НУРЕЕВ Рудольф Хаметович

НУРЕЕВ Рудольф Хаметович

НУРЕ`ЕВ (Нуриев) Рудольф Хаметович (Хамитович) (17.3.1938, г.Иркутск — 6.1.1993, Париж, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа), выдающийся артист совр. балета, балетмейстер. Обучение иск-ву танца начинал в дет. хореографических коллективах г.Уфа у педагогов А.Удальцовой и Е.Войтович. В 1958 окончил Ленингр. хореографическое уч-ще (педагог А.Пушкин). В 1958–61 солист балета Ленингр. академ. т-ра оперы и балета им. С.М.Кирова. Н. — один из первых деятелей иск-ва СССР— «невозвращенцев»: по окончании гастролей Ленингр. т-ра оперы и балета во Франции в 1961 решил остаться там и попросил полит. убежища. В 1962, как «предатель Родины», судом заочно был приговорён к 7 годам лишения свободы. В 1962–81 в Королевском балете (Великобритания) в кач-ве «постоянно приглашённого солиста». Осн. партнёршей Н., с к-рой он составил неповторимую дуэтную пару, была выдающаяся балерина М.Фонтейн, способствовавшая росту его сцен. карьеры. В 1981–83 выступал на этой сцене эпизодически. Одновр., в 1970–83, солист и постановщик в балетных труппах мн. стран. В 1983–89 артистический директор (худож. руководитель) балетной труппы парижского т-ра, балетмейстер т-ра «Гранд-Опера», там же выступал в кач-ве танцовщика. В 1992 завершил карьеру танцовщика, начал выступать в кач-ве дирижёра.

 

В 1959 был награждён зол. медалью за участие в 7-м Всемир. фестивале молодёжи и студентов (Вена). В сов. период деятельности гастролировал в городах СССР, Болгарии, Египта, ГДР. Исполнил хореографические партии Альберта («Жизель» А.Адана), Дезире, Зигфрида («Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.Чайковского), Базиля, Солора («Дон Кихот», «Баядерка» Л.Минкуса), Фрондосо («Лауренсия» А.Крейна), Армена («Гаянэ» А.Хачатуряна).

 

 

За рубежом исполнил более 120 партий в балетах и хореографических композициях, в т.ч. партии Альберта («Жизель» А.Адана), Юноши («Шопениана» на музыку Ф.Шопена), Петрушки (о.п. И.Стравинского), Жана де Бриена («Раймонда» А.Глазунова), Ромео и Меркуцио («Ромео и Джульетта» С.Прокофьева), Фавна («Послеполуденный отдых Фавна» на музыку К.Дебюсси), заглавную роль («Блудный сын» на музыку С.Прокофьева). Одновр., с 1963, балетмейстер. Для Королевского балета поставил: «Тени» из балета Л.Минкуса «Баядерка» в редакции М.Петипа (1963), «Раймонду» А.Глазунова (1964), па-де-сис из балета А.Крейна «Лауренсия» в редакции В.Чабукиани (1964), «Щелкунчик» П.Чайковского (1968), «В бурю» по пьесе У.Шекспира намузыку П.Чайковского(1984). В «Гранд-Опера» исполнил хореографические партии Зигфрида, Ротбарта («Лебединое озеро» П.Чайковского), лорда Байрона («Манфред» на музыку П.Чайковского в собств. оригинальной хореографии), гл. муж. партию («Весна священная» И.Стравинского) и др. Среди хореографических постановок Н. — «Сюита» на музыку И.С.Баха (1984), «Площадь Вашингтон» по роману Г.Джеймса на музыку Ш.Ива, «Золушка» С.Прокофьева, «Щелкунчик» П.Чайковского (все — 1985), «Баядерка» Л.Минкуса (1992). Ежегодно выступал в 200–300 балетных спектаклях, участвовал в фестивалях иск-в, телевизионных постановках во мн. странах; в 1974–91 провёл цикл концертных турне антрепризы «Нуреев и его друзья».

 

 

Н. владел высочайшей техникой танца, был признан величайшим танцовщиком романтического плана. Он внёс огромный вклад в развитие муж. исполнительства в балете, подняв его на ранее недосягаемый уровень. Танцевал на чрезвычайно высоких полупальцах, первым стал осваивать новые ракурсы во вращательных движениях. Танец Н. отличали яркость, энергия, независимость. Обладал сцен. магнетизмом, завораживал своим обаянием и артистизмом. Одинаково успешно исполнял партии в классических балетах и постановках, базировавшихся на различных стилях совр. хореографического иск-ва. Для Н. ставили балеты и хореографические композиции выдающиеся мастера балетного т-ра: Дж. Баланчин, Ф.Аштон, К.Макмиллан, Р.Пети, П.Тейлор, М.Грехем и др.

 

 

Выступал в кач-ве дирижёра в Вене, Афинах, Нью-Йорке с репертуаром из произведений Ф.Гайдна, В.Моцарта, Л. ван Бетховена, С.Прокофьева, И.Стравинского, П.Чайковского и др.

 

 

Снялся в 29 фильмах, среди к-рых — фильмы-балеты «Ромео и Джульетта» (1964), «Юноша и смерть» (1966), «Дон Кихот» (1973); док. фильм «Я — танцовщик» (1972), сыграл гл. роль в худож. фильме «Валентино» (1977), роль одинокого скрипача в боевике «Разоблачённый» (1983) и др.

 

 

В 1987, впервые после эмиграции, посетил Россию. В 1989 в Ленингр. т-ре оперы и балета выступил в 5 спектаклях в партии Джеймса («Сильфида» Х.Левенсхольда). В мае 1992 Н. приехал в Казань, дирижировал Гос. симфоническим оркестром РТ в Б.концертном зале Казани (фрагменты музыки балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»), затем на 6-м фестивале классического балета — балетом «Щелкунчик» П.Чайковского в Татар. т-ре оперы и балета. Кавалер ордена Почёт. легиона, Командорского ордена иск-в и лит-ры (Франция). Почёт. гражданин Австрии (1983).

 

 

В Казани с 1987 проводится ежегодный фестиваль балета (с 1992— им. Н.). С 1993 балетные фестивали памяти Н. организуются в Уфе. Имя Н. присвоено Башк. хореографическому уч-щу. Образ Н. запечатлён в изобразительном иск-ве (З.К.Церетели, А.А.Абзгильдин).

 

 

Лит.:  Горшков В.Н. Рудольф Нуриев: Судьба и танец. К., 1995; Рюнтю М.Р. Руди Нуриев без макияжа. М., 1995; Рудольф Нуриев: Фотоальбом. СПб., 1998; Стюарт О. Рудольф Нуриев: Вечное движение. Смоленск, 1998; Рудольф Нуреев. Автобиография. М., 2000; Ишмуратов Р., Магдеев М. Знаки Рудольфа. К., 2007; они же. Нуреев в Казани. К., 2008.

 

 

В.Н.Горшков.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан