БОЛГАРСКАЯ Гульсум Мусаевна

БОЛГАРСКАЯ Гульсум Мусаевна

БОЛГА`РСКАЯ Гульсум (наст. фам. и имя — Мустафина Уммугульсум) Мусаевна (19.11.1891, Казань — 10.1.1968, там же), драм. актриса, нар. артистка ТАССР (1923), засл. артистка РСФСР (1925). Сцен. деятельность начала в 1910 в труппе «Сайяр». Принадлежит к первому поколению татар. актрис; сыграла выдающуюся роль в формировании татар. проф. т-ра и нац. традиций исполнительского мастерства. Была первой исполнительницей мн. сцен. образов в комедиях и драмах Г.Камала, Ф.Амирхана, Ш.Камала, Г.Исхаки. Природная наблюдательность, глубокое знание жизни, сцен. смелость помогли актрисе с первых же ролей заявить о себе как о выдающемся театр. явлении, отмеченном театр. критикой. Созд. ею образы Хамиды («Из-за подарка»), Служанки, Гайши, Гайни («Несчастный юноша»), Сарбижамал («Распутство»), Гафифы («Первый театр»), Гюльжихан («Банкрот») в пьесах Г.Камала, обогащённые конкретными жизн. деталями и закреплённые в кач-ве определ. социальных типов, стали классическим примером трактовки созд. драматургом характеров. Воспитанная на демокр. и просветительских идеях Г.Тукая, Г.Кулахметова, Г.Камала, Г.Исхаки, она умела увидеть за смешными поступками своих героинь жестокую правду жизни, остроту социальных противоречий, напряжённость борьбы между новыми, передовыми идеями и старым консервативным укладом. Разносторонность дарования, неукоснительное следование правде жизни помогали ей быть в равной степени убедительной в ролях остродраматических и комедийно-бытового плана. Большой обществ. резонанс получило исполнение Б. таких ролей, как Шафика («Жалкое дитя» Н.Кемала), Магисылу («Голод заставил» Я.Вали), Салима («Неравные» Ф.Амирхана), Гюльжамал («Надир-шах» Н.Нариманова), а также Луиза («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Катерина, Полина, Кручинина («Гроза», «Доходное место», «Без вины виноватые» А.Н.Островского), в к-рых актриса раскрыла тему драм., порой трагической жен. судьбы. Особенно показательным в этом отношении было исполнение Б. роли Катерины («Гроза» А.Н.Островского, 1914), к-рая явилась олицетворением протеста женщины, закрепощённой религ. догмами и вековыми традициями. «Без ложного пафоса, без всякой крикливости раскрыла она зрителям поэтическую, свободолюбивую душу героини Островского, — отмечал Мулланур Вахитов, подчеркивая личностный характер этого исполнения, — кто знает, может быть, и Болгарская не сумела бы передать интимнейшие переживания Екатерины, если бы в глубинах её души не клокотали источники, тайно роднящие её с героиней Островского». («Мусульманская газета», СПб., 20 апр. 1914). Зрелым мастером предстала Б. в ролях Зулейхи («Молодая жизнь» Г.Кулахметова), Татьяны («Мещане» М.Горького), Раневской («Вишнёвый сад» А.П.Чехова), сыгранных в 1917–18, Б. раскрыла всю глубину душевных потрясений своих героинь, увидев в их судьбе отражение социальных потрясений своего времени.

 

С 1918 работала в драм. труппе, созд. Центр. мусульм. воен. коллегией при Нар. комиссариате по воен. делам РСФСР. В годы Гражд. войны выступала в воен. клубах. В 1920 вместе с рядом актёров труппы «Сайяр» вошла в состав Первого показательного татар. т-ра, ставшего позднее Татар. академ. т-ром, тем самым способствовала установлению прямой преемственности между этими театр. коллективами. Оставаясь верной сцен. реализму, актриса сумела тонко прочувствовать и передать авторскую стилистику в таких образах Тинчурина, как Хадича, Зухрабика («Первые цветы», 1921), Рауза («Последний привет», 1922), бабушка Гульнар («Угасшие звезды», 1924), Бадига («НаКандре», 1932), а также героев произв. Ф.Бурнаша, Т.Гиззата, Ш.Усманова; показать  глубину мысли, психол. нюансы — в ролях Зайнап («Враги» Ф.Сайфи-Казанлы, 1921), Карауловой («Чужой ребёнок» В.В.Шкваркина, 1934), Полины («Враги» М.Горького, 1936). Особое место в творческой биографии актрисы заняли образы, созд. в спектаклях по пьесам Т.Гиззата (Марфуга — «Бишбуляк», 1938, 1949; Хазина — «Священное поручение», 1946; Ханзафа — «Потоки», 1937, 1949; Гильминиса — «Искры», 1944, 1947), А.Н.Островского, М.Горького, У.Шекспира, проникнутые поэтическим пафосом, органическим соединением поэзии иск-ва и правды жизни.

 

 

Как крупный мастер нац. театр. школы, она  утверждала в татар. т-ре новую этику. Вела большую обществ. работу.

 

 

Лит.:  Шарафеев Ф. Г.Болгарская. К., 1957; Народные артисты. К., 1980; Гимранова Д. Гљлсем Болгарская. К., 1981.

 

 

Д.А.Гимранова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан