Месхетинцы: история и культура
Турки-месхетинцы (самоназвание — тюрк; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки) — народ, живущий в Казахстане, Азербайджане, России, Киргизии, Узбекистане, Украине. Общая численность на территории бывшего СССР по оценкам 260-280 тыс.человек; необходимо учитывать, однако, что, опасаясь репрессий, многие месхетинцы, как в паспортах, так и в переписях, записывались азербайджанцами.
До сих пор нет единого мнения об этническом происхождения месхетинцев. Среди самих турок-месхетинцев преобладает мнение об изначальности тюркских корней и глубокой древности принятия мусульманства.
По одной из версий, этнос турок-месхетинцев сложился в XV-XIX вв. в южных районах нынешней Республики Грузия в результате брачного смешения и языковой ассимиляции части грузинского населения (месхов) тюркскими переселенцами, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в XI веке. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии — турки-месхетинцы).
Язык — турецкий восточно-анатолийского диалекта.
Верующие — мусульмане-сунниты.
Турки-месхетинцы: крутой маршрут
70 казанских турок-месхетинцев, несмотря на удары судьбы, сохранили древний турецкий язык
Что значит оказаться вдали от родного края, жить без близких, родных, без своих песен, музыки, своеобразной культуры и быта? Судьба таких людей сравнима с деревом, которое только приживается, начинает расти, цвести,а его опять пересаживают. Оно болеет, чахнет, стоит на грани жизни и смерти и все же приживается, опять начинает расти, цвести. А его снова решают пересадить. По-другому и не расскажешь о турках-месхетинцах маленькая частичка этого народа — всего 70 человек — сейчас пытаются прижиться на земле Татарстана. Общая религия, похожий язык, внешность,одинаковое мышление, прежде советское, ныне российское гражданство –это объединяет и помогает им в нашей республике.
Депортация сорок четвертого
- 14 ноября мы чтим как День памяти. В этот день началась депортация турок-месхетинцев из южной Грузии. Шел 1944 год. К депортации сталинская власть готовилась задолго до ее начала. Это была политика«зачистки» пограничных зон СССР от «неблагонадежных» элементов.Накануне войны в отдаленные места от границ СССР переселяли корейцев,немцев, поляков, курдов, иранцев, греков. Эти меры вызывали тревогу среди населения, рождали недобрые предчувствия.
Первую волну депортаций Закавказье пережило еще в первые годы войны.Ситуация на границах была накаленной, война могла затянуться.Неспокойно было и в самой Грузии, антисоветские силы готовились совершить переворот. Советское правительство опасалось, что люди,проживающие в пограничной зоне, могут оказать сочувствие врагам Советской власти. И это несмотря на то, что все приграничные народы восприняли войну как общенародную беду. Все мужское население месхетинцев ушло воевать, больше половины из них погибли на полях сражений. В 1943 году возникла опасность проникновения фашистов на Кавказ, и этот факт стал решающим в судьбе месхетинцев.
- Сначала всех наших принудили строить железную дорогу, — продолжает Гавхархон, — но люди, конечно, не знали зачем. Всех турок собрали на площади и велели срочно собираться в дорогу. Говорили, что скоро сюда войдут немцы, и всех нужно эвакуировать. Велели брать продуктов на неделю пути и немного вещей. Людям пообещали, что они смогут позже вернуться в свои дома. Большинство поверило, но были и такие, которые убежали в ту ночь — кто в Азербайджан, а кто в Турцию…
14 ноября в четыре утра всех женщин, детей и стариков, всего 81324 человека привезли на железнодорожную станцию, погрузили в вагоны для скота по 90 человек в каждый и отправили в долгий, дольше месяца, путь. Дорога в Среднюю Азию лежала через Урал, было начало зимы, вагоны не отапливались. Холод был страшный, продукты скоро закончились, вещи, не предназначенные для суровой зимы, не согревали. От холода и голода погибло очень много людей. Мертвых не хоронили, выбрасывали по ходу поезда в реки. На станциях людей не выпускали из вагонов, боялись побегов.
- Моя бабушка вспоминала такой эпизод, — уточняет собеседница. -Она собиралась в дорогу. Мужчин в семье не было – воевали, а у бабушки восемь детей, еще ее престарелые родители, много вещей с собой не возьмешь. Таскала продукты в амбар, в кадушки закрывала топленое масло,прятала мешки с крупой. Молоденький солдат следил за ней, а потом стал что-то ей говорить, показывая на мешки. Бабушка сначала отмахивалась от него, по-русски ведь не понимала, а он ругается и в руки мешок сует:мол, бери с собой. Долго уговаривал, потом махнул рукой, закурил и заплакал. Ради него бабушка взяла с собой мешок с крупой. Всю жизнь она вспоминала этого солдата, если бы послушала его тогда! В дороге бабушка потеряла троих детей и своих родителей.
Депортированных турок расселяли в Казахскую, Киргизскую, Узбекскую республики, таким образом, чтобы родственники жили в разных местах. В течение суток они должны были зарегистрироваться в органах НКВД.
- Семью родителей поселили в Узбекистане, в Ферганской области.По началу семьи переселенцев подселяли в дома местных жителей. До 1956года действовал комендантский надзор, туркам запрещалось безспециального разрешения покидать кишлак, невозможно было навестить близких. Только после смерти Сталина им разрешили соединяться сродственниками и стали выделять «отдельное жилье» — старые сараи,бараки.
Была страшная секретность всего происходящего. Оставшиеся в живых мужчины возвращались с фронта в Грузию, в свои опустевшие дома, и потом в течение нескольких лет разыскивали свои семьи. Мой дедушка нашел семью только в 1947 году.
Депортированные помогали друг другу как могли. Я помню те времена,когда мы жили в бараке. Было нечего есть, мама в отчаянии плакала.Напротив нас жила семья пожилых немцев. Так дед-немец тихонько позвал за собой и отсыпал маме в подол картошки, моркови, лука.
В 1960 году начали давать переселенцам землю. Многие турки расселились в Ферганской долине, обустроились, построили дома, встали на ноги.Жизнь снова вошла в мирное русло, но длилось это счастье не долго…
Ферганская трагедия
Различные источники, посвященные исследованию трагических событий,произошедших в Фергане в 1989 году, не могут прийти к однозначному мнению о причинах трагедии. 3 июля начались погромы, спровоцированныe узбекскими националистами, в результате которых погибло больше ста турок, были сожжены дома и разграблено их имущество. Через две недели после начала погромов из области были срочно эвакуированы более 18тысяч турок-месхетинцев. В течение двух-трех месяцев из-за Ташкентских погромов Узбекистан покинуло еще 74 тысячи человек. Если после сталинского произвола турки-месхетинцы оказались в Средней Азии и Казахстане, то после Ферганской трагедии география их расселения расширилась: семнадцать областей Российской Федерации, пять областей Украины, Казахстан, Киргизия, Азербайджан. Люди, насильно лишенные своих домов, эмигрировали в Турцию, Америку, Германию, Австралию. Так народ из переселенцев превратился в беженцев, и уже в который раз людям пришлось потерять свои дома, нажитое имущество и уже в новом месте начинать жизнь с нуля.
- До 3 июля мы долгое время слышали националистические выступления, -вспоминает Гавхархон. — Но меры никакие не принимались, было ощущение,что власти стоят в сторонке и наблюдают за происходящим. За несколько дней до погрома милиция ходила по домам и предупреждала, что готовятся провокации, чтобы не выходили на улицу. 1 мая крымских татар предупредили, чтобы они не выходили в этот день на парад. Накануне погромов на домах турок заранее поставили метки.
Я в тот день была дома. Старший сын заболел ангиной, температурил.Сосед узбек мне говорит: «Уходи куда-нибудь!» Я ему: «Ты же никуда не уходишь, почему я должна уходить?» Не понимала, о чем речь. Потом стали доходить слухи, что турки с узбеками дерутся. Муж вместе со своим другом (он был врачом) решили пойти на помощь к своим. Через некоторое время приходят и говорят: «Там толпа беснуется, люди злые, с не человеческими лицами, что-то кричат, начали жечь дома турок, хозяев избивают». Мы схватили детей и быстро уехали к моей подруге, она жила в многоквартирном доме, там нас трудно было найти. К ней же успели вывезти родственников. В таких многоэтажках многие наши прятались — по родным, по друзьям.
Оказывается, на домах турок заранее ставили метки, чтобы потом их сжигать, только на нашем не поставили, на него «положили глаз» соседи.Через полтора года я приехала в Фергану по делам, смотрю в моем доме живут чужие люди, а наша в прошлом соседка ходит в моем платье, ребенок в одежде старшего сына бегает… В 1989-м году во время погромов было страшное мародерство, ведь люди бросали дома, убегали в чем есть. Наш дом разграбили полностью, остались только стены…
На следующий день несколько тысяч турок-месхетинцев собрались возле здания Обкома партии, но ситуация не решалась. Тогда люди собрались на военном полигоне около Ферганы. На огромном поле под палящим солнцем турки провели пятнадцать дней. Не всем достались палатки, в дефиците была вода и еда. Там же, на полигоне, хоронили погибших. Через несколько дней военными самолетами началась эвакуация беженцев…
Начало новой жизни
- Привезли в Центральную Россию, в самую захудалую умирающую деревню Курской области, — говорит Гавхархон. — Поселили в спортзале школы. Через три дня приходит председатель колхоза, требует, чтобы мы выходили на работу, на ферму. Мы две недели тому назад дома потеряли.Стресс страшный. Кроме того, многие из нас – врачи, учителя, инженеры.Турки всегда стараются своим детям высшее образование дать. На ферме-то из нас никто раньше не работал…
Местный народ так странно нас воспринимал, например, люди спрашивали:«А вас что, перед тем как к нам отправить, специально русскому обучали?», как будто мы в школах не учились, дикари какие-то темные. Мы три дня в спортзале прожили, председателю говорим: «Мы не цыгане, не можем жить табором, у нас у каждого своя семья». Оказалось, что его задолго до этих событий предупредили, что прибудут беженцы, выделили деньги на постройку домов. Средств не хватило, дома стояли наполовину недостроенные. Вот их-то нам и дали! Достраивали дома все вместе,сначала один, потом другой. Стали жить, дети в школу пошли, кроме наших детей в школе никто больше не учился, из местного населения в деревне только старики остались. Муж работал кочегаром. Там прожили полтора года.
Пробовали жить в Азербайджане – не смогли, через какое-то время поехали к родителям в Белгородскую область, там давали землю. Но и там не смогли прижиться, трудно вставать на ноги, да и восприятие странное,чужие мы там.
Старший сын Мурат с двоюродным братом поехали учиться в Казань. Мурат сказал: «Если где-то и буду учиться, то только в Казани, здесь к нам нормально относятся, никто пальцем не тыкает, здесь мы как все». В 1997году в Казань переехала вся семья.
Турки-месхитинцы народ выносливый, трудолюбивый. Какой бы вызов не бросила судьба – все выдерживают.
В нашем народе на протяжении всей истории не было не одного нищего,который бы просил подаяния – это предмет нашей гордости. Если бы такой человек появился, то мы бы все скинулись, отдали бы последнее, но не позволили бы просить подаяния. Что толку тому народу, который изгнал нас с родной земли, украл наши дома, имущество? Разве они стали богаче от этого? Только беднее. А наш народ трудности закалили. Мы почти все смогли встать на ноги, выжить. Одно тревожит: из-за того, что сейчас народ раскидан по разным местам, очень трудно сохранять самобытность,культуру. Раньше в нашем народе не было смешанных браков, теперь они есть, потому что трудно найти себе пару в ближайшем окружении. Свадьбу,как у нас принято сыграть, тоже трудно, например, здесь в Казани нет турок-музыкантов, которые всегда играют на свадьбах. У нас никогда раньше не было разводов — традиция такая, сейчас и они появляются. Там,где большая община, легче сохранить самобытность.
Но есть традиции, которые пока что незыблемы: во всех семья обязательно говорят на турецком языке. Причем именно среди турок-месхетинцев сохранен древний самобытный турецкий язык. И конечно, необыкновенное почтение к старшему поколению. Ведь именно оно хранит и передает традиции и верования своего народа.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Турки-месхетинцы считают своейродиной Турцию, несмотря на то, что в 1828 году после подписания перемирия в Русско-турецкой войне Месхетия — родина их предков — стала частью Российской державы, а в последствии и Советского Союза.
Турки-месхетинцы, как и крымские татары, поволжские немцы, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши,подверглись массовой депортации в двадцатые по сороковые годы прошлого столетия. А трагические события, произошедшие в Фергане в 1989 году, в результате которых около 18 тысяч турок-месхетинцев оказались беженцами, без крова и средств к существованию, раскидали этот народ по всем бывшим Советским республикам. Есть общины в самой Турции, а теперьи в США.
Василина УСАЧЕВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ
Миграционные потоки турок-месхетинцев:
1944 г. – 120 000 человек – из Грузии в Центральную Азию
1958-1971 гг. – 40 000 человек – из Центральной Азии в Азербайджан
1980 г. – 2000 человек – из Азербайджана в Грузию
1989 – 1991 г. – 100 000 человек – из Центральной Азии в Россию, Украину, Азербайджан
1991 – 2005 гг. – 35 000-40 000 человек – из России, Украины, Центральной Азии в Турцию
2004 – 206 гг. – 9 000 человек – из Краснодарского края в США
Месхетинцы в Татарстане
Общественная организация турок-месхитинцев Татарстана «Ахиска» находится в начале своего пути. Диаспора невелика, около 70 человек. Первые представители турок-месхитинцев появились в Казани как наемные работники для строительства мечети Кул Шариф.
Микроклимат спокойных межэтнических, деловых и человеческих отношений сыграл существенную роль в желании представителей данного народа обрести здесь постоянное местожительство. А поселившись, турки-месхетинцы начали налаживать связи с соотечественниками инациональными общественными организациями Москвы и Ташкента, Стамбула и Анкары, Анталии и Краснодара. Многочисленные депортации раскидали турок-месхетинцев по всему миру, и сохранение своих традиций, обычаев родного языка и истории для этого этноса чрезвычайно важно.
С декабря 2004 года республиканская общественная организация турок-месхитинцев влилась в состав АНКО РТ, что существенно активизировало их деятельность.
Впервые в Доме дружбы народов Татарстана турки-месхитинцы отпраздновали общиной Курбан-байрам. Диаспора все активнее ведет работу: планируется открытие турецкого отделения в многонациональной воскресной школе, для чего приобретаются учебники и наглядные пособия. Создаются кружки художественной самодеятельности и изучение истории народа, намечается проведение конкурса детского рисунка.
Все эти позитивные этнокультурные процессы вселяют уверенность в эффективном развитии диаспоры на татарской земле.