САЙДАШЕВ Салих Замалетдинович

САЙДАШЕВ Салих Замалетдинович

САЙДА`ШЕВ (Сәйдәшев) Салих Замалетдинович (3.12.1900, Казань — 16.12.1954, Москва, похоронен в Казани), композитор, дирижёр, пианист, педагог, засл. деятель иск-в ТАССР (1939), нар. артист ТАССР (1951). Основоположник совр. татар. проф. музыки. Первонач. муз. знания получил под рук. З.Яруллина. В проф. становлении С. важную роль сыграла учёба в Казан. муз. уч-ще по классу фортепиано у О.М.Родзевича (1914–17). Благодаря незаурядным муз. способностям и приобщению к проф. муз. образованию, С. в самом юном возрасте стал известным в кач-ве талантливого пианиста и руководителя инструментального ансамбля. Творческую деятельность начинал в Восточном клубе Казани как солист-пианист, аккомпаниатор и участник инструментальных ансамблей. С 1917 вёл исполнительскую, пед. и муз.-просвет. деятельность в Казани, Буинске, с 1919, после вступления добровольцем в Кр. Армию, — при политотделе Туркестанского фронта. После демобилизации в 1920–22 обучался в Вост. муз. школе в г.Оренбург, одновр. преподавал и нек-рое время был её зав. Там же создал первые соч.: песню «Озын сәфәр» («Далёкий путь») и инструментальный «Татарский вальс». В 1922–48 (с перерывами) работал зав. муз. частью и дирижёром в Татар. академ. т-ре (Казань).

 

Во 2-й пол. 1920-х — нач. 1930-х гг. музыка С. приобрела всенар. популярность, в т.ч. благодаря его активной концертной деятельности в кач-ве дирижёра и аккомпаниатора в составе труппы Татар. академ. т-ра (Москва, Ленинград, города Поволжья, Приуралья, Казахстана, республики Закавказья, Ср. Азии и др.) и регулярным выступлениям по Татар. радио. В 1929 С. написал ставший знаменитым марш, посв. 11-й годовщине Кр. Ар­мии, — «Марш Советской Армии». В том же году с его музыкой вышел фильм «Татарстан (Страна четырёх рек)» реж. А.Дубровского) — первый полнометражный док. фильм о республике. С. стал признанным мастером песенного жанра, благодаря неповторимому мелодическому дару, способности создавать органичный сплав черт татар. нар. мелодики и типичных интонаций и ритмов своей эпохи, общему оптимистическому эмоциональному настрою его песен; мн. из них впервые прозвучали в спектаклях нац. театра и обрели в дальнейшем самост. жизнь.

 

 

Осн. часть творческого наследия композитора составляет театр. музыка. В содружестве с выдающимися татар. драматургами К.Тинчуриным, Ф.Бурнашем, Т.Гиззатом и др. С. были созд. муз. оформление к более чем 60 спектаклям и ряд произведений в жанре музыкальной драмы: «Башмагым» («Башмачки», 1922), «Казан сөлгесе» («Ка­зан­ское полотенце», 1923), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звёзды», 1924) и др. Ранние муз.-драм. произведения, созд. С. в 1-й пол. 1920-х гг., основывались на образном и поэтическом содержании татар. нар. песен. В них колоритным фоном драм. действия выступали разнохарактерные жанровые муз. эпизоды (танцевально-хоровые сцены, песни, танцы, инструментальные номера). Гл. фактором муз. оформления каждого из этих спектаклей являлось многогранно трактованное звучание определ. лирического нар. напева, к-рый, в кач-ве своеобразного лейтмотива и основы вокальных и инструментальных номеров, представлял собой муз. характеристику гл. героя. Во 2-й пол. 1920 — нач. 1930-х гг. муз. драма стала приоритетным жанром татар. муз.-сцен. иск-ва. Наиб. творчески значимыми сочинениями С. этого периода являются муз. драмы «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль», 1926), «Ил» («Родина», 1929), «Кандыр буе» («На Кандре», 1932) по пьесам К.Тинчурина, «Наёмщик» (1928) по пьесе Т.Гиззата. Произведения этого жанра включали песни, арии, хоры, ансамбли, увертюры, танцевальные сюиты и др. разнообразные вокальные и инструментальные номера. Впервые в нац. иск-ве музыка в них стала вед. средством воплощения идейно-ху­дож. замысла, развития драматургии и создания образов.

 

 

Муз. драма «Голубая шаль» ознаменовала рождение оригинального мелодического стиля композитора, в к-ром гармонично соединились смелые для своего времени интонационные, ритмические и ладовые новации со специфическими явлениями нац. музыки. Особенно ярко это проявилось в партии гл. героя Булата, чей образ разносторонне обрисован как посредством муз. символов эпохи (массовые песни и марши), так и в традициях нар. эпоса и лирики. Лучшие муз. номера — песня Майсары и песня-ария Булата «Кара урман» («Дремучий лес»). Наиб. характерный образец жанра муз. драмы в татар. иск-ве — «Наёмщик». Муз. воплощение сюжета на ист. тему, где гл. действующим лицом выступает народ, борющийся за своё освобождение от крепостничества, отличается масштабностью. Значит. кол-во персонажей получили в этой драме индивидуализированные муз. характеристики посредством разнообразных вокальных номеров, прежде всего арий. Важные функции в действии приобрели развёрнутые оркестровые номера, хоры, составившие осн., объёмно представленные муз.-образные сферы драмы: жанровую, лирическую, лири­ко-драм., героическую. Инструментальные номера, особенно 2 контрастирующие хореографические сюиты, отразили различие в образе жизни противостоящих групп персонажей: крепостных крестьян и предст. привилегированных слоёв об-ва. Одна из них состоит из характерных номеров в духе фольклорных танцевальных наигрышей, другая построена по принципу классической балетной сюиты. Впервые в творчестве С. в этом произведении яркую муз. характеристику получил жен. образ. В мелодически выразительных, эмоционально насыщенных ариях Гульюзум, сочетающих стилистику татар. протяжных напевов и классических оп. арий, убедительно отражён богатый душевный мир гл. героини. Лирические вокальные номера (арии, дуэты) в «Наёмщике» выразительны, но не выступают на первый план. Вед. фактором муз. действия являются хоровые номера, широко и многогранно воплощающие образ народа. Вместе с ариями гл. героя Батыржана они составляют осн. муз.-образную сферу драмы — героико-драм., к-рая вошла в татар. музыку со сцен. произведениями С. Здесь композитор решительно привлёк интонации и ритмы массовой песенной и маршевой музыки, свойственной первым десятилетиям 20 в. (проявились в использовании активных, восходящих, ритмически заострённых попевок и чётких ритмов). В «Наёмщике» заметно проявляются элементы муз. драматургии: по мере развёртывания сюжета происходит интонационное развитие лейтмотивов, характеризующих осн. персонажей и коллективный образ — народ.

 

 

Со 2-й пол. 1930-х гг. в силу объективных причин С. не удавалось полноценно реализовывать свои творческие замыслы. Эти годы стали для него чередой трагических утрат родных, близких и соратников по творчеству. В это время новое поколение татар. композиторов активно осваивало такие жанры, как опера, балет, симфония, а муз. драма, далеко не исчерпавшая своего потенциала и особо востребованная демокр. аудиторией, оказалась в стороне от магистральных путей развития нац. муз. культуры. Её формирование было искусственно прервано. В этих условиях С. в большей степени обращался к жанрам песни и марша. Его массовые песни (например, «Дуслык җыры» — «Песня дружбы», 1949 на стихи А.Ерикея) отличают волевые интонации, маршевый ритм, яркая динамика. Непревзойдённой осталась светлая песенная лирика композитора: «Халиса» на стихи Г.Хузеева (1950), «Яшьлек җырым — син» («Молодости песня — это ты» на стихи М.Садри, 1949) и др. Особую область песенного творчества С. представляют песни для детей: «Укучылар вальсы» («Школьный вальс», 1951) на стихи С.Урайского, «Зәңгәр күл» («Голубое озеро», 1951) на стихи Г.Насрыя и др. Последним произведением — творческим завещанием композитора стала песня на стихи М.Джалиля «Җырларым» («Песни мои»).

 

 

С. принадлежит особое место в истории татар. муз. культуры как первому нац. композитору-классику, в творчестве к-рого складывались формы и жанры, эстетические критерии и стилевые черты татар. проф. музыки 20 в. Его композиторское и исполнительское творчество на протяжении мн. лет играло вед. роль в муз. иск-ве Татарстана и приобрело всенар. признание. Особое значение имеет обращение С. к жанру муз. драмы, созвучному специфике худож. мышления татар. народа и оказавшемуся наиб. оптимальной сцен. формой, к-рая способствовала переходу татар. муз. культуры от фольклорных традиций к совр. профессионализму. Обращение С. к этому нац. жанру, в к-ром музыка, выступая в органичном единстве с драм. действием, служит важнейшим средством воплощения идейного и худож. замысла автора, было глубоко исторически и художественно обосновано. Обобщив ист. опыт муз. культуры своего народа, композитор нашёл органичные пути введения в неё худож. норм европ. и рус. муз. классики, широко бытующих интонаций и ритмов музыки различных народов. С. обладал ярким, неповторимым мелодическим даром. В его творчестве на основе глубокого переосмысления нар. песенности и активного привлечения инонациональных жанровых и стилевых источников происходило качественное обновление нац. мелодики. Композитор первым в истории татар. музыки широко применил фактурно-гармонические средства, приступил к освоению оркестрового письма в формах программ­но-жан­рового симфонизма (увертюры, сюиты и др.). Это представляло совершенно новый уровень мышления в муз. культуре с преимущественно монодийными ангемитонными традициями. Однако, несмотря на новаторский характер, творчество С. всегда оставалось доступным для широкого слушателя. Композитор тонко и ненавязчиво, постепенно и последовательно развивал муз. сознание татар. народа. Доходчивость и одновр. высокая худож. ценность произведений С. обусловлены тем, что специфически национальное предстаёт в них в трудно достижимом и гармоничном единстве с новыми для татар. музыки явлениями. Глубокое постижение специфики нац. музыки в сочетании со смелым новаторством позволили С. заложить основы для последующего формирования композиторского иск-ва Татарстана.

 

 

Творчество С. не всегда получало офиц. признание, но всегда пользовалось особой любовью татар. народа, его произведения неизменно входят в репертуар вед. исполнителей республики. К наст. вр. всё яснее вырисовывается огромный масштаб личности композитора и выдающееся значение его творческого наследия. Заложенные С. традиции отчётливо проявляются во всех областях совр. нац. муз. культуры Татарстана.

 

 

Осн. соч.: муз.-сцен. произведения (муз. драмы и комедии, музыка к драм. спектаклям): «Һинд кызы» («Индийская девушка», 1924) по пьесе Г.Хамиди; «Камали карт» («Старик Камали», 1925), «Галиябану», «Таһир-Зөһрә» («Тахир и Зухра»), «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца»), «Балдызкай» («Свояченица») по пьесам М.Файзи, Ф.Бурнаша, А.Кутуя (все — 1926); «Күмелгән кораллар» («Зарытое оружие»), «Хусаин Мирза» по пьесам Х.Такташа, Ф.Бурнаша (все — 1927); «Калфаклылар» («Девушки в калфаках»), «Күк күгәрчен» («Сизый голубок»), «Ут» («Огонь») по пьесам А.Кутуя, Ш.Камала (все — 1928); «Шлем», «Робиндар», «Җилләр шәһәре» («Город ветров»), «Данлы чор» («Славная эпоха»), «Утлы боҗра» («Огненное кольцо») по пьесам Г.Минского, А.Хабиб-Вафы, В.Киршона, Р.Ишмурата, Г.Ураль­ского (все — 1930); «Таулар» («Горы»), «Камиль» по пьесам Ш.Камала, Х.Такташа (все — 1931); «Өермә» («Вихрь») по пьесе Г.Зулькарнаева, «Тургай» («Жаворонок», в соавт. с В.Виноградовым) по пьесе К.Тинчурина и Р.Ишмуратова (1932); «Лачыннар» («Соколы»), «Булат бабай гаиләсе» («Семья дедушки Булата») по пьесам Ф.Бурнаша, К.Тинчурина (1933); «Сынау» («Испытание»), «Бишбуляк», «Гульчачак», «Күзләр» («Очи») по пьесам С.Баттала, Т.Гиззата, Г.Минского, Х.Фатхуллина (1939); «Ха­физәләм иркәм» («Милая Хафиза», в соавт. с М.Юдиным) по пьесе Г.Камала (1943); «Изге әманәт» («Священное поручение») по пьесе Т.Гиззата (1944); «Мулланур Вахитов» по пьесе Н.Исанбета, «Чын мәхәббәт» («Настоящая любовь») по пьесе Т.Гиззата (1948); «Алсу таң» («Алая заря») по пьесе Т.Гиззата (1950); «Кадерле минутлар» («Дорогие минуты») по пьесе Г.Насрыя (1953) и др.; балет «Гульнара» на либр. Г.Тагирова (1950, не пост.); инструментальные произведения: «Марш памяти Н.Сакаева» (1927), марш «Ватан» («Родина», 1943) и др.; песни: «Озын сәфәр» («Далёкое путешествие», автор текста не установлен, 1922), «Алга» («Вперёд») на стихи А.Кутуя (1941), «Бүген бәйрәм» («Сегодня праздник») на стихи Т.Гиззата (1945), «Советский Татарстан» на стихи Г.Насрыя (1950); песни для детей: «Москва» на стихи М.Садри (1947), «Яшь туристлар» («Юные туристы») на стихи Ш.Маннура, «Салют бирәбез» («Са­лютуем»), «Бал корты» («Пчёлка», 1950) и др. В 2000–04 опубл. собр. соч. С. в 3 томах.

 

 

Лит.:  Гиршман Я.М. Салих Сайдашев. К., 1956; Салих Сайдашев. Материалы и воспоминания. К., 1970; Воспоминания о Салихе Сайдашеве. К., 1980; Салитова Ф.Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева. К., 1988; её же. Творческое сотрудничество драматурга Тинчурина и композитора Сайдашева // Традиции и новаторство в творчестве К.Тинчурина. К., 1990; Саино­ва-Ах­мерова Д.З. Салих Сайдашев: страницы жизни и творчества К., 1999; Тематическая подборка, посвящённая 100-летию С.З.Сайдашева // Казань. 2000. № 12; Век Салиха Сайдашева. Межвуз. сб. К., 2000; Шамов С. Салих Сайдашев. Драма жизни. К., 2010.

 

 

Ф.Ш.Салитова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан