Сабантуй: праздник национального единства
Сабантуй – самобытный народный праздник, который казанские татары устраивали перед началом сева яровых. Он состоял из обрядов, развлечений, состязаний и не имел ни точной календарной даты, ни определённого дня недели. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Вместе с тем в деревнях одной округи старались проводить состязания в один день, чтобы все желающие могли посетить праздник.
Праздник Сабантуй – это череда обрядов. Первая группа обрядовых действий являлась зачином. Сюда относился сбор детьми крашеных яиц. Для детей готовили специальные мешочки, как правило, из красных концов домотканых полотенец. Рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3 – 4 до 9 – 10 лет начинали обход домов. Сбор продолжался 2 – 3 часа. Затем дети выходили на улицу и играли с собранными яйцами.
Сбор призов перед Сабантуем. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2008 г.
В отдельных регионах в ритуал праздника входило коллективное угощение кашей.
Вторая группа действ составляла суть праздника – майдан. Это скачки и различные состязания с предварительным сбором подарков для их участников и победителей. Подарками были в основном предметы женского рукоделия, отрезы ткани. Самым ценным считалось полотенце молодушки, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки, наездниками были мальчики 8 – 12 лет. Награждение участников проходило на майдане, одно из лучших полотенец дарили победителю. Здесь же проводились другие состязания – бег, борьба на кушаках. Батыр, победивший в борьбе, получал лучший приз праздника.
Сабантуй. Худ. Л. А. Фаттахов. 1957 г.
Вечерние молодёжные игрища – третья группа обрядовых действий Сабантуя. Их проводили несколько дней, а также обязательно в завершающий день праздника – день состязаний. В них принимали участие нарядно одетые юноши и девушки. До глубокой ночи звучали гармони, скрипки; молодёжь пела песни, водила хороводы, плясала.
Проведение Сабантуя в разных районах проживания татар не было одинаковым. Однако в ХХ столетии он постепенно начинает восприниматься как единый национальный праздник татарского народа: Сабантуй стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали, в том числе сибирские татары. Исчезли локальные различия, едиными стали сроки его проведения – после завершения весенних полевых работ. Появилось поэтапное его проведение: сначала Сабантуй праздновали по отдельным аулам, а на следующей неделе его проводил районный центр (или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре). Завершающим стал Сабантуй в столице Татарстана – Казани.
Как национальный татарский праздник Сабантуй в советское время стали праздновать во многих городах, где в процессе миграции появился значительный контингент татар, например в Москве, Ташкенте, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала. Почти повсеместно он проходил по единой схеме.
В городах это был однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, в сельской местности он состоял из двух частей – сбора подарков и майдана.
Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуях по-прежнему оставалась национальная борьба. Начинали её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочерёдно выходили на ковёр мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом Сабантуя являлась борьба батыров, т. е. тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре оставались два непобеждённых борца, страсти накалялись до предела. Следует отметить, что поединки демонстрировали не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получал самый ценный подарок Сабантуя. В советское время призы были довольно крупными, особенно в городах.
Батыр по традиции получал живого барана. Одновременно на другой стороне майдана пробовали себя силачи. Здесь соревновались в подъёме тяжестей – гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Большое оживление вносили различного рода шуточные соревнования, которые проводились в это же время на майдане. В основном это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом; бег с наполненными водой вёдрами на коромысле; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывал бой мешками, набитыми сеном, который ведут, сидя на бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Очень популярны были перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешивался приз (иногда живой петух в клетке).
Одновременно проводились состязания певцов, чтецов, танцоров. Характерной чертой всех состязаний являлось то, что любой присутствующий в любой момент мог включиться в них. Единство выступающих и зрителей делал Сабантуй настоящим праздником.
Состязания длились с утра и до вечера. Поэтому сюда выезжали продовольственные магазины, столовые, буфеты, шла бойкая распродажа сладостей, печёных изделий, соков, воды, чая. Если Сабантуй проводился на расстоянии от села, то нередко на лужайке устраивались семейные чаепития за самоваром, который брали с собой.
После окончания соревнований на майдане народ расходился по домам. А под вечер молодёжь снова со- биралась на вечерние игрища. Сейчас их иногда называют «вечерний Сабантуй».