Таджики : история, культура

Таджики : история, культура

История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки — бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты — занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими рабовладельческими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами. Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск. 

Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались «шелковые пути». Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии — предметы украшения, драгоценные камни, из Индии — бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами), а в VI в.- кочевых тюркоязычных племен. Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением. 

В VI-VII вв. в Тохаристане и Согдиане было много рабов. Однако уже шел процесс становления феодальных общественных отношений. Результатом его явился подъем хозяйства и культуры. На рудниках добывали железо, медь, серебро, золото, лазурит, рубин, строили оросительные каналы, а в безводных местах устраивали кяризное орошение. Росло значение феодальных городов, в них развивались ремесла и торговля. Основным языком становился согдийский. 

С развитием феодальных отношений возникло множество самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Они были очень слабы и не смогли противостоять арабам, которые в VII-VIII вв. вторглись в Центральную Азию. 

Пришельцы насильственно внедряли свою религию — ислам и арабский язык, вводили обременительные налоги и подати, заставляли выполнять тяжелые работы. Население Согдианы и Тохаристана вело неустанную борьбу за свое освобождение. Из-за непрерывных восстаний арабам стало трудно удерживать Центральную Азию в повиновении с помощью только своих наместников, поэтому они все больше прибегали к услугам местных феодалов. Их участие в управлении при умелом использовании недовольства народа иноземцами подготовило почву для освобождения Центральной Азии от арабского владычества. Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов. 

В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим. 

Государство Саманидов более 100 лет жило мирной жизнью, что способствовало расцвету в нем городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидско-таджикской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» Фирдоуси и всемирно известный ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Но постепенно классовая борьба, феодальные распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили саманидское государство, которое в 999 г. пало под ударами тюркоязычных племен. На его развалинах основали свое могущество династии Караханидов (на севере) и Газневидов (на юге). В тот период широкое распространение получило земельное пожалование видным военачальникам, так называемая икта. Вместо прежних потомственных землевладельцев (дехкан) большое значение приобрела новая общественная группа — землевладельцы-иктадоры, которые усилили эксплуатацию крестьян. Это было время быстрого роста городов. Особенно большое значение приобрел Ходжент. В нем развивались ремесла, налаживалась торговля с ближними и отдаленными странами: Индией, Ираном, Русью. 

В середине XII в. в Центральной Азии образовалось государство Сельджуков. Сельджуки — кочевые тюркоязычные племена — в поисках мест для зимовок выступили против Газневидов и, разгромив их войска, установили свое господство. 

В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали монголы, под предводительством Чингис-хана. Незадолго до смерти он разделил захваченные земли между своими сыновьями. Основные культурные области Средней Азии вошли в улус (удел) его второго сына Чагатая. Правитель сохранил все ранее существовавшие подати и повинности, включая земельную ренту, и ввел новые. Народ сопротивлялся. Особенно крупное восстание вспыхнуло в 1238 г. в Бухаре, которое возглавил ремесленник Махмуд Тараби. Направленное против монголов и феодально-эксплуататорской верхушки, оно, как и все другие, было подавлено с большой жестокостью. 

Следующее столетие ознаменовалось борьбой чагатайских ханов, стоявших за прочные связи с оседлыми культурными центрами, с монгольской военно-кочевой знатью, отстаивавшей кочевой быт. Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи. 

В мощной державе Тимура процветали города, были восстановлены заброшенные в период монгольского завоевания земледельческие оазисы Центральной Азии, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство. 

Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию. При нем государство состояло из уделов, самые большие — Ташкент, Самарканд, Бухара, Балх, во главе которых стояли члены шейбанидской династии и крупные феодалы. И только во второй половине XVI в. страна была объединена. С 1557 по 1598 г. Центральной Азией правил шейбанид Абдулла-хан. Своей столицей он сделал Бухару, образовав Бухарское ханство. В 1598 г. Абдуллу-хана убили, и власть перешла к династии аштарханидов. Им удалось удержать за собой большую часть Цнтральной Азии и области Балх. Однако в XVII в. феодальные междоусобицы снова обострились. В эту эпоху образовалось Хивинское ханство. Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство ханств пришло в упадок. Как и в прошлые столетия, правители раздавали своим приближенным и феодалам земли вместе с крестьянами, которые становились их крепостными. 

В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными. Это объяснялось главным образом слабым развитием товарного производства и отсутствием национального рынка. 

В то время на территории современного Таджикистана существовали Кулябское, Гиссарское, Каратегинское, Дарвазское, Ваханское, Шугнанское княжества. Области, населенные таджиками, входили в состав различных ханств и государств. Большинство таджиков Средней Азии проживало в Бухарском и Кокандском ханствах, меньшая часть — в самостоятельных таджикских княжествах. 

Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя — бухарского эмира. С того времени развитие этих областей Таджикистана шло различными путями. На территории, отошедшей к России, постепенно складывались товарно-денежные отношения, строились хлопкоочистительные и маслобойные заводы, налаживалась добыча нефти и угля, формировался местный пролетариат. 

В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли. Значительное количество земель было изъято в пользу казны. Новое аграрное устройство не могло ликвидировать феодальные отношения, а лишь создало условия для возникновения капиталистического землевладения. Появился и стал расти новый класс — кулачество, в руках которого сосредоточивались лучшие угодья. Земли крупных землевладельцев передавались в аренду издольщикам-чайрикерам, их труд был намного дешевле, чем наемный. Значительное распространение получили также сельскохозяйственные рабочие-поденщики — мардикоры. Рост налогов, многочисленные повинности, беззаконие вызывали в бекствах, на которые делился эмират, частые волнения. Особенно известным было крупное восстание в 1885 г. в Бальджуанском бекстве, которым руководил кузнец Восе. В 1900 г. бунтовали крестьяне Келифского бекства, в 1901 г.- Денауского, в 1902 г.- Курган-Тюбинского. Все эти выступления дехканских масс жестоко подавлялись. 

Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его — мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено. 

Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР. 

Бухарский эмир и поддерживавшие его феодалы, мусульманское духовенство и местная буржуазия отнеслись к перевороту враждебно, ища союзников в борьбе с Советами. Эмир связывался с Колчаком, русскими белым движением и английскими представителями бизнеса, которые искали рынки сбыта и сырья на этой территории, действовавшими заодно с афганским правительством. Но начать войну эмиру не удалось. 

В августе 1918 г. образовывается Бухарская коммунистическая партия. Она разрабатывает программу свержения власти эмира. Объединенные силы красных бухарских отрядов и части Красной Армии под командованием М. Фрунзе 30 августа 1920 г. осадили Бухару. На следующий день эмир бежал из города в Душанбе. Штурм Бухары закончился 2 сентября победой Советов. 

6 октября 1920 г. Первый Всебухарский курултай (съезд) народных депутатов провозгласил создание Бухарской Народной Советской Республики (БНСР). Она называлась не социалистической, а народной потому, что в ней еще не созрели политические и экономические условия для установления социалистических отношений. Правительство БНСР заявило о равенстве всех национальностей и отменило налоги, конфисковало земли эмира, феодалов и чиновников, объявило промышленные предприятия собственностью народа. Но положение Советской власти оставалось непрочным, пока в восточной части республики действовали контрреволюционные силы. Эмир, бежавший в кишлак Душанбе, пользуясь поддержкой баев, духовенства, собрал многочисленную армию и начал военные операции. Республика обратилась за помощью к правительству РСФСР. Из частей Туркестанского фронта был сформирован Гиссарский экспедиционный отряд, в который вошли и бойцы Бухарской республики. Отряд разгромил войска эмира и в феврале — марте 1921 г. занял Душанбе, Куляб, Гарм, а бывший правитель с остатками войск бежал в Афганистан. На территории Центрального и Южного Таджикистана была установлена Советская власть. Части Красной Армии, закончив свои боевые операции, ушли из Восточной Бухары. 

