Марийская культура в Татарстане

Марийская культура в Татарстане

фото
Возрождению этнических ценностей марийского народа в Татарстане положил начало культурный центр, возникший десять лет назад в Казани под председательством Германа Лисицына. В 1998 году произошла его реорганизация — появилась Национально-культурная автономия марийцев г.Казани, которую возглавил Геннадий Митькин. В 2003 году его сменил Анатолий Терентьев.

фото1

Так уж сложилось, что этнокультурная жизнь казанских марийцевсосредоточена сегодня в двух общественных местах: в школе № 54 и Доме дружбы народов. В школе ежегодно отмечаются исторически сложившиесянациональные праздники марийцев, такие как «Шорык-йол», «Уй арня»,«Курече», «Пеледыш пайрем», «Семык», «Сюрем», «Олма спас», «Муй спас» иряд других. Здесь же проходят концерты художественной самодеятельности,большей частью фольклорные, с использованием национальных музыкальныхинструментов (баян, гармонь, тюмыр (национальный барабан), свирель), вмарийских национальных костюмах. Самые активные их участники — дети. На фестивалях и смотрах «Татарстан — наш общий дом» и других они неизменно лауреаты и призеры.

фото2

Надолго запомнились их выступления на открытии Дома дружбы народов, на городском фестивале культуры с программой «Марийские наигрыши», на заключительном концерте «Юная звезда-2000». И это далеко не все. У казанских марийцев продуктивные связи с исторической родиной —Республикой Марий Эл. В Министерстве культуры, в обществе «Марий Ушем» их принимают с подчеркнутым радушием, обеспечивают необходимой литературой и методическими пособиями марийское отделение воскресной школу Казани.

фото3

Делегации татарстанский марийцев участвуют в национальных форумах, в работе общенациональных общественных организаций, в том числе международных. Это относится не только к Всемарийским съездам.

фото4

Представитель Казани Р.А. Бушков был, к примеру, делегатом Финно-Угорского конгресса в г. Хельсинки (Финляндия). К счастью, не забыты и казанцы.

фото5

29 апреля 2000 года на презентацию национально-культурной автономии и воскресной школы в Авиастроительном районе г. Казани прибыла представительная делегация Республики МарийЭл, которую возглавлял заведующий сектором национальной политики и межнациональных отношений Аппарата Президента Республики Марий Эл В.Г.Яналов. Состоялся большой концерт, организованный силами гостей и хозяев торжества.

фото6

А 25-27 сентября 2001 года в г. Казани был проведен межрегиональный Праздник книги народов Поволжья. Встречали гостей из Республики Марий Эл и Чувашкой Республики.

фото8

Специалисты обменялись опытом работы с книгами и внедрения ее в массы. Заместитель Министра культуры Г.С. Ширяева была в числе устроителей праздника. Во всех мероприятиях Марийская и Чувашская национально-культурные автономии приняли активное участие.

фото9

В марте 2002 года состоялось событие, значительное для всей марийской культуры республики – презентация книги заместителя председателя НКА марийцев г. Казани Леонида Васильева «Куван кенеж» («Бабье лето»).Интерес к этому событию был вызван рядом веских причин. Во-первых, она написана на марийском языке и вышла в Казани, где, как известно, вначале XIX века был выпущен первый марийский календарь и было положеноначало марийскому книгопечатанию.

фото10

А во-вторых, книга увидела свет втатарстанском издательстве «Магариф» при поддержке Комитета пореализации закона «О языках народов Республики Татарстан» при КабинетеМинистров республики в серии «Доброе братство – лучше богатства».

фото11

Общий тираж сборника составил 3000 экземпляров. Часть книг безвозмездно была передана в библиотеки марийских населенных пунктов и в национальныеотделы городских и районных библиотек Республики Татарстан и частичнопополнила библиотечные фонды Марий Эл.

фото12

В том же году представители НКА марийцев г. Казани приняли участие в фестивале марийского костюма в Йошкар-Оле. А в октябре 2003 года председатель марийской общины Анатолий Терентьев принял участие в межрегиональном семинаре-практикуме для руководителей и специалистов марийских культурных центров, культурных автономий и землячеств, действующих за пределами Республики Марий Эл «Народное художественноетворчество в формировании духовной культуры народа мари»,организованный министерством культуры и межнациональных отношенийРеспублики Марий Эл и республиканским центром народного творчества.

фото13

фото14

В дни пребывания в столице Марий Эл состоялась встреча председателя казанской марийской автономии с В.Г. Яналовым. На ней обсуждались вопросы присвоения одной из новых улиц столицы Татарстана имени Сергея Григорьевича Чавайна – классика марийской литературы, долгие годы прожившего и учившегося в Казани, — а также вопросы проведения в первых числах апреля 2004 года Дней марийской культуры в Татарстане, приуроченных к 1000-летию города Казани. Была также обсуждена возможность организации и проведения Дней Республики Татарстан в Марий Эл с выступлением творческих коллективов, выставками работ художников и другими мероприятиями, призванными познакомить народы республик с культурой и традициями соседей. Все мероприятия призваны еще более укрепить связи населения Татарстана и Марий Эл и народов внутри самих республик, что успешно осуществляется на данном этапе взаимоотношений.

фото16

В 2009 году пост председателя автономии занял Сергей Чикаев.

1 ноября 2011 года в Доме Дружбы народов Татарстана состоялся первый Съезд марийцев Республики Татарстан.

Съезд объединил более 80 человек совсей Республики Татарстан. В работе Съезда также приняли участие заведующий отделом этнической политики Управления по вопросам внутренней политики Президента РТ Никифоров Вячеслав Васильевич, заместитель министра по культуре, печати и делам национальностей Республики Марий Эл Ширяева Галина Степановна, заместитель председателя Всемарийского Совета «Мари Ушем» Мочаев Валерий Александрович и другие.

фото17

В ходе работы Съезда Председседателем национально-культурной автономии марийцев Республики Татарстан единогласно был избран Третьяков Олег Александрович, сопредседателем — Бушков Руслан Аркадьевич. Представителем республиканской национально-культурной автономии в Ассамблее народов Татарстана делегаты выдвинуликандидатуру руководителя национально-культурной автономии марийцев г. Казани Чикаева Сергея Валерияновича.
В конце гостям и участникам Съезда была представлена концертная программа с участием марийского фольклорного коллектива.

Вышивай мне, папенька, марийский наряд

Леонид Шабалин из Набережных Челнов возродил старинные марийские орнаменты.

 фото26

67-летний бывшийучитель истории всю жизнь рисовал эскизы национальных узоров. И думатьне думал, что когда-нибудь начнет украшать ими брюки, рубахи, головныеуборы, платки, обереги. И уж тем более не ожидал, что станетходячей рекламой национальной марийской вышивки.

На белой ткани — симметричные, геометрической формы рисунки красных,зеленых и черных цветов. Словно играючи, их «рождает» убеленный сединойЛеонид Шабалин.

- Ой, согрешил, согрешил! Ой, не туда поехал! — возмущается он и,недолго думая, распускает вышивку. — Вот, смотри-ка, узор-то неполучился!
- Из-за чего?
- Вместо двух клеток я оставил три, — отвечает вышивальщик. — Получается, что одна клетка лишняя, и симметрия не выходит!

фото27
Вместо того чтобы по-стариковски охать да ахать, пенсионер смеется от души:

- Вы спрашиваете, с чего все началось? Помню, это было 1955 год. Яуехал из своей марийской деревни Старый Куклюк учиться в районный центр- Елабугу. Жил тогда вместе с родной сестрой на квартире. Прихожукак-то раньше ее домой, смотрю — лежит начатая вышивка, мне захотелосьее продолжить. Я сделал стежок, другой… Очень мне это занятиепонравилось. Потом увидел в одном журнале статью, как правильновышивать шарф. Попробовал — опять получилось!

Но все же серьезно взяться за иголку с ниткой школьному учителю былонекогда. Зато красоту марийского узора он подмечал везде и всегда.Рассказывает, как в 1959 году приехал в гости к родной тетке в деревнюЭлмен Менделеевского района.

- Между делом она показала мне мешок, в котором хранила волокно дляпряжи, — вспоминает Леонид Васильевич. — Я так и ахнул, ведь увидел немешок — сплошной орнамент! «Да это мое подвенечное платье, домотканое,- призналась она. — Если нравится — бери!». Взяв драгоценный подарок, яего постирал, выгладил и в натуральную величину скопировал с негостаринный узор. Потом на ватмане нарисовал разноцветной тушью эскизывсех узоров, которые были на рукавах, подоле, воротнике. Ой, таккрасиво получилось!

С тех пор все свободное время учитель истории пропадал в марийскихдеревнях. Причем не только нашей республики. Ездил он и в Удмуртию, и вКировскую область. Говорит, что в сундуках у бабушек было не счестьвышитых полотенец, покрывал, старинных одежек. Как-то вернулся домой сбольшим мешком, не успел даже посмотреть, что ему старушки отдали.Открыл, а там — потрясающей красоты расшитый гладью подол от старинногоженского кафтана. В другой раз обнаружил не менее уникальную кайму отскатерти. Рисуя эскизы марийских узоров, Леонид Васильевич искренневерил, что это кому-нибудь когда-нибудь пригодится. И думать не думал,что пригодится именно ему!

- В 1990 году я пришел в фольклорный марийский ансамбль в ДК«Энергетик» Набережных Челнов, — рассказывает вышивальщик. — Вскоре мызарегистрировали свою общину, стали выступать с марийскими песнями,плясками. А в чем выступать? Костюмов-то нет! Вот тогда-то я поднял всесвои эскизы и принялся вышивать. Не поверите, по эскизам теткиногоподвенечного платья вышил себе рубаху через 40 лет!

Теперь у Леонида Васильевича не один сценический наряд с орнаментом: вгардеробе красивые рубахи, жакет, несколько головных уборов,по-марийски теркупш. А уж брюки — бесподобный авторский эксклюзив! Однибелые, с ярко-вышитыми лампасами. Другие тоже белые, но у них орнаментукрашает пояс и кайму.

…Вот Леонид Васильевич, не хуже героя Миронова из «Бриллиантовой руки»,запросто входит в белом марийском наряде в зал как на подиум. Легкимдвижением руки он снимает расшитый жакет, и мы любуемся вышитойатласной рубахой и красивым поясом набрюках.
- В таком виде я и выступаю! — смеется он. — Валентина, давай-ка споем нашу любимую!
Пара минут — и Валентина Иващук — активный член марийской общины поет и пляшет с Леонидом Шабалиным. Весело так, задорно.

- Головной убор, который на мне, тоже вышил Леонид Васильевич, -объясняет Валентина Николаевна. — Да он всем марийцам с нарядамипомогает.
- Одних только головных уборов я вышил 36, — говорит пенсионер. -Нарасхват идут! Один мой товарищ — татарин — заказал наш мужскойголовной убор для будущего мужа дочери. Выяснилось, что тот понациональности мариец!

Слово за слово, удается узнать, что рукоделие приносит пенсионерухороший доход. Оказывается, его жена, которая сначала не одобряланеобычное занятие супруга, теперь двумя руками «за». Шьет рубахи,жакеты, которые Леонид Васильевич потом украшает вышивкой. Такой вотсемейный подряд.

- Дети, правда, по моим стопам не пошли, хотя с детства я водил их внашу воскресную школу, на все праздники марийской общины, — разводитруками пенсионер. — Старшему, Леониду, — 27, он работает в дирекцииКАМАЗа. Лене — 21, Мирославу (это имя значит — марийцев славить) — 18.Они учатся в Камском политехническом институте. Впрочем, кто знает, чтобудет у них в будущем? Я, например, до 38 лет не женился — все эскизысобирал… А вышивать стал, когда пробилась седина…

Своими профессиональными работами Леонид Васильевич обязан ИринеСтепановой — автору популярной книги о марийской вышивке. Приезжая вНабережные Челны, известная рукодельница не раз проводила своимастер-классы. Сейчас ее книга для Шабалина — путеводитель по марийскойвышивке.

- Каждый узор имеет свое значение, — объясняет пенсионер. — Видите, намногих моих одеждах есть треугольники с симметричными завитками — этооберег мужской силы. Знак зрелости мужчины, его способностьвоспроизводить.
- Я вижу, у вас много лошадей…

- Это символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

- Леонид Васильевич, а на одной из работ — свастика в квадрате…

- Ничего удивительного! Орнамент использовался в XVIII — XIX веках вкачестве оберега на головных уборах, одежде. Это символ изначальнойбожественной чистоты, которая защищает мир от силы зла.

Не переставая удивляться одному открытию, слышу другое:

- Ой, да вы не представляете, как вышивание нервы успокаивает, -объясняет он. — Ведь как раньше было? Приду я уставший домой послешкольных уроков, а как возьму иголку с ниткой, как сделаю шов, другой -все раздражение куда-то уходит. И такой покой на душе…
И правда, кто бы мог подумать, что национальная вышивка жить в мире с собой и окружающими помогает…

Наталья ВЯТКИНА

Фото автора

Значение некоторых марийских узоров

фото28
Каждая семья привлекает силы родовых деревьев.
Чем они крепче, тем сильнее семья.

фйото29
Сторож дома — квадрат — это земля, дом, где ты живёшь.
Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

фото30
Дуб или дубовые листья — символ крепкого здоровья
и твёрдой жизненной позиции.

фото31
Солнце — знак добра, дающий жизнь всему живому на земле.
Символ плодородия, оберег.

Источник: Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана