных нужд, верхняя – для жилья. С конца ХIХ в. этот тип постепенно вытесняется более рационально сконструированным трёхкамерным пятистенником или срубной избой, разделённой на две камеры капитальной стеной и избой с прирубом. В данном варианте отапливаемая половина изготавливалась отдельно и пристраивалась к основному срубу. Обычно вдоль длинной стороны всего дома тянулись сени, но они могли быть и с задней, торцовой стороны.
Плотник. Кукморский район РТ. 1990-е гг.
Деревянный дом на ул. Татарской. Томск
Помимо различий в горизонтальной планировке существовали особенности в вертикальном строении жилища. Кроме одноэтажных домов и изб на подклети состоятельные домохозяева строили двухэтажные жилища. Нижнее кирпичное или каменное помещение нередко использовалось как магазин. Богатые крестьяне, особенно в Заказанье, жили в так называемых крестовиках – домах, составленных из двух срубов, соединённых третьей срубной или тёсовой камерой, сориентированной перпендикулярно к двум другим и игравшей роль сеней (хотя существовали дома, где все камеры были жилыми, а сени пристраивались дополнительно). Подобные строения были и одноэтажные, но всё чаще – двухэтажные. Преимущественно в Заказанье и Касимовском уезде Рязанской губернии встречались трёхэтажные строения с жилым мезонином.
Жилой дом, особенно у зажиточного населения, и прежде всего у казанских татар Среднего Поволжья и Предкамья и у касимовских татар, отличало богатое и своеобразное архитектурно-декоративное оформление. Традиционно большое внимание уделялось украшению ворот и забора, жилища со стороны улицы. Углы сруба, реже и стены зашивали тёсом, располагая доски горизонтально, вертикально или в ёлочку. Полотно ворот, углы дома нередко разделяли рейками на прямоугольники-филёнки, с орнаментом внутри. Богато украшали фронтонную нишу, прежде всего в Заказанье, где нижнюю часть дома, отстоящего от линии улицы, скрывал забор. Фронтонную нишу, карниз, особенно наличники окон, оформляли различными декоративными элементами. Выполнялись они в технике накладной и ажурной пропильной, в старинных домах – долотной резьбы. Все эти украшения были от простых геометрических фигур – ромба, прямоугольника, линии – до розетки, сложного растительного и сильно стилизованного животного орнамента. Многие элементы (верёвочка, звезда, круг) восходят к архитектуре волжских булгар. В колере преобладают чистые, без полутонов, зелёные, голубые, коричневые цвета стен; наличники и вообще вся резьба чаще бывают контрастно-светлыми – белыми, жёлтыми, голубыми – на общем более тёмном фоне. В аналогичные цвета окрашиваются крыльцо, веранда, ворота, забор со стороны улицы. Яркая полихромная окраска домов, создававшая особый «татарский вкус», – давняя национальная традиция, восходящая к разрушенной городской культуре. Внутренняя планировка в традиционном жилище зависела от местоположения печи. Между печью и близлежащими стенами оставлялся промежуток, через который можно было попасть на кухонную половину избы. Исследователи неоднократно подчёркивали, что подобная постановка печи, отступающей от стен, известная ещё по булгарским памятникам, – одна из характерных черт древнетюркского и татарского жилища. Кухонная часть отделялась от чистой половины не доходящей до потолка лёгкой дощатой перегородкой от угла печи к передней стене. Лишь в совсем маленьких избах малоимущих крестьян, а также в чёрной половине у татар в Закамье перегородка отсутствовала и её, при необходимости, заменяла занавеска. Во всём этом прослеживается древняя традиция разделения жилища, в частности юрты, на мужскую и женскую половины, позднее канонизированная исламом.
Пример интерьера кряшенского дома. Этнографический музей кряшен. Набережные Челны
Пример интерьера татарского дома. Мемориальный музей Р. Фахреддина. Альметьевский район, дер. Кичучатово
Особенностью татарского жилища были полáти, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Иногда в кухонной половине устраивали закрытые полати, под которыми хранили продукты и вещи. Небольшие полати, используемые для сна, располагались у входа. На полатях проходила вся жизнь крестьянской семьи: осуществляли бытовые и хозяйственные, несложные ремесленные работы. Днём они использовались как обеденное место. При приёме гостей на палас или ковёр стелили скатерть, вокруг которой рассаживались на стёганых подстилках. На ночь на полатях обустраивали постель: поверх войлока или тканого паласа расстилали пуховые перины, большие подушки-тюфяки и собственно подушки, стёганое одеяло. Для их изготовления использовали ситец, домотканую пестрядь, в богатых семьях – шёлк. На день постельные принадлежности складывали горкой и покрывали красивой накидкой. Эта традиция укладывания постели сохранилась у татар до наших дней.
Под потолком укрепляли полки из одной-трёх жердей, досок для хранения вещей, одежды, утвари, книг, навешивания матерчатых украшений. Под потолком крепилась и гибкая жердь, на конце которой висела детская зыбка (в начале ХХ столетия жердь сменили на стальную пружину). Кроватка изготавливалась из досок, часто с решётчатыми бортами, либо плетёной из луба, лозы.
Бабушке письмо пришло. Худ. З. Ф. Гимаев. 1979 г.
В татарском жилище почти обязательным было присутствие сундука на полатях или нескольких поставленных друг на друга сундуков у печи, возле перегородки, на особой подставке. Специально для татар преимущественно кустарями Пермской губернии выделывались сундуки – ярко окрашенные, обшитые блестящей жестью, нередко с внутренними замками и «музыкой». Они не только служили для хранения вещей и одежды, но и были важным предметом обстановки в доме.
Повсеместно к началу ХХ в. в быт состоятельных хозяев вошли диван, стулья, буфет, а интерьер богатого дома, особенно так называемые гостевые комнаты, зачастую мало отличался от городского. Ещё одной характерной чертой татарского жилища являлось обилие матерчатых занавесей и украшений. Традиционно вдоль матицы вешали занавеску, разделявшую белую половину на две части. Кровати, спальные места закрывали полог и занавеска, вдоль матицы и по периметру стен прикрепляли подзоры. На окнах почти обязательно были белые занавески, их подворачивали вверх. На перегородку вешали парадную или просто хорошую одежду, а также богато украшенные молитвенные коврики. Межоконные простенки, углы украшали расшитые или тканые полотенца и салфетки. Пол, как и полати, покрывали многочисленные войлоки, ковры – безворсовые из шерсти и войлочные, домотканые дорожки, у астраханских татар – тростниковые циновки. Всё это создавало своеобразный колорит жилища татар.
Стены татарского дома обязательно украшали своеобразные картины-обереги – шамаили с изречениями из Корана, выполненные витиеватой арабской вязью на чёрном фоне, с изображениями мечетей и растительным орнаментом, призванные обеспечить мир и благополучие в доме. Шамаили широко распространились в конце ХIХ в., когда издательство Каримовых в Казани выпустило их большим тиражом по доступной цене.
Обязательным в татарском доме был самовар, иногда и два. У состоятельных татар в простенках висели зеркала и часы, в том числе с кукушкой. У некоторых были даже барометры. Особенно часто этими предметами роскоши того времени обзаводились духовенство, торговцы, а также крестьяне-отходники Заказанья, Окско-Сурского междуречья, ближе знакомые с городской культурой.
Шамаиль «Аят аль-Курси». 1940-е гг.
Молитвенный коврик – намазлык. Конец XIX в.
Татарское жилище всегда отличалось особой опрятностью и чистотой. Стены и потолок тщательно мыли дважды в год. Полы были выскоблены, печь непременно побелена. Подоконники обязательно украшали комнатные цветы, прежде всего герань. При всём этом татары, особенно в лесостепных районах, в зимние холода держали в избе скот. Нередко в ней же занимались ремесленными производствами, например рогожным делом.