В 1922 г. ЦК РКП (б) принял постановление о мерах по борьбе с басмачеством и укреплению Советской власти в БНСР. Специально сформированная бухарская группа войск разгромила банды Энвера. Одновременно с борьбой против басмачей крепла в Восточной Бухаре Советская власть. Дехкане были освобождены от налогов, хозяйствам, пострадавшим от войны, предоставлялись кредиты, семена, сельскохозяйственные орудия. Повсюду открывались школы, различные курсы, больницы. 

В 1924 г. чрезвычайное положение в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении. 

В 1929 г. банды Фузайла Максума (бывший каратегинский бек) совершили набег на Гарм, а через два года объявилась банда Ибрагим-бека, грабившая и убивавшая людей. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику. 

Посевная площадь к 1941 г. выросла по сравнению с 1913 г. более чем в 1,5 раза. Таджикистан стал основной базой тонковолокнистого хлопка. Развивалась в крае и промышленность, сначала по переработке сельскохозяйственного сырья, а затем стали возникать машиностроение, производство строительных материалов и другие отрасли. В республике вырос рабочий класс, сформировалась национальная интеллигенция, возникли первые высшие учебные заведения Таджикистана. Но мирный труд советских людей прервало нападение фашистской Германии. Мужчины ушли на фронт. Около 50 тыс. бойцов-таджиков за мужество и отвагу в боях удостоены орденов и медалей, а 40 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Всемерную помощь фронту оказывали оставшиеся в тылу труженики. Жители республики собрали 120 млн. рублей на строительство танковой колонны «Колхозник Таджикистана» и авиаэскадрильи «Советский Таджикистан». Республика обеспечивала фронт и тыл хлопком, хлебом, мясом, фруктами, овощами. И при этом еще продолжала строить крупные предприятия — текстильный комбинат, прядильную фабрику, цементный завод, маслозаводы, сооружать Нижне-Варзобскую ГЭС. 

После окончания Великой Отечественной войны экономика Таджикистана поднялась на новую ступень. Продолжало увеличиваться производство хлопка-сырца. Таджикистан в составе СССР занимал первое место по урожайности хлопка и третье по валовому сбору. 

В республике стали давать продукцию сотни новых фабрик и заводов. Промышленность освоила выпуск запасных частей к автомашинам, электрического кабеля, ковров, ткацких станков, светотехнического оборудования, трансформаторов и холодильников. На реках поднялись плотины новых электростанций. 

В сентябре 1991 года с распадом Советского Союза на карте Центральной Азии появилось новое государство — независимая демократическая республика Таджикистан, провозглашающая идеалы мира, добра, гуманизма и справедливости, открытое для диалога со всеми странами и народами. 

Таджики в Татарстане

В сокровищнице традиционных этносоциальных ценностей, регулирующих жизнь таджиков, центральное место занимает арийское триединство: благомыслие, благословие, благоделие. Это триединство пронизывает многовековуюисторию и многогранное искусство таджикского народа, самобытноетворчество его культуры. Его гениально воплотили в своих бессмертныхтрудах родоначальник поэзии на фарси Абу Абдаллах Рудаки, создатель знаменитой эпической поэмы «Шахнамэ» Абулькасим Фирдоуси,ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), поэт и религиозный деятель Насир Хосров, поэт, математик и философ Омар Хайям. Их традиции успешнопродолжали Саади, Хафиз, Джами, Мушфики, а в новейшей истории развили иприумножили известный просветитель, первый президент Академии наукТаджикистана Садриддин Айни, классики таджикской и советской литературыи культуры ХХ века А. Лахути, Лоик, М. Турсунзаде. Стоит ли говорить, что не только для народа Таджикистана в целом, но и для всех таджикских диаспор эти интеллектуальные и эстетические ценности являются благотворной основой этнокультурной жизни.

Неслучайно Национально-культурная автономия таджиков Республики Татарстан называется «Сомониён» («Саманиды»). Это название связано с именемИсмоила Сомони, создавшего первое государство таджиков. Он был просвещённым монархом-реформатором.Ему принадлежит изобретение института исполнительной власти (нынешний кабинет министров). Именно вовременаправления династии саманидов был заложен фундамент возрождения нации икультуры, сохранён родной язык, защищены культурные ценности инациональное достоинство народа. Поэтому каждый таджик считает честьюназывать себя потомком Исмоила Сомони или саманидом.

Таджикская диаспора в Татарстане возникла предположительно во времена существования СССР. В 1989 году, по итогам переписи населения, она насчитывала почти 800 человек. Но в последующие годы численность таджиков здесь заметно выросла за счёт студентов, выпускников и аспирантов вузов, специалистов,приехавших по распределению, и добровольных переселенцев. Их консолидация привела к образованию таджикских общин в городах Татарстана — Казань, Набережные Челны, Альметьевск и Нижнекамск.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 г. в Татарстане постоянно проживают более 5 859 таджиков. К чести национально-культурных организаций таджиков следует отметить, что они активно взялись за работу и органично вписались в этнокультурную жизнь республики. Традиционные дни национальных культур, смотры и фестивали многонационального народного искусства, различные выставки и празднества не проходят без активного участия представителей таджикских общин. Логическим завершением столь сближающей деятельности стало создание  Национально-культурной автономии таджиков Республики Татарстан «Сомониён», вошедшей в состав АНКО РТ, а позднее в Ассамблею народов Татарстана, в которую было преобразовано АНКО после проведения Съезда народов Татарстана в 2007 году. Возглавивший автономию Комилжон Абдухоликов принял активное участие в судьбах соплеменников, решая вопросы, связанные с их пребыванием на территории Татарстана. С этой же целью регулярно проводятся встречи членов таджикской автономии с представителями паспортно-визовой и миграционной служб. А в 2003 году,когда на исторической родине Таджикистане проходил всенародный референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в текст Конституции государства, именно активисты автономии обеспечили высокую явку представителей таджикской диаспоры на референдум и провели грамотную работу по разъяснению необходимости принятия участия в нем.

В марте 2004 года в Доме Дружбы народов г. Набережные Челны «Родник»прошло рабочее совещание представителей и руководства таджикских общинреспублики. Обсуждались проблемы мигрантов и пути их решения, вопросыдальнейшей координации деятельности, взаимодействия с государственнымиорганами власти. Так как дата проведения совещания совпала с древним и ярким праздником Науруз, то участники смогли по окончании работы насладиться праздничным концертом, организованным силами художественных коллективов Дома Дружбы народов, а также состязанием батыров, принявших участие в показательных соревнованиях по национальной борьбе. В 2005 году на празднование 1000-летие Казани в столицу Татарстана прибылс визитом Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Он посетил таджикскую палатку в многонациональном городке, разбитом на одной из главных площадок Казани. Была организована его встреча с членами НКАтаджиков «Сомониён», на которой обсуждались наболевшие вопросы.

В 2006 году состоялись выборы Президента Республики Таджикистан. В Казани был открыт избирательный участок для граждан Таджикистана,временно проживающих на территории Татарстана, которые активно приняли участие в выборах. В 2007году команда НКА таджиков РТ горячо бороласьза победу в первом межнациональном чемпионате по мини-футболу срединациональных общин Татарстана.

Помимо разовых крупных спортивных, общественно-политических мероприятийи встреч с органами власти, автономия ежегодно организует проведениерелигиозных и национальных праздников, таких как «Науруз байрам»,«Ураза байрам», «Курбан байрам». В 2008 году Науруз таджикская диаспора отметила необычно, пригласив на праздник не только членов общины, но и ветеранов Великой Отечественной войны, детей из Республиканской специальной школы и воспитанников пансионата «Ак Омет». В праздновании Науруза приняли участие более 300 человек, в том числе из Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска. Праздничный концерт состоял из выступлений ансамбля «Ситора»,танцевального коллектива под руководством Теи Пертаи (хореографаАссамблеи народов Татарстана), песен Руслана Бахадура.

Сплоченность таджикской диаспоры обеспечивает работоспособный актив. Большая работа на местах и развитие сотрудничества на республиканском уровне помогают ещё более эффективно организовывать работу, цементировать связи, с честью неся благородное имя саманидов — потомков Сомони.

Источник: Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана