ТАКТАШ Хади Хайруллович
ТАКТА`Ш (Такташев) Хади (Мухамметхади) Хайруллович (1.1.1901, д. Сыркыды Спасского у. Тамбовской губ. — 8.12.1931, Казань), поэт, один из основоположников совр. татар. поэзии. Учился в сел. медресе. В связи с затруднительным материальным положением семьи в 1915 уехал в Бухару. В 1917 стал чл. джадидистской орг-ции младобухарцев, работал в благотворит. фонде. В 1918 в газ. «Олуг Туркестан» («Великий Туркестан») были напечатаны первое стихотворение Т. «Төркестан сахраларында» («В пустынях Туркестана») и его статьи о деятельности младобухарцев. После разгрома их орг-ции в 1918 Т. вернулся в родную деревню, работал учителем. В 1919 уехал в г.Оренбург, поступил в Татар. ин-т нар. образования, созд. на базе медресе «Хусаиния», работал ответ. секр. газ. «Юксыллар сюзе», в к-рой печатал и свои стихи.
В 1921–22 жил в Ташкенте, преподавал в Туркестанском рабоче-дехканском коммунистическом ун-те, много писал. Лето 1922 провёл в Москве, посещал лит. вечера, слушал В.Маяковского, С.Есенина и др. рус. поэтов. Приехал в Казань, работал суфлёром в Первом показательном татар. т-ре, затем в редакциях журналов «Чаян» (1923–24, 1929–31), «Октябрь яшляре» (1925), «Авыл яшляре» (1926), «Азат хатын» (1926–29). В 1922 на сцене показательного т-ра была поставлена пьеса Т. «Җир уллары» («Сыновья земли»); роль Идеи сыграл сам автор. В 1923 вышел первый сб. стихов Т. «Җир уллары трагедиясе һәм башка шигырьләр» («Трагедия сынов земли и другие стихотворения»), к-рым завершился ранний — романтический период творчества поэта. Для произведений этого периода («Күктән сөрелгәннәр» — «Изгнанники неба», 1918; «Үтерелгән пәйгамбәр» — «Убитый пророк», 1918 и др.) характерно противопоставление мечты и действительности, добра и зла, земного и небесного, своего «я» и окруж. мира. Т. развивал идеи и темы Байрона, Гёте, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Маяковского, С.Есенина, Г.Тукая, С.Рамеева, по-своему решая выдвинутые эпохой и нац. бытием социальные, нравственные, худож. задачи.
Творчеству поэта этого периода были присущи бунтарские и богоборческие мотивы (см. Гисьянизм). Разрабатывая их, Т. активно использовал фольклорные образы и суфийскую символику: бунтарь-одиночка, скитающийся в «пустыне» жизни; страна Хаят (Гармония), кинжал (очищение), соловей (поэтическое творчество), «лесная девушка» (мечта) и др. Глубокий след в его творчестве оставили 1-я мир. война, голод 1921–22, репрессии против полит. деятелей из татар (см. «Султангалиевщина»), коллективизация: «Ачлык патша» («Царь-голод», 1920), «Нәләт» («Проклятие», 1922), «Күләгәләр» («Тени», 1922), «Син дошманым минем» («Ты мой враг», 1929). В «Трагедии сынов земли» (1923) Т. показал драму совр. человека, к-рый, утратив нравственные и духовные ориентиры, изменяет традициям предков, Богу и покоряется власти зла. Поэт видел вырождение гуманистических идей Окт. рев-ции, вожди к-рой вели современников в будущее через «кровавые поля». В предисловии к изданию «Трагедии...» Т. заявил об отказе от прежнего типа стихосложения («уходящий корнями в глубь веков к творчеству Бакыргани и дошедший до Тукая старый поэтический стиль должен быть разрушен») и предложил образцы нового типа стихосложения и новой ритмики, осн. не на напевности, а на нар. частушечном стихе и живой разг. интонации, он также обогатил поэзию ярко выраженным личностным началом, индивидуальными интонациями и образными средствами. Одним из первых в татар. поэзии Т. отказался от связной фабулы и последовательного сюжета в лироэпических произведениях. В его поэмах нет ни традиционной завязки, ни развития действия, ни развязки. Большую роль играют рефрены, организующие и компонующие содержание произведений. Одни и те же мотивы: рассвет, свет, гармония, сад — сквозной нитью проходят через всё творчество Т. Одинаковые образы варьируются или повторяются в целом ряде произведений. В стихотворениях «Гыйсъян» («Бунт», 1923), «Казан» («Казань», 1923), «Пасха чаңнары» («Пасхальные звоны», 1923) поэт реалистически достоверно воссоздаёт облик Казани периода нэпа. Он не в силах скрыть своего разочарования; объектами его критики становятся корысть, лицемерие, двуличность. 1923 был переломным в творчестве Т. Стих. «Такташ үлде» («Такташ умер», 1923) стало свидетельством острого кризиса, переживаемого поэтом, в нём он заявил о решительном разрыве с прошлым. Так проявилось движение поэта к реализму. Он писал так, как этого требовало время. В стихотворениях «Гыйсъян», «Октябрь төне» («Октябрьская ночь», 1923) воспевается мятежная красота души соотечественника.
В начале казан. периода истинная красота в понимании Т. была неразрывно связана с идеей борьбы, позже — с миром вечных ценностей. Сквозь рев. пафос его произведений проступают характерные для татар. народа лиричность и задумчивость: «Зәңгәр күзләр» («Голубые очи», 1923), «Нәни разбойник» («Маленький разбойник», 1926), «Болай ... гади генә җыр» («Так... обыкновенная песня», 1928), «Үтеп барышлый» («Проездом», 1928), «Ак чәчәкләр» («Белые цветы», 1929). Дальнейшее развитие получает тема родины: «Сыркыды авылы» («Деревня Сыркыды», 1924), «Әйдә, энем!» («Айда, братишка!», 1926 ) и др. Если в ранней любовной лирике образ возлюбленной представляет собой видение, символ: «Таң кызы» («Утренняя девушка», 1921), «Урман кызы» («Лесная девушка», 1922), то в зрелой лирике он конкретизируется: «Ләйлә» («Лейла», 1927), «Алсу» (1929). Одно из наиб. значимых произведений Т. — поэма «Мәхәббәт тәүбәсе» («Исповедь любви», 1927). В ней, как и в пьесе «Югалган матурлык» («Утерянная красота», 1929), вразрез с веяниями эпохи поэт утверждает принципы высокой нравственности:
Мать!
Имя славное,
Что может быть
Его прекраснее и выше?
Вся прелесть женщин, вся их красота В нём, в материнстве!
(Пер. Л.Мартынова)
Полит. стихи поэта («Давылдан соң» — «После бури», 1924; «Сыркыды авылы», 1924; «Никахсызлар» — «Живущие без никаха», 1925) отражают социальный заказ эпохи, в них наиболее чётко проявляется сущность соц. реализма. Особую группу составляют т.н. «газетные» стихи: «Лорд Чемберленга СССР крестьяны Һ.Такташтан җавап нотасы» («Ответная нота крестьянина СССР Х.Такташа лорду Чемберлену», 1927), «Мулла Чемберлен» (1929) и др. В 1929 в письме М.Максуду Т. отмечал: «Да, эти мои вещи с идеологической стороны будут прекрасны. С художественной стороны они оставляют желать лучшего». На сцене Татар. академ. т-ра ставятся его пьесы «Күмелгән кораллар» («Зарытое оружие», 1927), «Югалган матурлык» («Утерянная красота», 1929), «Камил» («Камиль», 1930). В 1924 Т. была написана поэма «Гасырлар һәм минутлар» («Века и минуты»), в к-рой гл. героем современности был изображён В.И.Ленин. Однако надежды поэта на светлое будущее, ярко выраженные в этой поэме, сменяются глубокими сомнениями и тщательно скрываемым разочарованием: поэма «Киләчәккә хатлар» («Письма в грядущее», 1931), пьеса «Камил». Понимая кровавую суть 20 в., Т. предвидел грозившую стране катастрофу. Не приняв идеологию тоталитарного сов. режима, он всё больше не вписывался в рамки той действительности, к-рая создавалась в стране в условиях однопартийной диктатуры. Это оборачивалось для поэта лит. судами, отказом печатать его произведения, безденежьем, обвинениями в кулацком происхождении и т.д.
Со времени выхода первого поэтического сб-ка вокруг имени Т. всегда кипели страсти: от искреннего восторга и почитания до жгучей ненависти и клеветы. При жизни в нём видели то «мелкобуржуазного индивидуалиста», то «попутчика», после смерти объявили глашатаем пролетарской рев-ции, создателем радикально-гражд. поэзии. Незадолго до смерти Т. работал в прозе и кинодраматургии. Писал рассказы для детей (наиб. изв. «Караборынның дусты» — «Друг Черномордого», 1927). В период. печати публиковал публицист. статьи, очерки, фельетоны. См. также Гисьянизм.
Соч.: Стихотворения и поэмы. М., 1955; Письма в грядущее. К., 1971; Сайланма әсәрләр: 4 томда. К., 1947–63; Әсәрләр: 3 томда. К., 1980–83.
Лит.: Халит Г. Поэзия дерзаний. К., 1980; Хабутдинова М.М. Проблема личности в творчестве Х.Такташа: Автореф. дис. ... К., 1998; Хәйри Х. Һади Такташ. К., 1949; Госман Х. Такташ поэзиясе. К., 1953; Нигъмәти Г. Сайланма әсәрләр. К., 1958; Галиуллин Т. Егерменче еллар татар шигьрияте // Мирас. 1997. № 5.
М.М.Хабутдинова.
Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан
ФОТОАРХИВ
Источники:
- Коллектив. Такташ : истәлекләр, шигырьләр.- Казан : Татар. кит. нәшр., 2001.- 208 б.
- Такташ, Һ.Х. Әсәрләр : 3 томда / Һади Такташ.- Казан : Татар. кит. нәшр., 2010.
2т. : проза, әдәбият-сәнгать тәнкыйте мәкаләләре, публицистика / томны төз. текст., иск. һәм аңл. әзерл. Л. Гайнанова; кереш сүз авт. Л. Гайнанова .- Төз. һәм тулыл. 2 нче басма.- 2010.- 383 б.
- Такташ, Һ.Х. Әсәрләр : 3 томда / Һади Такташ.- Казан : Татар. кит. нәшр., 2010. 3 т. : драматургия, биографик материаллар, хатлар / томны төз., текст., иск. һәм аңл. әзерл. М. Әхмәтҗанов.- Төз. һәм тулыл. 2 нче басма.- 2010.- 367 б.
- Хади Такташ : биобиблиографический указ. / Национальная б-ка РТ; сост.: Н.С. Митрофанова, Д. Р. Фахрутдинова; отв. ред. Р.И. Валеев.- Казань : Изд-во “Милли китап”, 2003.- 287 с. – ( Сер.“Деятели литературы и искусстваТатарстана”).
Мать поэта Шамсениса
Отец поэта Хайрулла
Дом, где родился и вырос Хади Такташ. Фото 1964 года.
Х. Такташ
Х. Такташ с двоюродными братьями Мифтахом и Низамом
Хади Такташ. Ташкент. 1921 год
Хади Такташ среди артистов. 1924 год.
Первая жена Хади Такташа Гульчира Хамзина
Хади Такташ с первой женой Гульчирой Хамзиной. 1926-1928 г.г.
Хади Такташ
Хади Такташ с первой женой Гульчирой Хамзиной и сыном Рафаилем.
1927 год
Хади Такташ и Фатих Карим. 1927 год
Среди писателей. Слева направо: А.Минский, Д.Фатхи, Ш. Усманов,
А. Айдар, И. Усманов, Х. Такташ. 1928 год
Товарищи по перу. Слева направо: Мирсай Амир, Бари Курбанов, Хади Такташ. 1929 год
Хади Такташ и Адель Кутуй. 1929 год
Хади Такташ и Адель Кутуй
Три друга: Хади Такташ, Адель Кутуй, Абдрахман Минский
Хади Такташ среди татарских писателей. 1930 год
Хади Такташ
Хади Такташ и Габдрахман Минский
Хади Такташ с сыном Рафаилем. 1931 год
Последняя фотография поэта
Дом, в котором жил поэт 1925-1931гг. в Казани, ул. Куйбышева, 37.
Здание не сохранилось
Мемориальная доска на доме, в котором жил поэт
Вторая жена Хади Такташа Гульчира Такташева-Мансурова
Х. Такташ среди писателей и артистов. Слева направо – К. Наджми, К. Мутыги,
Ф. Туишев, Г. Камал, Ш. Камал, Х. Такташ
Отец Х. Такташа Хайрулла с семьей племянника Тагира Такташева. 1937 год
Сын Хади Такташа Рафаиль Такташ
Аван Такташ с семьей. 1972 год
Младший сын Хади Такташа Аван Такташ
Предметы обстановки из комнаты Х. Такташа
(зеркало и подставка для цветов)
Могила поэта
Источник: Национальная Библиотека Республики Татарстан