Как вытащить гармонь из-за стола?

Почему тальянка стала национальным брендом Татарстана? Как cохранить гармонь в городской среде и сможет ли гармонист XXI века стать первым парнем не только на деревне, но и в городе?

Об этом корреспондент газеты «Казанские ведомости» Ольга Иванычева побеседовала с известным музыкантом, педагогом, художественным руководителем ансамбля «Татарские гармоники» Ринатом Мухутдиновым.

Для справки:

Ринат Мухутдинов родом из Мечетлинского района Республики Башкортостан. Выпускник музыкального факультета Казанского педагогического института. Музыкант-инструменталист, автор учебных пособий и преподаватель игры на курае, кубызе, баяне, гармошке, тальянке. К церемонии открытия Универсиады организовал коллектив из 755 детей, играющих на курае. Этот уникальный ансамбль представил специальную программу для гостей Универсиады. 

В 2020 году Министерство культуры РТ присвоило ансамблю «Татарские гармоники» почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Ринат Мухутдинов - заслуженный работник культуры РТ, член совета Курултая башкир Республики Татарстан.

ТАЛЬЯНКА - САМАЯ НАРОДНАЯ ГАРМОНЬ

- Ринат Сабирович, совсем недавно вы вернулись из Новосибирска с VI международного фестиваля «Играй, гармонь!» Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

- Впечатлений много. В этом году фестиваль был посвящен 35-летию популярной телевизионной программы «Играй, гармонь!» и 20-летию со дня трагической гибели основателя, ведущего этой программы, артиста, композитора Геннадия Заволокина. Он погиб в авто- катастрофе в 97 километрах от Новосибирска, у деревни Новый Шарап. На этом месте его дети Анастасия и Захар возвели «Заволокинскую деревню». Там есть часовня, музей с коллекцией гармоней, баянов и аккордеонов, сцена, где проходят концерты.

На фестиваль в Сибирь приехали гармонисты со всей России, из Германии, Израиля, Австрии. Я был единственным представи- телем Татарстана. Конкурсантов было 205 человек. Одиннадцать гармонистов получили звание лауреата, в том числе и я. Большинство играли на хромках, а я привез с собой тальянку.

- А чем тальянка отличается от хромки и других гармоней?

- Существует более 40 видов гармони. Тальянка в России впервые появилась в конце XIX века на Нижегородской промышленной ярмарке и сразу полюбилась на- роду. Это самая народная гармонь. Она очень подходит для исполнения татарских мелодий. Поэтому тальянка воспринимается как татарский инструмент и стала наци- ональным брендом Татарстана. Баян, аккордеон - более сложные концертные инструменты, и они намного тяжелее. Аккордеон может весить около 10 килограм- мов и больше. Тальянка проще по конструкции, легкая - около 3 килограммов. Это большой плюс, особенно для детей.

- Сколько гармонь может про- жить и красиво звучать?

- Это зависит от того, как за ней ухаживать. У гармони фанерная основа, поэтому надо беречь ее от сквозняка, жары, влаги.

НУЖНА СИСТЕМА ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Ринат Сабирович, когда вы познакомились с гармонью?

- Я родился в Башкирии, в нашей семье было шесть детей. И папа, и мама играли на мандолине, и мы с детства приучились к музыке, устраивали домашние концерты, участвовали в конкурсах. Я стал лауреатом районного конкурса, и меня отобрали для учебы в музыкальную школу-интернат в Уфе. Потом окончил музыкальный факультет Казанского педагогического института. Работал в Нижнекамске, позже в Казани.

- Гармонь популярна среди сегодняшних учеников музыкальных школ?

- Когда учился я, в класс гармони был конкурс 12 человек на место. Сейчас гармонь и другие национальные музыкальные инструменты тоже востребованы. Но считаю, что система общего музыкального образования у нас не выстроена. Мне приходилось учить американских студентов, которые приезжали к нам изучать фольклор. Я был удивлен. Это были выпускники общеобразовательных школ, но каждый из них знал музыкальную грамоту, умел играть на нескольких музыкальных инструментах. У нас такого, к сожалению, нет.

- А есть учебные пособия, ноты?

- Учебных пособий, нотных сборников с обработкой музыкальных произведений для гармони нет. И это одна из главных проблем. Я написал один самоучитель для желающих играть на тальянке и второй - для двухрядной хромки. Старался писать просто, чтобы любой человек смог самостоятельно научиться играть на гармони.

Третья книга сделана по принципу хрестоматии. Я переложил для гармони популярные татарские, русские и зарубежные мелодии. Сделать переложение - это тоже большая работа. Сборник вышел при поддержке Министерства культуры РТ. Им очень заинтересовались татары из Канады, Америки и других стран.

ГАРМОНЬ МОЖЕТ БЫТЬ МОДНОЙ И АКТУАЛЬНОЙ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

- В интернете имеются дистанционные обучающие курсы игры на гармони?

- Меня пригласили в две группы гармонистов, которые открылись в соцсетях. Там пока просто общаются, обмениваются информацией. Но дистанционная школа - это не посиделки и стихийные уроки, когда каждый учит кто во что горазд. Во всем должна быть последовательная система. Необходимо продумать четкую учебную программу и для начинающих гармонистов, и для тех, кто хочет повысить уровень своего исполнительского мастерства. Это могут быть мастер-классы онлайн, видеозаписи уроков с обязательными домашними заданиями, публикация нот.

Было бы здорово, если к популяризации гармони подключилось телевидение. Для многих телевидение - это огромный стимул: тебя покажут на экране! Молодежи нужны яркие, живые примеры успешных музыкантов, играющих на гармони, баяне, аккордеоне. Это помогает сделать наш инструмент модным, актуальным для молодежи.

- Насколько активно сегодня движение гармонистов?

Раньше ни одно событие без гармони не проходило - ни радостное, ни печальное. Гармонист был первым парнем на деревне. Сейчас интерес к гармони в деревнях и городах растет. Люди с удовольствием играют дома, в парках, скверах. Буквально на днях в Балтасинском районе открыли парк, и там выступили десятки гармонистов. Многие из них приехали из других районов. Их никто не принуждал, они сами поехали за 100 километров, чтобы продемонстрировать свое игровое мастерство и пообщаться.

Правда, среди гармонистов больше людей старшего возраста. В нашем ансамбле «Татарские гармоники» многим музыкантам уже за 80 лет. Мне 66, и до недавнего времени я был самый молодой. Но сейчас пришли еще моложе - 60-летние.

О ФАБРИКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

- Какие шаги необходимо предпринять на государственном уровне для развития гармони как национального бренда Татарстана?

- Первым делом я бы возродил фабрику по производству музыкальных инструментов, которая была закрыта в 2008 году. Если наладить технологическую линию производства инструментов, они будут более доступны по цене. Сейчас гармонь можно заказать только у частных мастеров. Самая простая модель стоит от 64 тысяч рублей, концертный инструмент - от 140 тысяч рублей и выше. Не каждая семья может позволить себе такую покупку. А раньше на гармонь можно было накопить за два-три месяца, и не случайно она была практически в каждом доме.

Другой важный шаг - открытие в Казани центра гармони, где каждый желающий мог бы научиться играть на тальянке, хромке. В этом центре должен быть и концертный зал, и музей, и библиотека с необходимой литературой, нотными сборниками, обучающими видео- и аудиоматериалами.

В этом центре можно будет на постоянной основе проводить концерты, конкурсы, фестивали, мастер-классы лучших гармонистов России и мира. Только так мы сломаем укрепившийся стереотип, что гармонь - это застольный инструмент. Мое желание - вытащить гармонь из-за стола, показать, что ее возможности намного шире, чем застольные песни.

Директор культурного центра «Залесный», заслуженный работник культуры РТ Тимур Юсупов:

- В 2020 году ансамбль «Татарские гармоники» отметил свое 25-летие. Долгие годы легендарным коллективом руководил Дилус Мазитов. Недавно он передал бразды правления Ринату Сабировичу. Ансамбль будет жить, развиваться. Мы находим поддержку и понимание со стороны начальника управления культуры Казани Азата Абзалова.

После капитального ремонта КЦ «Залесный» к нам приехал мэр Казани Ильсур Метшин, который пообщался с нашими ветеранами и дал распоряжение закупить для коллектива «Татарские гармоники» комплект инструмента. В течение лета мастер Айрат Харисов сделал 10 гармоней.

Полностью поддерживаю идею создания в Казани центра сохранения и популяризации тальянки. Было бы интересно сделать телевизионный проект о гармони конкурсно-фестивального формата, востребованного сегодня формата реалити. Это привлечет молодежную аудиторию и сохранит гармонь в условиях современного города.

«Казанские ведомости», 2 сентября 2021г.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
390
0
0
Комментарии (0)
Символов осталось: