Мечты из стекла и бетона
Долой сталинский ампир! 1960‑е – время покорения космических высот, захватывающих научных открытий, культурной революции и новой, лёгкой архитектуры. В Казани в то время были построены многие знаковые объекты. Некоторые из них потом назовут шедеврами эпохи советского модернизма.
АВАНТЮРА «КОСМИЧЕСКОГО» МАСШТАБА
По Ярмарочной площади Казани пыхтит автобус. Каждый день восьмиклассница Валя Слесарева едет на нем в школу, с интересом наблюдая, как растёт у подножия Казанского кремля нечто необычное. Совсем недавно из земли торчали железные прутья, и вот на их месте появилась огромная чаша! А потом чашу накрыли внушительным куполом. «Это будет что‑то удивительное, даже космическое!» – с восторгом рассказывает она родителям…
«Чем-то удивительным» был проект нового цирка. Причём удивительным в нём было абсолютно все, начиная с архитектурного замысла объекта и заканчивая шлейфом авантюризма, окутавшим историю его строительства.
Разрешение на строительство нового цирка городские власти получили в 1963 году. Такой уже стоял в Ярославле, казанцам предстояло всего лишь повторить проект. Привязку готовых чертежей к местности и к инженерным сетям поручили институту «Татаргражданпроект». В то время его возглавлял Узбек Алпаров. Но перспектива повторить ничем не примечательный проект никого из архитекторов не прельщала. Было решено изобрести что‑то своё.
ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ
Среди множества рисунков и эскизов выделялся один, архитектора Мунира Хайруллина. На рисунке – перевёрнутый усечённый конус, перекрытый куполом. Смотрелось эффектно и чем‑то напоминало летающую тарелку. Тема космоса в 60-е? В самое яблочко! Приступили к техническим расчётам.
«Наиболее сложным для расчётов был сам конус, имеющий к тому же многочисленные проёмы: входы для зрителей, широкий форганг (парадный выход для артистов), раковина для оркестра, которые ослабляли прочность стенок конуса, – вспоминал в своё время Узбек Алпаров. – Нас смущал также и сравнительно пологий уклон конуса, равный всего 30 градусам».
Подобного проекта в мире ещё не было! Разве что здание правительства Бразилии авторства знаменитого архитектора Нимейера в виде усечённого конуса, посаженного на узкий конец, отдалённо напоминало казанскую идею. Но не поедешь же за опытом в Бразилию! Сложнейшие аналитические расчёты были выполнены и продублированы испытаниями на модели, а также на электронно-вычислительных машинах в Киеве. А чего только стоит письменное заключение профессора Никитина – автора Останкинской телевизионной башни! Он был восхищён смелостью казанских архитекторов.
Но в Союзгосцирке, финансировавшем строительство, проект принять не захотели. Как тогда на Ярмарочной площади появилась «летающая тарелка»? На сайте Музея истории КГАСУ
сохранились воспоминания Узбека Алпарова о… подмене чертежей. То есть, утвердив адаптированный для Казани ярославский проект, Алпаров решил выдавать поэтапно строителям чертежи… казанской идеи. Сработало! Обман обнаружился, когда здание стало принимать очертания тарелки. Конечно, разразился скандал. Но архитекторов поддержал первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин. Не только проектировщикам хотелось, чтобы в городе был свой уникальный объект…
ИСПЫТАНИЕ… СОЛДАТАМИ
Фотография, датированная ноябрем 1967 года. На ней внутреннее помещение цирка, под завязку заполненное зрителями. Нет, не простыми. Решение использовать «живой груз» принято горкомом КПСС. Так что вместо мешков с песком зал заполняют две тысячи солдат и старшеклассников Суворовского училища. По указке испытателей военные кричат, хлопают в ладоши, топают ногами – говорят, что в благодарность за этот риск сотрудники цирка время от времени будут бесплатно приглашать их на представления.
В то время как солдаты заполняли зал, эксперты делали точнейшие замеры – не деформировалось ли уникальное здание, выдержало ли испытание нагрузкой? Выдержало! А сколько споров и страхов предшествовало этому! Если архитекторы-проектировщики были уверены в своей правоте, то строители без конца сомневались. Если бы не случай – не увидеть миру этой «тарелки».
– Когда воздвигали конструкцию, строители страховали её металлическими стойками по всему периметру, – рассказывает Герман Бакулин, главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект». – Залили бетон, и тут руководитель подрядной организации, известный строитель, говорит: «Убирать подпорки не будем – так надежнее. Можно закрыть их стеклом, получится хороший цилиндр, сверху купол – красиво!»
То, что предлагали строители, было больше похоже на газгольдер для хранения нефти. Разве такое могло стать украшением города, тем более рядом с изящным кремлём? Конечно, это был шок.
В НАГРАДУ ЗА ДЕРЗОСТЬ
Но так вышло, что судьбу удивительного здания решили не люди. Через несколько дней после памятного спора случилось неожиданное. Бетон в процессе отвердевания изменил свою конфигурацию и немного деформировался под нагрузкой. В результате длина пояса здания сократилась на 30 сантиметров и верхнее опорное кольцо оторвалось от подпорок – они стали не нужны. Радости проектировщиков не было предела – их расчёты оправдались. Город получил уникальное здание, а мир – архитектурную жемчужину, подобных которой не было.
Казанский цирк назовут шедевром эпохи советского модернизма. Им будут не просто восхищаться – его будут копировать. За свою творческую дерзость авторов проекта удостоят премии Совета Министров СССР.
…Валя Слесарева, наблюдавшая за строительством цирка, до сих пор помнит его открытие. Тогда на арене выступала дрессировщица Наталья Дурова – молодая, в шикарном платье! А что вытворяли её питомцы! Морские львы крутили обручи и по команде хлопали ластами. На представлении был весь Валин класс.
«Летающая тарелка» «приземлилась» в Казани благодаря отчаянной дерзости Узбека Алпарова, директора института «Татаргражданпроект», и возглавляемой им группе архитекторов-смельчаков – Валентине Пановой, Геннадию Пичуеву, Осие Бериму, Ефиму Брудному.
В ЦЕНТРЕ СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ
Август 1960 года. Трибуны забиты под завязку. Более двадцати тысяч человек пришли поддержать казанскую «Искру» на домашней арене. На табло 4:1 – уверенная победа хозяев над командой «Металлург» из Каменска-Уральского. Это был первый матч на только что открытом в Казани Центральном стадионе имени Ленина…
– На игру «Искры» с «Металлургом» мы пришли всем двором! – вспоминает тот день Сергей Архипов, которому в 1960‑м было девять лет. – Сидели на восточной трибуне. Людей на каждый матч приходило много – всех знакомых на стадионе можно было встретить! Вход на стадион украшали большие ворота с пилонами. Продавали мороженое – эскимо, пломбир… Для взрослых – пиво.
Руководил строительством стадиона архитектор Владимир Портянкин. Открытие совпало с 90-летием со дня рождения Ленина, и стадиону решили присвоить имя вождя мирового пролетариата. А вот сами архитекторы и строители еще долго между собой называли стадион «казанские «Лужники».
– Стадион был выполнен в легких модернистских формах 1960‑х – то было время новой архитектуры, поиска простых современных решений без излишеств, – рассказывает Герман Бакулин. – Помню, какое большое впечатление производили на нас, студентов-архитекторов, эти летящие, будто птицы, навесы над трибунами в центральный части, вход со значительными пилонами, высокая решётчатая ограда, не закрывавшая общего вида, – все было очень выразительно.
АЗАРТ МИРОВЫХ ПОБЕД
Стадион быстро стал центром жизни для обитателей близлежащих домов, да и не только для них. Он никогда не пустовал, вспоминает Сергей Архипов. Если главное поле открывалось только во время матчей, то тренировочное было доступно всегда. Гоняли в футбол на нём не только мальчишки, но и взрослые. Места хватало для всех. Достаточно было только обозначить ворота кирпичами – и всё, играй до изнеможения. А зимой запасное поле заливалось льдом, на смену футболу приходил хоккей. На главном же поле, около северной трибуны, устанавливали хоккейную коробку, и народ стекался уже на игры СК имени Урицкого (нынешнего «Ак Барса»).
В преддверии 1000‑летия Казани заговорили о реконструкции Центрального стадиона. К этому времени он уже морально устарел и порядком обветшал. К тому же «Рубин» вышел в Премьер-лигу, домашняя арена должна была соответствовать новым жестким требованиям. В международном конкурсе на лучший проект реконструкции победил «Татинвестгражданпроект». В итоге стадион получил другую жизнь и другой архитектурный вид. Реконструкция проводилась поэтапно, так что Центральный мог принимать матчи и работать бесперебойно.
Что получилось в итоге: благодаря пристрою у амфитеатра появилось подтрибунное пространство, в котором удалось расположить множество полезных функциональных помещений – административные кабинеты, спортивные залы, буфеты, кассы, галерею с видом на кремль… Повысив общую функциональность пространства, архитекторы решили его основную проблему – стеснённость. На западной трибуне, согласно стандартам, расположили места для ВИП-персон. Усилили освещение. Но главное, на стадионе появилось новое покрытие! Со старым было множество проблем – газон быстро вытаптывался, на нём появлялись проплешины. Новый, специальный покров лишён этого недостатка.
После реконструкции стадиона началось строительство легкоатлетического манежа, который был открыт в августе 2007 года. А спустя еще три года в Казань нагрянули инспекторы УЕФА, которые дали положительную оценку объекту и четвёртую, наивысшую, категорию. Так началась новая история Центрального стадиона, в которой, смеем надеяться, еще будут азарт и победы в крупнейших соревнованиях, проходящих под эгидой УЕФА и ФИФА.
ДОМ ДЛЯ МУЗЫКИ
Три полностью прозрачных этажа из стекла – словно гимн доверия этому миру на языке архитектуры. А как уютно и тепло выглядит с улицы всё, что происходит в здании Актового зала Казанской консерватории! В народе его называют просто – стекляшка…
То, что в Казани в 1967 году появилось это необычное (первое на тот момент!) стеклянное здание, – заслуга Назиба Жиганова, ректора консерватории, и Мунира Агишева, архитектора и автора проекта. Первый путём неимоверных усилий добился в Москве разрешения на строительство, второй воплотил в жизнь идею нового стиля.
– Раньше здания воспринимались как защита – толстые стены, надёжная кровля… Таким был способ организации фасадов в классическом исполнении. Этот имперский стиль поддерживал и Иосиф Виссарионович, – рассказывает Герман Бакулин. – Но Агишев захотел сделать Актовый зал консерватории в совсем ином стиле – лёгком, прозрачном. В 1960‑е такой демократичный архитектурный подход уже входил в моду. Идея его была в следующем: люди не должны бояться окружающего мира, а находясь в здании, ощущать себя сопричастными движению города, изменениям погоды. Этот новый стиль нёс в себе совершенно иной набор качеств и эмоциональный потенциал.
Стекло вместо кирпичных или бетонных стен? Замечательно! Но если сегодня эту «воздушную» идею можно воплотить с помощью стеклопакетов и современных систем уплотнения, то в 1960‑е строителям пришлось непросто. Решали задачу доступными способами – конструкции
витражей делали из стального проката, «варили» стойки, подгоняли резиновые уплотнители… По периметру здание «окутали» воздушной подушкой шириной примерно в 60 сантиметров, созданной за счёт двойного остекления. Получилось светло и, как вспоминают очевидцы, тепло. К слову, также они вспоминают, что в работе над «музыкальным храмом из стекла» строителям помогали и его будущие обитатели – студенты консерватории.
Новый зал жители города восприняли в основном восторженно. Еще бы, такого они не видели! К тому же ультрасовременное для того времени здание, расположившееся в центре города, совсем не нарушало имеющийся исторический ансамбль, деликатно отступив на несколько метров от линии застройки. И в этом тоже было новое слово! Оформление зала было столь же деликатным и необычным. Эскизы его были разработаны соратником и женой Мунира Агишева – Ингой Агишевой. В их основу легли оригинальные растительные мотивы, которые придавали современным интерьерам здания национальный колорит.
С исполнением этой идеи в то время возникли сложности, вспоминает рассказы архитекторов Герман Бакулин. Кожаные банкетки и другие предметы мебели заказали казанскому кожкомбинату. Перед предприятием задача такого масштаба встала впервые. Строчить листочки, сердечки, «огурчики» в крупных масштабах оказалось делом непростым – техническая база подводила. Но комбинат справился, а полученный опыт ещё пригодился ему позже, когда оформляли новое здание Камаловского театра.
«ЗВУК ЛЕТЕЛ ДО САМОЙ ГАЛЁРКИ!»
Первый концерт в новом Актовом зале Казанской консерватории состоялся 8 декабря 1967 года. На сцене выступал симфонический оркестр филармонии под управлением Натана Рахлина. Кстати, два коллектива – консерватории и филармонии – ещё долго и мирно сосуществовали в стекляшке, которая для их музыкальных целей подходила прекрасно.
– С точки зрения акустики зал был очень хорош, – рассказывает Нина Варшавская, заслуженная артистка РТ, профессор Казанской консерватории. – Звук летел до самой галёрки! Стены были отделаны деревом, балкона не было, как и мягких кресел, поглощающих звук. Никаких звуковых ям! Приятно было петь в таком зале, не заботясь о громкости, – пиано было слышно хорошо. Возможно, не хватало уюта и красивой отделки, но в то время нас это не заботило. Зал был наш, консерваторский, он был открыт для студентов и педагогов. Мы могли там репетировать, устраивать концерты, петь экзамены и зачёты. Со временем потребовалась его перестройка, и мы его как собственность консерватории потеряли. Это было для нас непривычно и очень досадно. О старом нашем зале самые светлые и приятные воспоминания.
ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Стекляшка не выдержала испытания временем. И не только технически. «Хватит стекляшек!» – строчил свои предписания архитекторам Госстрой. Их, действительно, стало слишком много, и первый зал консерватории перестал смотреться современно. Наступило время перемен, а точнее, реконструкции. И не только для стекляшки – на дворе 90-е!
Новый ректор консерватории Рубин Абдуллин долго и страстно отстаивал идею строительства нового зала. Руководство республики его услышало. И не только руководство. Со строительством нового ГБКЗ также была связана одна забавная история. Летом 1993 года в зале состоялось прослушивание вариантов нового гимна республики, представленных на творческий конкурс. Слушателями были народные депутаты Верховного Совета РТ. Но каков был диссонанс торжественного звучания гимна и довольно потрёпанного временем зала. Депутаты это заметили… Возможно, с того дня сторонников у Абдуллина прибавилось.
Сегодня внешне новый торжественный зал ничем не напоминает нам той лёгкой воздушной стекляшки. Тем не менее она жива. В безмолвных несущих конструкциях современного –получившего уже статус государственного – БКЗ и живых воспоминаниях людей, благодарных ей за начало новой музыкальной эры в истории красавицы Казани.
Фото: caparol.ru
Журнал "Татарстан", 2019.